Дом Висенс: украшение Барселоны с восточным колоритом

Дом Висенс: украшение Барселоны с восточным колоритом

Интересующиеся архитектурой туристы обычно не обделяют вниманием Барселону, где жил и работал выдающийся профессионал Антонио Гауди. Свои проекты он строил с узнаваемыми чертами собственного стиля, экспериментировал и выходил за пределы классических правил. Это позволило Гауди стать самым модным архитектором своего времени. А начиналось все с первого проекта, порученного еще никому неизвестному молодому архитектору. Дом Висенс в Барселоне позволил Гауди раскрыться и показать миру свой талант. Непревзойденный архитектурный комплекс, жемчужина Каталонии, вот уже более 130 лет привлекает взгляды прохожих по улице Carrer de les Carolines.

История строительства

построил по заказу местного промышленника Мануэля Висенса.

Предприниматель занимался производством кирпича, керамической плитки и нуждался в частной летней резиденции для отдыха. Примечательно, что свой первый заказ молодой Гауди получил в 1878 году – сразу после защиты диплома архитектора. Тогда ему исполнился 31 год. Проектирование Casa Vicens заняло у Гауди целых два года, строительство началось в 1883 году, а завершилось только в 1888 году.

Хозяин летней резиденции прожил в ней около десяти лет, а после его смерти усадьбу купила семья Ховер (Jover).

В 1925 году новые владельцы обратились к Гауди с просьбой расширить здание, но в то время архитектор занимался собором Саграда Фамилия (Искупительный храм Святого Семейства).

Он попросил отреставрировать Дом Висенс своего друга, архитектора Жоана Баптиста Серра де Мартинеса.

В 2005 году Дом Висенс был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако понадобилось еще 10 лет, чтобы частная резиденция стала доступна для туристов. Официальное открытие музея состоялось в октябре 2017 года.

Архитектура

Дом Висенса спроектирован на основе правильного четырехугольника. Впрочем, некоторые площадки он целенаправленно вынес за его пределы, например, курительный салон и столовую-атриум. А еще оснастил постройку резными балкончиками, интересными выступами фасадов, маленькими башенками, эркерами. Гауди увлеченно экспериментировал, и все это, вместе с необычайно яркой цветовой гаммой, позволило архитектору создать иллюзию объема.

Главным строительным материалом выступал камень, но Гауди активно использовал кирпич и плитку, наверное, подчеркивая таким образом сферу деятельности будущего владельца здания.

Если присмотреться, то на фасаде дома станет заметен шахматный узор, созданный при помощи комбинации разных строительных материалов. Отдельного внимания стоит и декоративные оформление дома. Здесь встречаются изображения характерных для садов Барселоны растений. Эти и многие другие детали (например, башенки на крышах, напоминающие по внешнему виду купола мечетей) указывают на влияние арабо-испанского стиля мудехар. Хотя основным направлением для молодого архитектора стал модерн.

Гауди намеренно выбрал стиль, который выделил будущую резиденцию на фоне расположенных по соседству эклектических построек.

Он отказался от классических углов, архитектор решительно срезал их, чтобы здание не выглядело таким суровым. Разрабатывая дизайн прессованных плиток, автор решил взять на вооружение французскую календулу, растущую на территории усадьбы.

Так Гауди положил начало традиции использовать природу в качестве модели для архитектурных ансамблей. Восточная экзотика с первого взгляда пленила элитарный класс Барселоны, после завершения Дома Висенса у Гауди появилось множество поклонников.

Режим работы и стоимость билета

Как известно, до недавнего времени Дом Висенс оставался закрытой для посещения достопримечательностью, о его реставрации и превращении в современный музей заговорили в 2014 году, когда здание выкупил частный банк из Андорры.

“МораБанк” решил сохранить культурное наследие Барселоны и в скором времени занялся строительными работами.

Цель заключалась в том, чтобы вернуть дому максимально оригинальный облик. Чтобы ни в чем не ошибиться, сотрудники компании консультировались со многими историками, сверялись с документальными источниками.

И вот осенью 2017 года Дом Висенс впервые за 130 с лишним лет открыл свои двери посетителям. Теперь посещение музея входит почти во все обзорные экскурсии по испанской Барселоне.

Предусмотрена одна комплексная экскурсия, она включает:

  • рассказ об истории Дома-музея,
  • архитектурный анализ в контексте всего творчества Гауди,
  • культурно-социальные особенности “жизни” музея.

Музей работает ежедневно с 10.00 до 20.00, экскурсии проходят почти каждый час, последний вход в 19.00. На католическое Рождество и в первый день Нового года дом Висенса закрывается. Билет для взрослых стоит 16 евро, несовершеннолетние, которым исполнилось 8 лет, студенты и пенсионеры, платят 14 евро, до 7 лет – вход бесплатный.

Чтобы избежать очередей, покупать билеты можно онлайн .

Как добраться

Дом Висенс находится по адресу: Каррер-де-лес-Каролинес (Carrer de les Carolines/Calle de las Carolinas), 18-24, Barselona, Spain. Удобнее всего добраться до архитектурного комплекса на метро – доехать до станции Fontana по зеленой линии L3 (остановка находится в 250 метрах от Висенса) или до станции Lesseps (280 метров).

Но можно доехать до Каролинес и на автобусе № 22, 24, 27, 28, 31, 32, 87, 92 или воспользовавшись электричкой Gràcia (линии L6, L7, S5, S55, S1, S2).

Другие творения Гауди

Барселона – родина архитектора Гауди, поэтому знакомиться с его творчеством следует ехать именно сюда. Дом Висенс стал его первым творением, сделал его популярным и востребованным профессионалом. Если следовать хронологии, то следующим после Висенса рекомендуется осматривать Павильон усадьбы Гуэля и, конечно, Саграда Фамилия – собор, от которого у всех буквально захватывает дух.

Некоторые утверждают, что Искупительный храм Святого Семейства стал апогеем творчества Гауди, но, если присмотреться, то что-то новое, уникальное и оригинальное архитектор привносил в каждый свой проект.

Парк Гуэля, Крипта Колонии Гуэля, Дом Кальвет и многие другие. Ни одна экскурсия, посвященная творческому пути Гауди не обходится без посещения Casa Batlló.

Одна из последних работ Гауди – Casa Milà, ныне используется в качестве жилого дома. Но для туристов там обустроена квартира-музей, выставочный зал и мансарда.

Заключение

Испания – уникальная страна, она знаменита прежде всего своими пляжами и первоклассными курортами на побережье Средиземного моря. Но еще это родина уникального архитектора, украсившего своими творениями улицы современной Барселоны. Гауди не боялся экспериментировать, он привнес в модерн много нового и сумел оригинально соединить европейские и восточные мотивы.

Дом Висенс – ранняя работа Гауди, принесшая ему известность. Вот уже 130 лет она не оставляет равнодушными ни туристов, ни жителей Барселоны.

Дом Висенс в Барселоне – очередное творение Антонио Гауди

Великолепный дом Висенс в Барселоне – одно из творений Антонио Гауди и настоящее украшение каталонской столицы.

Это первая значимая работа великого архитектора, а с 2005 года Каса Висенс — объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Давайте разберемся, чем интересна достопримечательность и почему ее стоит посетить.

История строительства дома

Здание построено в период с 1883 по 1885 годы. Заказчиком проекта стал крупный промышленник Мануэль Висенс.

Магнат решил возвести для семьи самый красивый в Барселоне жилой дом с великолепным садом.

Реализация плана была доверена 30-летнему Гауди, которого тогда почти никто не знал.

Поскольку Висенс занимался производством керамической плитки и кирпича, при выполнении заказа мастер в основном использовал эти материалы, а также необработанный камень.

До 2014 года Casa Vicens являлся частной резиденцией, и осмотреть его можно было только снаружи. Но после приобретения здания группой Morabanc было решено открыть архитектурный памятник для всех желающих, что и произошло 16 ноября 2017 года.

На реставрацию сооружения и его превращение в музей было выделено четыре с половиной миллиона евро.

Архитектурные решения

Внешне здание представляет собой четырехэтажный ансамбль, выполненный в стиле модернизма.

Благодаря наличию башенок, эркеров и необычных балконов оно выглядит очень эффектно.

Приятно смотрится и отделка из плитки с растительным орнаментом.

Внутри Каса Висенс тоже немало интересного:

  • вестибюль с изящными витражами;
  • столовая с интерьером из дерева, украшенная 32 картинами местного живописца Францеска Торрекасаны;
  • богато оформленная курительная комната, украшенная керамикой, лепниной и папье-маше;
  • оригинальные потолки с изображением птиц и пальмовых ветвей.

Гауди был уверен в том, что все нужное художнику создала природа, и активно использовал в творчестве ее образы.

Кроме временной и постоянной экспозиций, для осмотра доступны сад и панорамная терраса.

Есть бесплатный Wi-Fi, камеры хранения и книжный магазин, а после экскурсии загляните в кафе при музее.

Как добраться

Памятник архитектуры расположен в районе Грасия, по соседству с известным кварталом Эшампле. Адрес – Carrer de les Carolines, 24, официальный сайт — https://casavicens.org/.

Чтобы добраться до Каса Висенс, садитесь на метро и езжайте до остановки Fontana (линия L3). Также до музея курсируют автобусы № 32, 27, 87, 114. Доедете и на городской электричке (ст.Gracia). Если путешествуете на арендованной машине , рядом увидите несколько платных парковок.

Часы работы

С 1 апреля по 30 сентября дом открыт ежедневно с 10-00 до 20-00. В остальные месяцы закрывается в 19-00, а по понедельникам – в 15-00.

Пройти внутрь нужно не позднее, чем за час 20 минут до закрытия.

1 и 6 января, а также 25 декабря — выходные дни.

(Источник — NTDRussian).

Билеты: как купить онлайн

Вход для взрослых стоит 16 евро, для детей от 8 до 18 лет – 14 евро. Малышей до 7 лет пропускают бесплатно.

Экскурсии в дом Висенс очень популярны у гостей Испании, поэтому позаботьтесь о билетах заранее.

Подробная инструкция о покупке билетов онлайн в статье про парк Гуэля.

Для этого достаточно:

  1. Выбрать дату, время и количество гостей.
  2. Оплатить покупку онлайн.
  3. Получить билеты по электронной почте и распечатать.

Когда Антонио Гауди заканчивал архитектурную школу, ее руководитель так отозвался о молодом зодчем:

«Мы выдаем диплом либо дураку, либо гению. Время покажет».

Любуясь Casa Vicens, еще раз убедитесь: великий изобретатель оказался гением.

Дом Висенс – первый особняк Гауди в Барселоне

Своей туристической привлекательностью столица Каталонии во многом обязана великому архитектору Антонио Гауди. Достаточно отметить, что из восьми объектов ЮНЕСКО в этом городе, шесть – творения каталонского мастера. Среди них Casa Vicens – первая крупная работа начинающего архитектора в Барселоне. Каса Висенс находится в туристической тени более известных сооружений Гауди – домов Мила и Бальо, парка Гуэля и церкви Саграда Фамилиа, но это обстоятельство нисколько не уменьшает его архитектурной ценности.

История

В 1878 г. Антонио Гауди, только что получивший диплом архитектора, спроектировал загородный жилой особняк для владельца фабрики по производству керамической плитки и кирпича Мануэля Висенса. Район Gràcia, где был сооружён дом Висенс, в тот период находился вне Барселоны. Строительство началось спустя 5 лет, и было завершено в 1888 г.

Отведённый под строительство участок был ограниченным – 30 на 34,5 м. Тем не менее, отодвинутый на задний план участка, особняк довольно вместителен: площадь всех помещений превышает 1 тыс. м 2 . Спроектированное Гауди здание с одной из сторон «утыкалось» в находившийся по соседству монастырь. Из остальных трёх фасадов главным считался юго-западный, выходящий в сад, и являвшийся как бы его продолжением. В то же время наиболее декоративным получился боковой юго-восточный фасад, с видом на нынешнюю улицу Carrer de les Carolines.

Четырёхэтажный дом состоял из полуподвала, двух жилых этажей и чердака. В нижнем жилом этаже располагались холл, столовая и курительный салон, а на втором – спальни.

После смерти Висенса в 1895 г., его вдова продала дом гаванскому хирургу Антонио Ховеру, потомки которого жили в доме вплоть до 2017 г. Новый хозяин заказал расширение особняка ученику Гауди. К задней части здания были добавлены пролёт, а также дворик и лестница: в результате этажи стали автономными. Интересно, что план этой реконструкции получил одобрение самого Гауди. Следующие две реконструкции здания, произведённые соответственно, в XX и XXI вв., также были уважительными к первоначальному плану Гауди, и способствовали сохранению в хорошем состоянии.

Ховеры разрешали «соседям и туристам» входить внутрь своего частного дома лишь единственный день в году. К счастью для них, в 2017 г. андоррский MoraBanc за 35 миллионов EUR выкупил дом, и устроил в нём скромный музей.

Первоначально дом Висенс был окружён садом. При расширении улицы Carolines, на которой расположен дом, а также после продажи владельцами в середине XX в. части земельного участка, были утрачены часть сада и ограды, ротонда и каскад с фонтаном. Правда, уменьшенную копию этого фонтана воссоздали в 1984 г. на территории другой работы мастера – усадьбы Гуэля, где сейчас действует центр изучения творчества Гауди.

Современность

Во внешнем облике дома Висенса явно угадывается направление деятельности его первого владельца. Здание построено из необработанного камня и облицовано цветными керамическими плитками, производимыми заказчиком. Красивый особняк, таким образом, кроме основного предназначения, также популяризировал продукцию владельца.

В архитектурном плане здание представляет собой четырёхугольник, правильность форм которого несколько нарушена столовой и курительной комнатой. Casa Vicens выстроен в любимом Гауди стиле оригинального модерна. В то же время, в декоративном стиле здания очевидно влияние юношеского увлечения архитектора испано-мавританским стилем мудехар, популярным в то время в Барселоне.

Со свойственной ему дотошностью и ансамблевым мышлением, Гауди спроектировал не только собственно здание, но и решётки с металлическими пальмовыми листьями ограды, ворот, балконов и окон. Это не составило ему труда: ведь Гауди происходил из семьи потомственного медника и кузнеца, и овладел этим искусством ещё в юности. Кружево кованых решёток вместе с ковровым орнаментом облицовочных плиток существенно смягчают противостояние общей устремлённости здания вверх и стандартного горизонтального членения его этажей.

В дальнейших работах Гауди каждый этаж будет оригинальным. Туристов, знакомых с другими творениями Гауди, в доме Висенса несколько удивляют и прямые линии: позже архитектор стал считаться их ненавистником. Он говорил, что они несвойственны природе, всю жизнь бывшей для него источником вдохновения.

Природные мотивы широко использованы и в доме Висенса. Росшие в окружающем саду цветы бархатцы изображены и на керамических плитках фасада, создавая общую композицию дома и сада. Птиц – фламинго и аистов, можно видеть на стенах интерьера, а ветки черешни – на потолке.

Аналогично домам Мила и Бальо, вентиляционные шахты и дымовые трубы дома Висенса задекорированы: в данном случае для этого использованы керамическая плитка. При взгляде на здание привлекают внимание изящные башенки, напоминающие купола мечетей, эркеры и резные балконы. Пестрота фасада с шахматно-цветочным орнаментом не только не портит дом, но и сообщает ему определённую теплоту. Как говорил Гауди, он просто перенёс на изразцы цветочный ковёр бархатцев и подсолнухов, увиденный им в саду на месте постройки особняка.

Несмотря на недорогие отделочные материалы, дом Висенс напоминает замок. Интерьеры дома Висенс чрезвычайно декоративны, и удивляют тщательностью исполнения каждого элемента. К счастью, самые декорированные и запоминающиеся помещения – вестибюль, курительный салон и столовая, почти не изменили свой первоначальный облик.

Как добраться?

Адрес Casa Vicens: Carrer de les Carolines, 20-26. Время работы – с 10 до 19 часов, а цена входного билета – 19 EUR. Заказать билет можно на сайте .

  • по зелёной линии L3 метро до станции Fontana;
  • ветками L6, L7, S5, S55, S1, S2 электричек FGC до станции Gracia;
  • автобусными маршрутами №№ 2, 4, 14, V17, 27, 87, 2222;
  • «синим» маршрутом туристического автобуса Bus Turistic.

Антонио Гауди: архитектурные шедевры в россыпи керамических и стеклянных осколков

В эпоху модерна на улицах в разных уголках мира по фасадам зданий разрастались декоративные элементы отделки из натуральных материалов. Архитекторы и ремесленники стремились воплотить в жизнь идею слияния искусства с природой. Поглотившее всех течение в неумелых руках порождало чрезмерность и нелепость, но работы великих гениев обретали пластичность линий на века и становились объектом подражания для последователей.

Фасадный керамический декор украшает множество зданий выдающегося испанского (каталонского) архитектора Антонио Гауди. Период его творческой деятельности пришёлся на конец XIX-начало XX века. Работы Гауди характеризуются свойственными испанскому модернизму яркостью и необычностью. Мастер увлекался цветной керамикой, используя её по возможности во всех деталях своих произведений.

В большей степени на Гауди повлияло течение модерна, стимулируя экспериментировать с использованием новых форм и материалов, позволяя отойти от исторических канонов в поисках собственного пути. Но это направление составило лишь основу для архитектора в создании своего неповторимого стиля. В произведениях мастера можно увидеть плавность природных линий в совокупности с особыми чертами каталонской архитектуры (мавританского, восточного и готического стилей). Специфическую манеру Антонио Гауди отнести однозначно к определённому течению абсолютно невозможно, скорее это своеобразное своеволие в духе эклектики, выполненное в рамках тончайшего вкуса автора.

Широчайшим полем для творческой деятельности Антонио Гауди стала Барселона, где архитектор провёл большую часть своей жизни. Среди его работ можно выделить дом Бальо, парк и дворец Гуэля, школу Терезианок, дом Мила, дом Висенса, а также величайшее произведение его жизни – Искупительный собор Святого Семейства. Фасадные мозаичные панно этих и других шедевров Гауди составлены из керамической плитки, битой посуды, бутылочного стекла и камня, иногда – изразцов, например, дом Эль Каприччо. Его творчество стало воплощением искусства не только в отдельных произведениях, но и создало лицо целого города – Барселоны.

Изразцовая облицовка фасада дома Эль Каприччо, 1883-1885 гг.

Одна из первых работ Гауди – дом Висенса, построенный по заказу производителя керамической плитки Мануэля Висенса. Сегодня это чарующее здание в традициях восточной культуры – украшение Барселоны и излюбленное место туристов. Изюминка отделки фасада здания – рельефный узор керамической плитки ручной работы. Растительная роспись выполнена в виде солнечных жёлтых цветков бархатцев, повсеместно украшающих сады Барселоны. Сочетание пёстрой изразцовой облицовки с обилием массивных кованых элементов придаёт зданию колорит восточных сказок.

Фрагмент отделки изразцами фасада дома Висенса, 1877 г.

Под наибольшим влиянием течения модерна создана отделка элегантного и в то же время неординарного фасада дома Бальо, выполненного в технике тренкадис («ломаной» мозаики). Оформление здания принадлежит помощнику архитектора художнику-керамисту Жузепе Жужолю. Керамическая облицовка фасада здания словно тянется к небу россыпью разноцветных осколков и кругов. Венчает здание крыша, покрытая керамической черепицей в виде чешуйчатой кожи мифического дракона.

Керамический декор фасада и крыши дома Бальо, 1877 г.

Антонио Гауди стал известен и подарил миру свои произведения в некоторой степени благодаря поддержке каталонского промышленника графа Эусеби Гуэля. По его протекции архитектор получил несколько заказов, а после выполнил несколько работ при его финансовой поддержке. В 1884 году в историческом центре Барселоны развернулось строительство дворца Гуэля на средства промышленника. Фасад здания удивительно строг своими геометрическими формами, абсолютно не свойственными творениям мастера, коваными декоративными элементами и решётками. Но стоит поднять голову вверх и всё становится на свои места: именно на крыше здания, казалось бы непригодном для искусства месте, фантазия Антонио Гауди выливается всеми красками. Здесь расположились непохожие один на другой шпили и дымоходы, для облицовки которых мастер использовал свою любимую технику «битой» мозаики, в которой объединил разноцветные кусочки керамических плиток и стекла.

Мозаичный декор на крыше дворца Гуэля, 1884-1888 гг.

Своеобразным городом-садом раскинулся не менее известный проект Гауди – парк Гуэля. Вот поистине простор для безграничной фантазии мастера. Здесь каждая деталь послужила полотном для выплеска неуёмного воображения Гауди. Фонтанчики, скамейки, лестницы, ограды и домики искрятся осколками керамики и стекла в узорах причудливой мозаики. При этом каждый элемент декора уникален и неповторим. Парк Гуэля – сплетение рукотворных произведений с ансамблем живой природы. Парк создавался на протяжении 14 лет, вместил на своей территории десятки шедевров архитектуры, монументального и прикладного искусства и стал опередившим время произведением абстракционизма и сюрреализма. В одном из зданий парка сегодня расположился дом-музей Антонио Гауди. Особенно манит туристов верхняя терраса парка. Но внимание привлекает не только открывающийся вид, а и творение Антонио Гауди и его бессменного помощника Жузепе Жужоля – скамейка-парапет, украшенная знаменитыми коллажами из битого стекла и осколков керамических изразцов.

Скамейка-парапет в парке Гуэля, 1909 г.

Антонио Гауди и его работы порицались большинством его современников. Непризнанность и отрицание подстерегали большинство художников и мастеров эпохи модерна. Сегодня также находятся как поклонники таланта архитектора, туристы, следующие в Барселону, чтобы увидеть лишь фасадную мозаичную россыпь полную разнообразия, красок и символизма, так и люди совершенно не признающие его, считающие непонятным, а порой и вовсе бессмысленным. Одно лишь является неизменным на протяжении жизни его произведений – нет людей равнодушных к его работам. Такое внимание свидетельствует о неумирающем гении великого архитектора. Его фасадная керамика многогранна, гармонична, несмотря на эклектичность, и органична улицам романтической Барселоны. Что касается форм, цветовых и стилистических сочетаний, то Антонио Гауди, бесспорно, являлся великим экспериментатором. Основной секрет успеха архитектуры мастера в пластичности и перетекании линий, свойственных живой природе.

Источники:

http://pvmgid.ru/goroda-ispanii/barselona/dom-visens-v-barselone.html

http://barcelona24.ru/dom-visens.html

http://ceramicadecor.ru/blog/antoni-gaudi/

http://sagradafamilia.org/casa-museu-gaudi

Ссылка на основную публикацию