Имперский Вормсский собор в Германии

Имперский собор в Вормсе

Имперский собор, или Кайзердом — традиционное название храма, который был построен под прямым покровительством императора Священной Римской империи. Главной достопримечательной чертой таких соборов является наличие в нем двух хоров — в начале и в конце нефа — второй, дополнительный, хор был предназначен для императора и его семьи, олицетворяя равновесие между властью церкви и кайзера.

В период правления Салической династии (1024 — 1125) статус имперского собора имели три храма: Майнцский, Шпайерский и Вормский. Последний из них самый маленький по размеру и самый молодой, однако, является наиболее совершенным памятником романской архитектуры Священной империи. Он прославлен как место действия «Песни о Нибелунгах», хотя и построен за столетие после описываемых там событий. Известный Вормсский собор и как арена борьбы между императорами и папами: именно здесь в 1149 году был избран Папой Римским Лев IX, брат императора Конрада II, что положило начало многолетним спорам о инвеституре, то есть, назначении духовных и светских владык. Наконец, в Кайзердоме Вормса Мартин Лютер выступал перед императором Карлом V Габсбургом, яростным противником Реформации.

Собор в Вормсе (Германия) был построен на месте оттоновской церкви начала XI века. Он стоит на холме, который раньше был местом поселения кельтов и римлян. В плане храм представляет собой трехнефную базилику, пересеченную единственным трансептом. Над крестопоклонной поднимается восьмигранная башня, опоясанная крытой галереей. Западный и восточный фасады собора фланкированные стройными шести и семиярусными башнями, а в центре западного фасада возвышается еще один восьмигранный шатер. С востока храм замыкает величественная апсида над окнами-розами.

В решении фасадов обращает на себя внимание отказ от традиционной для романского стиля четности оконных и дверных проемов — каждое окно представляет собой самостоятельный композиционный центр, отграниченный рамкой Лизен и фризами. Фрагменты стен с окном в центре образуют своеобразные модули, из которых состоит протяжный массив базилики.

Архитектурный облик собора отличается целостностью, искусно сочетается с утонченным богатством декора. Ниши с архивольтами, декоративные мансарды на кровлях, элегантные галереи и аркатурные фризы превращают храм в подобие города, земное олицетворение Града Божьего. Фигуры святых, фантастических существ, священных животных демонстрируют стилистическое единство, зрелость и волнующую эмоциональность образов имперского собора в Вормсе.

Имперский Вормсский собор в Германии

Вормсский собор в Германии, наименьший из трех имперских соборов, расположенных на Рейне, за многовековую историю повидал множество событий и увековечен в знаменитом германском эпосе «Песнь о Нибелунгах».

История собора

Собор в Вормсе берет свое историческое начало в 1130 году, когда епископ вормсский Бурхард издал указ о его строительстве. После завершения работ в 1181 году храм официально открыли и освятили. На этом мероприятии лично присутствовал император Фридрих I Барбаросса.

Здание собора расположено на холме в самой высокой точке города неподалеку от Рейна.

Для его сооружения была снесена церковь в романском стиле от первых поселенцев здешних земель.

В самом Вормсе часто проходили заседания рейхстагов, где была представлена тогдашняя элита общества и принимались важные своды законов для управления государством.

По приглашению Карла V на одном из таких заседаний в 1521 году присутствовал Мартин Лютер. На нем он отказался отречься от своих взглядов, за что его признали еретиком и намеревались взять под арест, но будущий родоначальник протестантизма успел ускользнуть.

Сегодня собор — католическая церковь, где по выходным проходят службы.

Архитектурный ансамбль

Вормсский собор святого Петра возведен в романском стиле с некоторыми элементами готики, на что указывает отказ от традиционного стиля четности дверных и оконных проемов. Они, вместе с фрагментами стен, образуют своеобразные модули, которые формируют массив всего строения.

На стенах укреплены барельефы конца XV-начала XVI века, которые ранее украшали клуатр — типичную для романской, византийской и готической архитектуры крытую обходную галерею, обрамляющую закрытый прямоугольный двор-колодец или внутренний сад монастыря.

В архитектурном плане собор представляет собой трехнефную базилику. От предыдущей церкви остались нижние ярусы двух восточных башен, из которых, собственно, и началось строительство. Их высота составляет порядка 65 метров. Западный хор, где расположена Николаевская часовня, и западные башни возвели под конец строительства.

Изначально главным входом был северный императорский портал, но в 1300 году с южной стороны пристроили новый каменный портал в готическом стиле, который сейчас стал центральным входом в собор. Его украшает резьба по камню.

К концу XV века был построен монастырь к западу от часовни. После захвата Вормса в 1689 году войсками Людовика XIV собор сильно разрушили. Только в 1886 году началась реставрация, которая вернула фасаду первоначальный облик.

Готические своды храма никогда не разрушались, а вот внутренний интерьер, к сожалению, изменился.

Его удалось восстановить частично, поэтому большинство элементов декора относятся к периоду позднего немецкого барокко XVIII века.

Внутри собора в Вормсе расположен орган, который поставили после окончания Второй мировой войны. Главная достопримечательность храма — алтарь, выполненный по проекту известного мастера Иоганна Балтазара Неймана. B крипте над алтарем захоронены первые восемь епископов вормсского собора.

Как добраться

Ближайший крупный город Майнц расположен в 60 километрах севернее от Вормса. На железнодорожном транспорте время в пути составит от 36 до 53 минут. Поезда ходят каждые полчаса. Стоимость билета на сайте Deutsche bahn в одну сторону для прямого сообщения — порядка 13,50-16,50 евро (1000-1200 рублей).

Вормс — маленький и компактный город с населением около 90 тысяч человек, поэтому из любой точки города до собора можно добраться пешком.

С железнодорожного вокзала маршрут имеет протяженность менее километра. Идти нужно на площадь Domplatz, которая расположена на пересечении улиц Andreasstraße и Neumarkt. Двигаясь со стороны ж/д вокзала, лучше держаться улицы Schlossplatz.

В заключение

В зимний период собор работает с 10.00 до 16.45, в летний — с 9.00 до 17.45. Во время службы храм закрыт для осмотра достопримечательностей туристами. Вход бесплатный. Более подробную информацию можно найти на официальном сайте .

Вормский собор (Wormser Dom), Германия

Der Dom St. Peter in Worms. Wormser Dom
Время строительства с 1130 до 1181 годов. Романский стиль.
Собор Святого Петра в Вормсе один из трех рейнских имперских соборов.

Собор расположен в самой высокой точке города Вормс и является важным памятником романской архитектуры. Тесно связан с именем епископа Берчарда и расцветом города в XII и XIII веках. Основное время строительства собора 1130-1181 года. Построен он на месте римской базилики. Последние исследования говорят о том, что строительство началось уже в 1002 году.

Основные события, которые были связаны с собором: папские выборы (Лев IX.(Leo IX.)) в 1048 году, Вормсский конкордат в 1122 году, Вормсский эдикт 1521 года, в ходе которого Мартин Лютер отвечал перед императором Карлом V и после которого Мартина Лютера объявили еретиком.

В настоящее время собор является католической приходской церковью, которой в 1925 году Папа Римский присвоил звание “Базилика минор”. Это почетное звание, которым подчеркивается важность этой церкви.

Город Вормс сейчас ведет спор с городом Триром за звание самого старого города на территории современной Германии. Поскольку этот холм, на котором стоит собор, был безопасным местом при наводнениях, то уже с третьего тысячелетия до нашей эры на нем селились люди. Жили здесь и кельты из германского племени Vangionen. Они были покорены римлянами, которые построили на холме, административный центр и храм. Во время упадка Римской империи около 401 года Вормс вышел из состава римской империи. Двенадцать лет спустя бургунды захватили Вормс и объединились с римлянами для защиты границ Римской империи. Когда же в 435 бургунды попытались избавиться от господства Рима, они были разбиты римлянами. Через год римлян разбили гунны, которые к этому моменту уже уничтожили большую часть бургундского народа проживающего в долине Рейна. Гунны были разбиты франками. Франкская империя была разделена на три части. Ворм находился в Австразии. С развитием христианства в франкской империи, строились новые церкви и храмы. И правитель Дагоберт I распорядился о строительстве христианской церкви в Вормсе на фундаменте римского храма. Точная дата строительства не установлена, но именно эта церковь считается предшественницей собора.

Основное же строительство храма началось при епископе вормском Берчарде I (Burchard I). Занял он этот пост в 1000 году и начал сразу с церковной реорганизации города. И в 1002/1003 годах он начал планировать строительство нового храма. Были обозначены контуры: крестообразная базилика с двумя хорами. Уже в 1018 году собор был освящен в присутствии императора, но здание рухнуло. Через два года строительство было возобновлено. После смерти Берчарда I в 1030/1040 собор был украшен внутри колоннами с позолотой. Но вскоре выяснилось, что колонны эти не работают как несущие и были достроен еще один ряд мощных колон. Так же были произведены некоторые изменения в подвалах и башнях. В 1110 году собор был освящен во второй раз. Потом в летописях упоминается о том, что храм был осквернен, но не понятно как, закрыт и позже освещен еще раз.

Новое здание построено в XII-м веке, тот самый собор который мы видим сегодня. Началось строительство приблизительно в 1125 году. Собор был спроектирован и построен в романском стиле и под влиянием бургундских традиций богато украшен. В 1172 году епископом Конрадом II преподнесено в дар новое убранство и свет для западного хора. Конрад II похоронен в крипте собора в 1192 году.

Примерно 100 лет спустя началось третья перестройка собора. Была достроена часовня Св. Николая Чудотворца. Оборудован новый вход в нее с южной стороны. С восточной стороны оборудованы две часовни Св. Анны и святого Георгия. Кончились эти перестройки тем, что в 1429 рухнула часть северо-западной башни. Восстановлена она была, но уже в готическом стиле. К концу века при епископе Джоне Дальберге, был построен монастырь к западу от часовни Св. Николая Чудотворца.

После 1521 года собор постепенно теряет свое влияние. А в 1556, после Вормсского эдикта, часть общин перешла на сторону Мартина Лютера.

Во время Тридцатилетней войны шведские войска захватили город и с 1632 до 1635 в соборе богослужения проводились протестантскими проповедниками

Затем французские войска опустошили и разрушили многие города, в том числе и Вормс. Церкви были разграблены, была совершена попытка взорвать Вормский собор, это не удалась, но он полностью сгорел внутри. Епископ Franz Ludwig von Pfalz-Neuburg восстановил собор в 1698 году. Поручено это было архитектору Balthasar Neumann, который добавил некоторые элементы барокко, сделал дополнительные окна и серебряный алтарь.

В 1824 году Ворм был захвачен французской революционной армией. Собор превращен в складское помещение. До 1830 года монастырь был полностью разрушен и камни были проданы с аукциона.
(Кстати, подобная история была с Burg Rheinfels в городе St. Goar. Там французы тоже разбирали замок по камушкам и торговали ими.)

Wormser Dom, 1824. Автор Eugen Neureuther

И только в 1886 началась тщательная реконструкция собора. Западный хор пришлось заменить из-за дефектов фундамента. Широкомасштабные ремонтные работы завершились лишь в 1935 году. В конец Второй мировой войны собор был сильно поврежден бомбардировкой, но интерьеры, к счастью не были затронуты.

От себя могу добавить, что энергетика у храма мощная. Даже мой всегда скептично настроенный муж, это почувствовал. Какое-то мрачное величие. Чувство подавленности и восхищения одновременно 🙂

Wormser Bischof Burchard I

Внутри тоже как-то темно и мрачно было. Хотя и очень величественно, этого не отнять.

Крипта, где захоронены тела правителей города, епископов.

Имперские соборы Германии

Кайзерский или императорский собор — традиционное название для романского собора, построенного под прямым покровительством императора Священной Римской империи. Главной отличительной чертой имперских соборов является наличие двух хоров в начале и конце нефа. (Неф — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов).

Второй, дополнительный неф предназначался для императора и его семьи. Таким образом, имперская власть ставилась на один уровень с властью Бога, а положение хоров олицетворяло также и некое разделение власти между Богом и кайзером.

Особое место в строительстве соборов Германии занимали в Х в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами.

Статус имперского собора они получили еще при Генрихе IV.

Первым собором был Шпайерский собор Девы Марии и св. Степана, строительство которого началось в 1030 году императором Конрадом II. Собор должен был стать фамильной усыпальницей представителей Салической династии. Впоследствии собор перестраивали под Генриха IV, а в 1082–1104 годах увеличили своды.

Собор был построен в за 60 лет.

Именно поэтому Шпайерский собор – не сеет в своей архитектуре смешения стилей, а является единым архитектурным целым в стиле «высокой романтики».

В склепе под алтарём находятся захоронения нескольких германских кайзеров и королей.

Рядом с собором – музей (бывшая ризница). А перед собором – громадная каменная чаша емкостью 1560 л, так называемая Соборная чаша: при вступлении каждого нового епископа Шпайерского «в должность» чашу наполняли вином для простого народа.

Майнцский собор свв. Мартина и Стефана построили под непосредственным контролем Генриха. Строительство началось предположительно в конце Х века, в последующие века достраивались различные части, осуществлялись реставрации и восстановления после частичных разрушений. В Средние века в нем короновали нескольких королей. В 1184 году Фридрих I Барбаросса отмечал в нем посвящение его сыновей в рыцари, вошедшее в историю как крупнейшее торжество Средневековья.

С архитектурной точки зрения, в сегодняшней форме это — трехнефная базилика с колоннами, в романском стиле с элементами готики и барокко.

Вормский собор св. Петра приобщился к имперским соборам за монументальность и торжественность.

Вормский собор был построен в середине ХІІ века на самом высоком холме в Вормсе, так как это место было защищено от наводнений.

На месте этого собора располагалась старинная церковь, построенная примерно в 600 году.

В Вормском соборе, построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.

В комнате под алтарем покоятся останки родственников и приближенных императора Конрада ІІ , умерших в Х — ХІ веках.

Так же известность этот собор приобрел благодаря « Песни о Нибелунгах», написанной в ХІІ веке. Кульминационная сцена песни происходит как раз именно возле Вормского собора.

На стыке трех государств: Германии, Бельгии и Нидерландов, в древнем городе Ахен находится Ахенский или Имперский собор – старейший средневековый собор Европы, где в течение 600 лет было короновано 35 германских королей и 14 королев.

Карл Великий, первый император Священной Римской империи, объединивший под своим скипетром почти все христианские народы Западной Европы, решил воздвигнуть «новый Рим» в своей резиденции в Ахене. В 786 году он начал строительство дворцовой императорской капеллы по проекту Одона Мецкого, ставшей ядром собора. Капелла разработана в византийском стиле по образу базилики Сан-Витале в Италии, откуда были заимствованы восьмиугольные формы, полосатые арки, мраморный пол и золотые мозаики.

Имперский собор в Ахене представляет собой шестнадцатигранное большое каменное здание из плотного известняка. Восьмиугольный внутренний зал окружен кольцевой галереей, окаймленной бронзовым ограждением. Капелла отличается высоким куполом (31 м), своды собора поддерживают множество мраморных колонн эпохи Каролингов. Винтовые лестницы, проложенные в толще стен капеллы, ведут на галерею второго яруса, где во время богослужений находились император и его приближенные. Западный вход украшают большие бронзовые двери VIII века, известные как “Волчьи Ворота”. Это сохранившийся оригинал древней капеллы и весят четыре тонны. Современный вход открыт через меньшие, более скромные двери справа.

В верхней галерее находится трон, на котором короновались императоры Германии. В стенах встроены 13 витражей из цветного стекла 30 метров в высоту. Оригинальные окна были повреждены во время Второй мировой войны, а затем восстановлены в 1950 году. К счастью сам собор не пострадал.

Еще при жизни Карла в капелле были собраны важнейшие христианские реликвии, до сих пор хранящиеся в Имперском соборе Ахена: покров Пресвятой Девы, пеленки младенца Иисуса, набедренная повязка Христа на кресте и ткань, на которой лежала голова Иоанна Крестителя после его казни. В средние века эти реликвии привлекали полчища паломников из Германии, Австрии, Франции, Англии, Ирландии, Швейцарии и других стран. Начиная с XIV века четыре “Великие Реликвии” стали выставлять на показ только один раз в семь лет. Этот обычай продолжается и сегодня (следующий будет в июне 2014 года).

В центре капеллы лежит камень с надписью «Carolo Magno», где похоронен Карл Великий. В 1000 году император Оттон III велел открыть склеп. Говорят, тело Карла было найдено в замечательной сохранности, сидящим на мраморном троне. Большая фреска представляющая этот эпизод нарисована на стене большой комнаты в ратуше. В честь канонизации Карла Великого в 1165 году по просьбе Барбаросса в центре зала был подвешен огромный (4,2 м в диаметре) бронзовый обруч со свечами. По заказу короля Франции Людовика XI в 1481 году построены отдельные реликварии для отображения костей правой руки Карла Великого, которого почитали как прародителя французских королей.

В то же время часовня была перестроена в готическом стиле. Храм императора был перенесен в восточную часть, где находится и по сей день. В XV веке было добавлено несколько небольших часовен и зал для прихожан, чтобы поместить толпы паломников, в результате чего здание увеличилось до нынешних размеров.

Бамбергский собор свв Петра и Георгия — один из семи имперских соборов Германии. Собор был построен по указанию Генриха Святого.

В соборе находятся захоронения известных личностей, в том числе и Генриха Святого, его жены Кунигунды, папы римского Климента ІІ — единственного папы, похороненного в Германии, и первого короля Германии из династии Штауфенов Конрада ІІІ.

Сегодня Бамбергский кафедральный собор представляет собой образец романской архитектуры, длина — 94 м, ширина — 28 м, высота здания — 26 м. По углам построены четыре башни по 81 м высоты каждая. В башнях встречаются элементы готики.

Франкфуртский собор св. Варфоломея — самый большой храма Франкфурта-на-Майне, где раньше проводились церемонии коронации императоров Священной Римской империи.

В эпоху Римской империи на месте собора стояла капелла, затем усадьба имения, потом здания, считающиеся предшественниками собора: дворцовая капелла Меровингов, каролингская дворцовая капелла и Базилика спасителя. В XIII веке части здания были перестроены и отстроены заново, и это время можно считать началом эпохи современного собора.

Самой ценной реликвией, хранящейся во Франкфуртском соборе, считается верхняя часть черепа апостола Варфоломея, которого с 1239 года считают покровителем собора.

И седьмой имперский собор — это Кёнигслуттерский собор свв. Петра и Павла. Он был заложен императором Лотарём ІІІ. Собственно здесь же его и погребли.

Все имперские соборы Германии занесены в список мирового культурного наследия «ЮНЕСКО».

Источники:

http://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/vormsskiy-sobor.html?amp

http://romanesque-art.livejournal.com/50497.html

http://vuzlit.ru/490167/imperskie_sobory_germanii

http://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/zamok-xoenshvangau.html?amp

Ссылка на основную публикацию