Метрополитен в Германии – история появления и особенности

МЕТРОПОЛИТЕН

МЕТРОПОЛИТЕН, или метро, скоростной местный пассажирский железнодорожный транспорт, линии которого полностью или частично проложены в туннелях. Метрополитен обычно является основной системой общественного городского транспорта. Это транспорт местного значения, его поезда ходят чаще, расстояния между станциями меньше, чем на пригородных железных дорогах, и у него нет центрального вокзала. Благодаря отсутствию пересечений на одном уровне поезда метрополитена могут ходить с повышенной скоростью. В центральной части города линии метро прокладываются под землей, а в других районах – также в открытых выемках, на поверхности или на эстакадах.

После Второй мировой войны в связи с быстрой урбанизацией началось усиленное строительство и расширение метрополитена в крупных городах всех стран мира. В настоящее время крупные сети линий метрополитена общей протяженностью свыше 160 км имеются в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио и Москве. Насчитываются также пять сетей метро протяженностью более 80 км: в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне, Берлине и Гамбурге.

Технические средства.

Пути метрополитена аналогичны путям обычных железных дорог для вагонов на колесах с ребордами. На некоторых метрополитенах вместо стальных рельсов устроены продольные выемки в дорожном полотне, по которым вагоны катятся на пневматических шинах. В большинстве случаев каждая линия состоит из двух параллельных путей, но на участках с очень интенсивным движением нередко бывает три и четыре пути, что позволяет создать экспрессные линии.

Ток обычно подводится по третьему рельсу, с которого снимается скользящим контактом. На некоторых метрополитенах, например мадридском и римском, ток снимается с воздушного провода. Электричество не только приводит в действие тяговые двигатели поезда, но и обеспечивает освещение, отопление и вентиляцию вагонов.

Современная система сигнализации, централизации и блокировки, в принципе такая же, как и на железных дорогах, позволяет поездам двигаться с интервалами менее 1,5 мин. Современные вагоны большой вместимости рассчитаны на высокие скорости движения. Они изготовлены из легких и прочных материалов, быстрее ускоряются и лучше тормозятся. Благодаря применению железобетонных шпал и сварных рельсовых ниток длиной 0,4 км поезд движется более плавно и с меньшим шумом. Для автоматического управления маршрутами применяются компьютеры. На некоторых линиях предусматривается кондиционирование воздуха в поездах и на станциях.

История возникновения метро.

Первая в мире подземная железная дорога была построена в Лондоне, где на улицах было слишком тесно из-за гужевого транспорта. Эта линия протяженностью 6 км была открыта в 1863. Она частично финансировалась железнодорожными компаниями, которым недоставало доступа к центральным районам города. В первый же год эксплуатации она перевезла более 9 млн. пассажиров. Первая электрифицированная подземка была открыта в Лондоне в 1890. Лондонская сеть подземных линий постепенно расширялась, и к 1900 было электрифицировано более 177 км.

К началу 20 в. в Европе был построен ряд коротких подземных линий и в других городах. В 1880-х годах была введена в эксплуатацию смешанная сеть в Глазго, состоявшая из линий с паровозной и канатной тягой. В 1896 открылась первая на европейском континенте будапештская подземка протяженностью вначале всего лишь 3,7 км. В 1902 вошел в строй берлинский «У-бан». В 1900 начала действовать первая 14-км очередь парижского метрополитена, который стали коротко называть «метро».

Первый в США метрополитен практического пользования, Тремонтстритская подземка, открылся в Бостоне в 1897. Его туннель протяженностью 2 км позволил освободить от трамваев самые людные улицы города.

В последней трети 19 в. в Нью-Йорке было построено много надземных городских железных дорог. В 1867 открылась надземка «эл» (от «элевейтед») в Манхаттане. К концу 1870-х годов до верхнего Манхаттана была дотянута Истсайдская надземка, к 1895 доведенная до Бруклина. В ту пору на скоростных линиях общественного железнодорожного транспорта уже широко использовалось электричество. В следующем десятилетии в Нью-Йорке была создана единая система подземных и надземных линий. Первая подземная линия этого города (Лексингтон-Авеню протяженностью 14,6 км) открылась в 1904. В Чикаго к 1900 действовали надземные линии протяженностью 55 км, а в Филадельфии первое метро открылось в 1907.

МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА

Ниже кратко описываются крупнейшие метрополитены мира по странам в порядке наибольшей протяженности линий.

Метрополитены США в высокой степени автоматизированы, снабжены системами сигнализации, централизации и блокировки, автоматическими поездными диспетчерами и по крайней мере частичной компьютеризацией управления.

Ньюйоркский метрополитен – самый большой в мире. Кроме города, он обслуживает четыре из пяти пригородов Нью-Йорка (Ричмонд в эту систему не входит). По нему проезжает почти 4 млн. пассажиров в средний рабочий день и почти 1,5 млрд. – в год. Протяженность его подземных линий составляет 216 км, 166 км линий проложены на эстакадах, в открытых выемках и на поверхности. Кроме механических мастерских и депо, метрополитен насчитывает 1030 км путей, из которых 715 км подземные, и 444 станции, из которых 265 – под землей.

Великобритания.

Протяженность линий лондонского метрополитена составляет более 435 км, а годовой объем перевозок превышает 700 млн. пассажиров. Этот метрополитен объединен с Британскими железными дорогами и дает возможность пассажирам пересаживаться на пригородные электропоезда. Благодаря большой глубине залегания лондонское метро во время Второй мировой войны служило бомбоубежищем.

Франция.

Парижское метро, которое многие считают самым эффективным в мире, по протяженности линий (253 км) уступает только нью-йоркскому и лондонскому. Оно объединено с Французскими национальными железными дорогами. Его новая радиальная линия, пересекающая весь город, самая быстрая в мире: средняя скорость на участке от Елисейских полей до станции Ла-Дефанс составляет 100 км/ч. Густая сеть метро превосходно покрывает основную часть столицы и отличается некоторыми особенностями, например двумя классами вагонов, специальными сиденьями для инвалидов, электронными картами, показывающими наиболее удобный маршрут, и резиновыми шинами колес. В год метро перевозит свыше 1 млрд. пассажиров.

Япония.

Токийское метро, открытое в 1927 и насчитывающее 200 км линий, – самое старое и большое в Японии. Будучи еще и самым загруженным в мире, оно перевозит свыше 2 млрд. пассажиров ежегодно. Японские метрополитены отличаются длинными подземными переходами, в которых размещены многочисленные рестораны и магазины. В 1990-х годах проводилось интенсивное расширение сетей метрополитена, обусловленное ростом населения в пригородных зонах крупных городов Японии.

Из шести метрополитенов бывшего Советского Союза все, кроме московского, вошли в строй после Второй мировой войны. Московский метрополитен открылся в 1935, протяженность его линий превышает 160 км, и он перевозит 5 млн. пассажиров в день, т.е. больше, чем какое-либо другое метро, кроме токийского. Станции метро, расположенные по большей части под землей, строятся по индивидуальным проектам из мрамора, алюминия и нержавеющей стали и нередко украшаются мозаикой и статуями.

Петербургское метро, такой же архитектуры, было открыто в 1955, полная длина его линий равна 64 км. Метрополитены меньшей протяженности были построены в Киеве (Украина, 1960), Тбилиси (Грузия, 1966), Баку (Азербайджан, 1967) и Харькове (Украина, 1974).

Германия.

Наиболее протяженные метрополитены в Германии – берлинский и гамбургский. Линии берлинского метрополитена общей протяженностью 113 км лишь наполовину подземные, причем на восточную часть города приходится около 24 км. Гамбургский «У-бан», открытый в 1912, с протяженностью линий 89 км, объединен с сетью трамваев и автобусов. Мюнхенское 27-км метро открылось в 1971, а небольшие боннское и ганноверское – в 1975. В Штутгарте действуют подземные трамвайные линии.

Швеция.

Стокгольмская «Т-бана» с протяженностью линий 71 км, из которых 23 км подземные, перевозит более 200 млн. пассажиров в год.

Дания.

Копенгагенское метро «Эс-тоге» было открыто в 1934. Протяженность линий, частью подземных, а частью надземных, – 60 км, они непосредственно связаны с пригородными поездами железной дороги.

Испания.

Мадридское метро, открывшееся в 1919, с первоначальных 2,9 км постепенно выросло до 56 км. Теперь оно перевозит свыше 550 млн. пассажиров в год – более любого другого метро на европейском континенте, кроме московского и парижского. Линии сильно загруженного барселонского метро протяженностью 40 км почти полностью подземные.

Канада.

Монреальское метро на резиновых шинах, открывшееся в 1966, – самое современное в мире. Протяженность всех линий этого метро 25,95 км. Монреальское метро перевозит около 125 млн., торонтское – около 175 млн. пассажиров в год.

Мексика.

Метро в Мехико открылось в 1969. Его бесшумные вагоны на резиновых шинах каждый год перевозят более 500 млн. пассажиров. Все станции различаются орнаментальными мотивами, что облегчает ориентирование неграмотным пассажирам.

Норвегия.

Метро в Осло открылось в 1966. Протяженность его линий равна 39 км, почти все они на поверхности.

Италия.

Первая очередь 35-км миланского метро с его самыми современными вагонами и средствами управления открылась в 1964. Две из его линий почти на всем своем протяжении подземные. Римское метро с первоначальной протяженностью линий 10,9 км открылось в 1955.

Венгрия.

Протяженность линий будапештского метро, самого старого на европейском континенте, равна 20,8 км. На его первом участке, построенном в 1896, впервые был применен туннель с проходкой открытым способом, т.е. туннель не круглого поперечного сечения, а с вертикальными стенами из каменной кладки и плоским покрытием.

Другие страны.

Первое метро Латинской Америки открылось в 1913 в Буэнос-Айресе. Сиднейская подземная железная дорога в Австралии открылась в 1926. В Нидерландах в 1968 появилась короткая линия в Роттердаме, а в середине 1980-х годов – в Амстердаме. Первая очередь метро в Хельсинки открылась в 1982. Кроме них, в Европе имеются метрополитены в Лиссабоне, Вене, Праге и Варшаве.

Лиманов Ю.А. Метрополитены. М., 1971
Бакулин А.С. и др. Сооружения, устройства и подвижной состав метрополитена. М., 1979
Березин В.С. Московское метро. М., 1986

Метро Берлина

История говорит, что это была его первая и последняя поездка на метро (не кайзерское, видимо, это дело), но для жителей Берлина метро очень быстро стало самым удобным городским транспортом.

Как и история города, история берлинского метро наполнена драматическими событиями: использование станций в качестве бомбоубежищ во время Второй Мировой войны, перерезание путей в годы существования Берлинской стены. Уникальное, в своем роде метро: в течение нескольких десятилетий оно связывало лагерь капитализма и лагерь социализма. В настоящее время оно является основой городского транспорта. 9 линий общей протяженностью чуть больше 150 км, 173 станции, почти 500 млн пассажиров за год — такова статистика.

Опытный врач-эксперт по лечению в Германии и профессиональный медицинский переводчик. Знает, как обеспечить Вам лечение в Германии у специалиста высокого класса. Узнайте, почему 85% пациентов обращаются к Максиму Рыкову и в Клиники Германии по совету друзей и знакомых .

Как выглядит

С точки зрения пассажира, берлинское метро состоит из двух частей: наземной (S-Bahn) и подземной (U-Bahn). Можно пересесть с линий U на линии S и обратно, это не составит проблем. Но на многих станциях надо очень внимательно смотреть, в каком направлении следуют поезда: одна платформа зачастую обслуживает не одно направление.

Метро поделено на зоны, от зон зависит стоимость билетов. Поскольку линии метро проложены вдоль основных городских магистралей, тоннели строились открытым способом. Станции находятся неглубоко, расстояния между ними маленькие, не больше километра. Сами станции оформлены, в большинстве случаев, максимально аскетично, все детали декора выполняют какую-либо функцию. На станциях довольно темно, но виной тому не скудное освещение, а темная окраска стен и колонн. Поезда тоже темные, в общем, U-Bahn представляет собой довольно безрадостное зрелище. Линии S-Bahn — совсем другое дело, они пронизывают город весь город, проходя по насыпям, мостам, эстакадам, местами выходят за пределы границ Берлина и превращаются в пригородную электричку.

Схема метро в Берлине

Часы работы

Открывается метро рано, около 4 часов утра, работает до 1 часа ночи, а в выходные на некоторых линиях поезда ходят круглосуточно, что, согласитесь, очень удобно для горожан и туристов.

Стоимость проезда

Билеты бывают: Kurzstrecke за 1,70 EUR — самый дешевый, действителен на 3 остановки без пересадок; Einzelfahrausweis (2,80 EUR) — проездной на любой вид транспорта на два часа; Tageskarte (7 EUR) — проездной на один день, 7-Tage-Karte (30 EUR) — на неделю.

Как пользоваться берлинским метро — руководство для туриста

Инфраструктура Берлина отлично продумана, поэтому перемещаться по городу весьма удобно. У вас вряд ли возникнут проблемы с общественным транспортом, в какой бы точке на городской карте вы не оказались.

Помимо городских электричек и трамвайных путей огромное значение для Берлина имеет и метрополитен. Прокатиться на нём сегодня — одно удовольствие, поэтому, если вы оказались в немецкой столице — не упустите эту возможность.

Открыто оно было в 1902 году при непосредственном участии именитых промышленников, в том числе, Вернера фон Сименса, создателя легендарного бренда.

Желтые вагоны — это одна из визитных карточек Берлинской подземки.

При населении чуть более 3 миллионов человек, транспортная система здесь, как кажется, рассчитана не хуже, чем у наших двух столиц, а местами даже куда серьёзнее и надёжнее. Сказывается немецкая точность и ответственное отношение к делу.

Как следует насладившись покупками, отправляйтесь осматривать достопримечательности Гамбурга. Куда стоит пойти рассказано здесь www.dezona.ru/smotri/goroda/dostoprimechatelnosti-gamburga.htm.

Основные особенности

Станции берлинского метро очень плотно наполняют карту города, в деловом центре расстояния между ними могут быть менее километра. Длина линий очень разная: например, самая обширная — седьмая ветка с протяжённостью около 32 км, а самая короткая, U55 — менее полутора километров. Ходят поезда часто, в разгар дня интервалы составляют порядка 3 — 4 минут, а в другое время — от 5 до 10.

Нужно отдать должное чистым и опрятным станциям.

Наших туристов, в первую очередь, поражает сложность системы метро Берлина: в Европе расстояния воспринимаются совсем иначе, при относительно небольшой площади города здесь 173 станции, а также 9 линий с общей протяжённостью более 150 км. Для сравнения вспомним наш Санкт-Петербург, где при населении агломерации почти 6 миллионов и значительной площади всего 67 станций, а длина линий лишь 110 км.

Именно в метро берлинцы укрывались от бомбардировок во время второй мировой войны.

Метрополитен Берлина хранит множество событий прошлого, во времена Второй мировой он работал как бомбоубежище, а в период появления Берлинской стены был перерезан на две части.

Распределение направлений здесь куда менее понятно, чем в российских метрополитенах: с одной платформы можно уехать в несколько самых разных направлений, поэтому ориентация в пространстве требует большей внимательности.

Не стоит удивляться, если чернота на окном сменится городским пейзажем.

Станции в большинстве своём неглубокого заложения, внешний вид их весьма аскетичный. Оформление подземки простое и расцветки тёмные, если какие-либо украшения и есть, все они функциональны, то есть традиционные декоративные элементы практически отсутствуют. Точно так же в нём нет ни единой достопримечательности. После московского и питерского метро это выглядит немного неожиданно, но, опять же, всё объясняется особым менталитетом.

После подземных дворцов Питерского метро, немецкие станции кажутся бедноватыми.

При всей своей практичности немцы вложили средства в удобство и количество станций, а не в их дизайн, что, конечно, можно понять. Благодаря S-Bahn сеть становится ещё больше, линии наземных электричек уходят на далёкие расстояния, в том числе, в пригороды.

История метро Берлина

Примерно с 1880 года среди промышленников велись дискуссии по поводу строительства подземной системы поездов. Тогда появление подобных новшеств было затеей рискованной, создание линий скоростного транспорта и сейчас стоит дорого, а тогда предполагало просто невероятные вложения.

Более 100 лет назад строительство подземной железной дороги было рискованной и опасной затеей.

Вообще, самая первая в истории линия метро появилась в Лондоне в 1863, поэтому к концу века эти технологии всё ещё не стали доступными для большинства крупных городов.

  • Итак, в 1896 году в Берлине началось строительство первой ветки: в 1902 она была открыта, но, впрочем, представляла собой наземную железную дорогу, проходившую по эстакадам. Очень быстро эта дорога разрасталась по множеству направлений, которые менялись с учётом актуальных потребностей города.
  • Первая подземная станция открылась в декабре 1910-ого. К 1913-ому появились уже 4 полноценные линии, часть станций оставались наземными, а часть находилась под землёй. Но первая мировая война резко затормозила развитие этого вида транспорта.

Станция «Зоологический сад» является одной из самых первых, она была открыта в 1902 году.

Спустя 80 лет Берлинское метро стало настоящим подземным городом.

Белинское метро сегодня и завтра

На данный момент нет ни единого места в немецкой столице, куда нельзя было бы попасть посредством U-Bahn или S-Bahn. Схема кажется запутанной, но вникнув однажды, вы сможете забыть о трудностях, возникающих в вопросе о том, как пользоваться берлинским метрополитеном.

Так выглядит cхема линий Берлинского метрополитена. Чтобы рассмотреть подробно — кликните по картинке.

Многих в первую очередь интересует сколько стоит проезд. И здесь всё тоже не так просто, стоимость билета зависит не только от количества станций, которые вы планируете ехать, но и от зоны: A, B или C.

  • Самый доступный билет обойдётся в 1,2 евро, он будет действителен при проезде на 3 остановки в отсутствии пересадок, называется он Kurzstrecke.
  • За 2,60 можно приобрести Einzelfahrausweis — проездной на все типы транспорта, действует 2 часа.
  • Tageskarte — аналогичный проездной, действительный на один день, будет стоить 6 евро.
  • И наконец, Monatskarte Standard — проездной на месяц, за него придётся выложить 72,5 евро.

Бесплатный проезд возможен только для детей до 6 лет, для возраста 6 — 14 существуют льготные билеты. Покупаются они в ярко-жёлтых терминалах, а перед поездкой компостируются: выбивается время, дата и место продажи.

Такие желтые кабинки можно встретить на любой станции.

Время работы — очень удобное: берлинское метро открывается в районе 4 часов утра и закрывается около часа ночи. Кроме того, есть некоторые линии, где поезда в выходные ходят круглосуточно. С 1995 года на всех станциях отлично ловит мобильная связь.

Фото и отзывы о берлинском метро сегодня можно найти у многих туристов на личных сайтах и блогах. В целом, комментарии примерно одинакового содержания:

«Метро очень удобное, а вот эстетическая составляющая в нём практически отсутствует».

Такое восприятие идёт от взгляда человека, выросшего в России или странах бывшего СНГ, где практически в любой столице станции представляют собой произведения искусства с дорогой отделкой и ощутимым творчеством в проектировании.

Перед поездкой рекомендуется тщательно продумать свой маршрут, чтобы не заблудиться и не потерять драгоценное время.

Часть линий имеют соединительные узлы с огромным количеством пересекающихся веток, причём переходы сделаны в огромных подземных залах, которые за счёт неглубокого заложения путей имеют замысловатую планировку. Именно поэтому на таких станциях при пересадках стоит быть особенно внимательным. Развитие линий метро идёт стабильно, причём существует своеобразная конкуренция между финансированием U-Bahn и S-Bahn.

Берлинское метро — это отличный комфорт и существенная экономия по сравнению с прочими видами общественного транспорта. Поэтому, если вам нужно куда-то ехать по городу — выбирайте подземку, этот вариант максимально быстро позволит добраться до нужного места. Но изучайте карту и будьте бдительны — тогда не заблудитесь!

Автор: Константин Платонов

Обязательно слетайте в Берлин, самобытный город, не похожий ни на одну мировую столицу. Туристы со стажем утверждают, что благоприятным временем для путешествия является март. Что приготовила немецкая столица весной, читайте в нашей статье.

Считается, что благородные арийцы — это идеальные мужья. Если вам посчастливилось встретить своего принца в Германии, но вы не знаете, как оформить визу невесты, тогда эта статья для вас.

Обязательно посмотрите видео экскурсию по Берлинской подземке.

Метро в Германии: как все начиналось

Поездка первых пассажиров берлинского метро вошла в историю как “министерский рейс”. Несколько дней спустя, 18 февраля 1902 года, состоялось официальное открытие метрополитена.

Станция метро Курфюрстендам, 1965 год

“Сегодня наконец-то состоялось открытие берлинского надземного и подземного метрополитена, – сообщалось в газете Berliner Lokal-Anzeiger 15 февраля 1902 года. – В 11 часов утра первый поезд вышел на рельсы с подземной станции Потсдамер-плац. Свершилось значимое событие в транспортной истории Берлина и всей Германии”.

Первыми пассажирам метрополитена были высокопоставленные чиновники, в том числе и руководитель Имперского железнодорожного ведомства (Reichseisenbahnamt) Карл фон Тилен (Karl von Thielen). Поэтому открытие первого метрополитена в Германии вошло в историю как “министерский рейс” (Ministerfahrt). Почетные гости проехали 15 февраля 1902 года от остановки Потсдамер-плац в восточном направлении до Штралауэр-тор. А три дня спустя, 18 февраля, метро было официально открыто для проезда пассажиров.

Эстетика подвела

Вернер фон Сименс

Идея построить метро в Берлине появилась задолго до “министерского рейса”. Ее автором был инженер и предприниматель Вернер фон Сименс (Werner von Siemens). Еще в 1880 году, рассказывается на сайте Berliner-untergrundbahn.de, Вернер фон Сименс подал заявку на строительство “электрического трамвая на стальных виадуках”. Предложение это было отклонено, потому что строить дорогу на эстакадах – а она должна была проходить по фешенебельной Фридрихштрассе – в Берлине посчитали неэстетичным. Это мнение разделял и император Германии Вильгельм II.

Попытка Вернера фон Сименса разработать план строительства подземных туннелей для Берлина несколько лет спустя тоже потерпела неудачу. Инженеры опасались, что строительство подземного метро может повредить канализационную систему столицы, и считали почву непригодной для прокладки подземных туннелей.

В Берлин через Будапешт

Контекст

От лошади до “жука”: средства передвижения выставлены в Берлине

Автомобилю – 125 лет: Daimler, Porsche и другие немцы

Мерседес, Бенц, Даймлер, Майбах, Дизель, Порше – немецкие имена, без упоминания которых невозможно говорить об истории автомобиля, который был создан в конце ХIХ века в Германии. Сегодня на дорогах мира – миллиард машин. (20.01.2011)

Музей трамвая в Кельне: от конки до “Спутника”

Первую конку в Кельне запустили в 1877 году, первый электрический трамвай – на рубеже XIX и XX столетий. Исторические вагоны собраны под одной крышей – в городском трамвайном музее. (16.06.2010)

Сименсу удалось реализовать проект, не получивший поддержки на родине, в другой европейской столице. По планам инженера был построен метрополитен в Будапеште. Он открылся в 1896 году и стал вторым подземным метро в Европе после лондонской “подземки”, которая появилась еще в 1863 году.

Очевидно, пример других европейских столиц оказался заразительным. Да и транспортные проблемы разрастающегося Берлина так и оставались нерешенными. И в 1895 году детищу Вернера фон Сименса все же дали “зеленый свет”. Строительные работы, которые начались в 1896 году, вела фирма Siemens& Halske, а финансирование обеспечил банк Deutsche Bank.

Первая линия метро открылась спустя шесть лет, а всего на реализацию плана Вернера фон Сименса ушло 22 года. Даже когда по рельсам виадуков уже пошли первые поезда и преимущества нового вида транспорта стали очевидны, в отдельных районах Берлина все еще спорили, как и метро провести, и не нарушить при этом привычный вид улиц. Не удивительно поэтому, что BerlinerLokal-Anzeigerначала сообщение о “министерском рейсе” со слов “сегодня наконец-то”…

Метро метро рознь

Сегодня метро – излюбленный вид транспорта

Следующим из немецких городов примеру Берлина последовал Гамбург. Первая линия метро в городе на Эльбе открылась в 1912 году. Историю метрополитена в Германии продолжил Мюнхен в 1971 году. Власти города изменили первоначальные планы и ускорили его строительство после того как стало известно, что Международный олимпийский комитет выбрал Мюнхен местом проведения летних Олимпийских игр 1972 года. Спустя год открылся метрополитен в Нюрнберге.

Если следовать строгому определению Объединения немецких транспортных предприятий (VDV), метро в Германии ” в чистом виде” есть лишь в четырех городах: Берлине, Гамбурге, Нюрнберге и Мюнхене. В других городах, например, в Кельне, оно сосуществует с городской железной дорогой или трамвайными линиями.

Автор: Ольга Солонарь
Редактор: Татьяна Вайнман

Источники:

http://tonkosti.ru/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

http://dezona.ru/poezdka/transport/metro-berlina.htm

http://www.dw.com/ru/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE-%D0%B2-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%8C/a-15744512

http://aviationtoday.ru/aeroporty/frankfurt-na-majne.html

Ссылка на основную публикацию