Содержание

Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития

Миграционный кризис в Европе. Досье

Статистика

В 2014-2015 годах Европа столкнулась с наиболее серьезным за последние десятилетия миграционным кризисом. Европейские страны захлестнула волна нелегальных мигрантов из государств Африки и Ближнего Востока. Если в 2000-2010 годах в Европу нелегально приезжало по 20-25 тыс. человек в год, то в 2014 году, по данным МОМ, в Европу прибыли 900 тыс. человек, в 2015 году – 1,048 млн человек (по данным Агентства ЕС по контролю границ Frontex, 1,8 млн).

Основной поток шел из Сирии и Афганистана, значительную долю составили выходцы из Ирака и Ливии. Примерно 25% прибыли из африканских стран (Эритрея, Судан, Южный Судан, ДР Конго, Сомали, Мавритания, Марокко, Тунис, Алжир, Мали, Нигерия, Камерун, Габон). В 2016 году количество прибывших на континент мигрантов и беженцев сократилось до 390 тыс., в 2017 году в Европу прибыли 186 тыс. 768 мигрантов и беженцев, с начала 2018 года – 56 тыс. 309 (по морю – 44 тыс. 957, по суше – 11 тыс. 352).

В целом, по данным Европейской комиссии (ЕК), с 2015 по июнь 2018 года в страны ЕС прибыло более 1,6 млн нелегальных мигрантов.

Основные причины

Причинами увеличения миграционного потока в Европу стали события в арабском мире в 2010-2011 годах (“арабская весна”) и последовавшая за ними внутриполитическая дестабилизация в ряде стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока. Прежде всего это войны в Сирии и Ливии, расширение деятельности террористической группировки “Исламское государство” (запрещена в РФ) в Сирии и Ираке, осложнение ситуации с обеспечением безопасности в Афганистане вследствие активизации талибов (двжиение “Талибан” запрещено в РФ), а также усугубление социально-экономической условий в ряде стран южнее Сахары.

Другой причиной увеличения масштабов миграции стало расширение сети криминальных организаций, занимающихся контрабандой людей. Только в 2015 году, по оценкам Европола, услугами контрабандистов воспользовалось более 90% нелегальных мигрантов, прибывших в Европу, прибыль криминальной сети составила от €3 млрд до €6 млрд. Основным плацдармом для переправки нелегальных иммигрантов в ЕС является Ливия.

Основные маршруты нелегальной миграции

По данным миграционных служб европейских стран, часть иммигрантов прибывает в Европу по туристическим визам или поддельным документам, другая – через нелегальные каналы, пересекая границы без документов. Они перебираются в Европу несколькими путями, в основном через Средиземное море. Один из них – из Северной Африки на Пиренейский полуостров – в Испанию, затем во Францию и Италию (западно-средиземноморский маршрут), второй – в Италию и на Мальту (центрально-средиземноморский маршрут).

Еще один путь – из Турции в Грецию и Болгарию, оттуда по западно-балканскому коридору (через Албанию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Сербию и Македонию) в Словению и Венгрию, а затем в Германию, Австрию и Швецию (восточно-средиземноморский). Наибольшее количество нелегалов, прибывающих на континент, скапливаются на территории Италии и Греции.

Трагедии и операции по спасению

Эксперты затрудняются назвать точное число погибших при попытках добраться до Европы. О первых жертвах средиземноморского трафика мигрантов заговорили еще в 2000 году. В 2012 году в Средиземном море утонули около 500 человек, в 2013 году – 600 человек, в 2014 году эта цифра увеличилась до 1,5 тыс., в 2015 году – до 3,8 тыс. человек. В 2016 гожу, по данным МОМ, при попытке проникнуть на территорию Европы через Средиземное море погибли или пропали без вести 5 тыс. 143 человека, в 2017 году – 3 тыс. 116, с начала 2018 года – 972 человека.

Для предотвращения гибели людей в Средиземном море итальянское правительство еще в 2013 году запустило программу Mare Nostrum, в которой были задействованы итальянские военные корабли и авиация. В 2014 году на смену ей пришли общеевропейские программы “Тритон” и “Посейдон”.

В июне 2015 года стартовала военно-морская операция по спасению мигрантов EUNAVFOR Med, в сентябре того же года она получила название “София”. 7 октября 2015 году по решению ЕС начался ее второй этап, который предполагает задержание и проверку подозрительных судов. В августе 2016 года сообщалось, что за время ее действия были спасены более 25 тыс. человек (в том числе 1,2 тыс. детей) и нейтрализованы более 180 судов. 25 июля 2017 года Совет ЕС продлил мандат операции до 31 декабря 2018 года.

План расселения беженцев

В мае 2015 года ЕК предложила ввести квоты на прием мигрантов для всех 28 стран Евросоюза. В июне страны сообщества договорились добровольно разместить 40 тыс. беженцев. А в сентябре ЕС принял план расселения в течение двух лет еще 120 тыс. человек из лагерей беженцев в Италии и Греции. Однако впоследствии Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия отказались от приема беженцев. В связи с этим в сентябре 2017 года ЕК предложила новую схему распределения – 50 тыс. человек в течение двух лет – до октября 2019 года. На эти цели ЕС выделил €500 млн.

В настоящее время по квотным схемам из средиземноморских стран по территории остальных участников сообщества расселено только около 35 тыс. человек, то есть около 2% из 1,6 млн нелегальных мигрантов, прибывших в страны ЕС с 2015 по июнь 2018 года.

Сотрудничество ЕС и Турции

В ноябре 2015 и марте 2016 года ЕС достиг соглашения по проблемам мигрантов с Турцией, где скапливается основной поток направляющихся в Европу беженцев. Оно предусматривает обмен нелегальных мигрантов на сирийских беженцев, получивших статус в Турции, по принципу один на одного: нелегальные мигранты будут возвращены в Турцию, а легальные сирийские беженцы будут переселены в ЕС. Нелегалов-несирийцев Турция должна возвращать в их страны.

В соответствии с договоренностями ЕС пообещал Турции €6 млрд – двумя частями по €3 млрд – финансовой помощи и активизацию переговоров о вступлении в ЕС. В середине июня 2017 года еврокомиссар по миграции, внутренним делам и гражданству Димитрис Аврамопулос заявил, что Брюссель в полном объеме выполняет свои обязательства перед Анкарой, которой он уже перевел в рамках миграционной сделки €2,9 млрд из обещанных до €3 млрд (€1,57 млрд уже освоены – на эту сумму подписаны контракты, направленные на оказание помощи сирийским беженцам на территории Турции). На территории Турции в настоящее время находятся более 3,5 млн беженцев.

Меры по сдерживанию миграционного потока в странах ЕС

В ответ на кризис правительства практически всех европейских стран ужесточили миграционные нормы – сократили сроки пребывания кандидатов на получение статуса беженцев, снизили размеры пособий, усилили карательные механизмы по выдворению нелегальных иммигрантов за пределы единых европейских границ. Наплыв переселенцев поставил под угрозу соглашение о свободном передвижении в пределах Шенгенской зоны.

В связи с обострением миграционной обстановки в 2015-2016 годах контроль на отдельных границах временно вводили восемь стран – Германия, Австрия, Словения, Венгрия, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия. В марте 2016 года Словения и Хорватия в координации с Сербией и Македонией (не входят в ЕС) закрыли для беженцев проходящий через них балканский маршрут. Ранее власти этих государств неоднократно объявляли о сокращении квот на предоставление убежища.

Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития в 2020 году

Начиная с 2015 года Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальные мигранты в Европе создают массу проблем, связанных не только с их количеством, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев. Постараемся разобраться в проблеме.

Причины ухудшения миграционной ситуации

Подоплекой миграционной ситуации, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, вооруженные конфликты, в разные периоды обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством.

Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения.

Покидая родные территории, беженцы изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран. Однако отсутствие денег, работы и социальных гарантий, а также сокращение финансирования со стороны принимающих стран привело к ухудшению ситуации уже в лагерях для беженцев. Все это вынудило людей покинуть места своего пребывания и направиться в более благополучные страны еврозоны.

Этому также способствовало:

  • расширение влияния ИГИЛ и захват террористами дополнительных территорий, что повысило численность беженцев и привело к переполнению мест их концентрации;
  • отсутствие экономических перспектив для мигрантов на родине и в соседних странах;
  • наличие в благополучных европейских странах (Германии, Австрии, Франции) общин беженцев, благодаря которым мигранты в ЕС находят себе приют;
  • обнаружение безопасного маршрута через Средиземное море, позволяющее добраться в Грецию и Македонию;
  • упрощение визового оформления в Македонии, ставшей транзитной страной на пути беженцев в страны Евросоюза и стимулирующей этот поток.

Начиная с 2015 года эти факторы привели к резкому повышению численности беженцев, находящихся на территории Евросоюза. Но непосредственно кризис мигрантов в Европе был вызван также и субъективными причинами, в частности, пассивным поведением руководства стран ЕС, выраженном в:

  • нехватке средств – власти стран ЕС не спешили выделять финансирование на содержание нелегалов и беженцев;
  • отсутствии согласия по вопросам миграции внутри Европейского союза – не была выработана единая стратегия приема и распределения переселенцев;
  • дефиците подходящего жилья – в отличие от южных стран, в Европе для беженцев необходимы отапливаемые жилые помещения, палаточных городков недостаточно (в Германии для беженцев существуют специальные лагеря);
  • нехватке необходимого человеческого ресурса, в том числе волонтеров, полиции, пограничников, переводчиков и так далее.

Совокупность объективных (вооруженные конфликты, наличие безопасных маршрутов для нелегальной миграции и так далее) и субъективных (отсутствие согласованных действий между странами ЕС, законодательной базы и другие) причин привели к тому, что за январь – конец апреля 2019 года около 206 тысяч 500 человек впервые подали ходатайство о предоставлении им убежища на территории ЕС, что на 15 % больше, чем за аналогичный период 2019 года. Однако, отмечаем тенденцию к незначительному уменьшению количество беженцев.

Численность и динамика роста миграционного потока

По данным Евростата, количество мигрантов в Европе начало увеличиваться еще в 2014 году, впервые за последние 25 лет достигнув показателя в 627 тыс. человек. Исследование международной миграции со стороны ОЭСР зафиксировало еще большие цифры, достигающие 783 тыс. беженцев, прибывших в ЕС в 2014 году.

Настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн мигрантов.

Например, Евростат и ОЭСР насчитали около 1,3 млн мигрантов, большинство из которых (25%) были выходцами из Сирии, Афганистана (16,5%) и Ирака (12%). В 2016 году ситуация принципиально не изменилась – Евростат насчитал около 1,2 млн прибывших беженцев. Среди наиболее предпочтительных стран для мигрантов традиционно фигурируют Франция, Австрия, Италия, Швеция, Венгрия и Германия.

С начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек.

Узнать больше о беженцах и их жизни в Германии можно здесь.

Однако объективность указанных цифр вызывает большие сомнения у экспертов: официальными ведомствами предоставляется статистика, учитывающая лишь мигрантов, официально просящих об убежище или зафиксированных европейскими миграционными органами. В реальности же численность мигрантов, оказавшихся в ЕС незаконно, может оказаться гораздо выше. Это и является причиной расхождений в оценках от разных ведомств.

О том, как получить убежище в Германии, читайте в нашей статье.

В зависимости от ситуации в странах исхода беженцев структура миграционных потоков может существенно измениться. Например, в 2017 году нормализовалась ситуация с военными конфликтами на территории Сирии, которая являлась до этих пор самым крупным «поставщиком» беженцев. В связи с этим число мигрантов в Евросоюзе из Сирии в 2019 году должно существенно уменьшиться, но их место могут занять переселенцы из африканских стран.

Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития

Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития в 2020 году

Начиная с 2015 года Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальные мигранты в Европе создают массу проблем, связанных не только с их количеством, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев. Постараемся разобраться в проблеме.

Причины ухудшения миграционной ситуации

Подоплекой миграционной ситуации, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, вооруженные конфликты, в разные периоды обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством.

Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения.

Покидая родные территории, беженцы изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран. Однако отсутствие денег, работы и социальных гарантий, а также сокращение финансирования со стороны принимающих стран привело к ухудшению ситуации уже в лагерях для беженцев. Все это вынудило людей покинуть места своего пребывания и направиться в более благополучные страны еврозоны.

Этому также способствовало:

  • расширение влияния ИГИЛ и захват террористами дополнительных территорий, что повысило численность беженцев и привело к переполнению мест их концентрации;
  • отсутствие экономических перспектив для мигрантов на родине и в соседних странах;
  • наличие в благополучных европейских странах (Германии, Австрии, Франции) общин беженцев, благодаря которым мигранты в ЕС находят себе приют;
  • обнаружение безопасного маршрута через Средиземное море, позволяющее добраться в Грецию и Македонию;
  • упрощение визового оформления в Македонии, ставшей транзитной страной на пути беженцев в страны Евросоюза и стимулирующей этот поток.

Практический совет. Перед тем как оформлять визу или покупать билеты в другую страну, рекомендуем проверить наличие запрета на выезд из страны . Сделать это быстро, безопасно и в режиме онлайн можно при помощи проверенного сервиса Невылет.рф

Начиная с 2015 года эти факторы привели к резкому повышению численности беженцев, находящихся на территории Евросоюза. Но непосредственно кризис мигрантов в Европе был вызван также и субъективными причинами, в частности, пассивным поведением руководства стран ЕС, выраженном в:

  • нехватке средств – власти стран ЕС не спешили выделять финансирование на содержание нелегалов и беженцев;
  • отсутствии согласия по вопросам миграции внутри Европейского союза – не была выработана единая стратегия приема и распределения переселенцев;
  • дефиците подходящего жилья – в отличие от южных стран, в Европе для беженцев необходимы отапливаемые жилые помещения, палаточных городков недостаточно (в Германии для беженцев существуют специальные лагеря);
  • нехватке необходимого человеческого ресурса, в том числе волонтеров, полиции, пограничников, переводчиков и так далее.

Совокупность объективных (вооруженные конфликты, наличие безопасных маршрутов для нелегальной миграции и так далее) и субъективных (отсутствие согласованных действий между странами ЕС, законодательной базы и другие) причин привели к тому, что за январь – конец апреля 2020 года около 206 тысяч 500 человек впервые подали ходатайство о предоставлении им убежища на территории ЕС, что на 15 % больше, чем за аналогичный период 2020 года. Однако, отмечаем тенденцию к незначительному уменьшению количество беженцев.

Численность и динамика роста миграционного потока

По данным Евростата, количество мигрантов в Европе начало увеличиваться еще в 2014 году, впервые за последние 25 лет достигнув показателя в 627 тыс. человек. Исследование международной миграции со стороны ОЭСР зафиксировало еще большие цифры, достигающие 783 тыс. беженцев, прибывших в ЕС в 2014 году.

Настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн мигрантов.

Например, Евростат и ОЭСР насчитали около 1,3 млн мигрантов, большинство из которых (25%) были выходцами из Сирии, Афганистана (16,5%) и Ирака (12%). В 2016 году ситуация принципиально не изменилась – Евростат насчитал около 1,2 млн прибывших беженцев. Среди наиболее предпочтительных стран для мигрантов традиционно фигурируют Франция, Австрия, Италия, Швеция, Венгрия и Германия.

С начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек.

Узнать больше о беженцах и их жизни в Германии можно здесь.

Однако объективность указанных цифр вызывает большие сомнения у экспертов: официальными ведомствами предоставляется статистика, учитывающая лишь мигрантов, официально просящих об убежище или зафиксированных европейскими миграционными органами. В реальности же численность мигрантов, оказавшихся в ЕС незаконно, может оказаться гораздо выше. Это и является причиной расхождений в оценках от разных ведомств.

О том, как получить убежище в Германии, читайте в нашей статье.

В зависимости от ситуации в странах исхода беженцев структура миграционных потоков может существенно измениться. Например, в 2017 году нормализовалась ситуация с военными конфликтами на территории Сирии, которая являлась до этих пор самым крупным «поставщиком» беженцев. В связи с этим число мигрантов в Евросоюзе из Сирии в 2020 году должно существенно уменьшиться, но их место могут занять переселенцы из африканских стран.

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС

студент 2 курса, факультет “Инновационный бизнес и менеджмент” ДГТУ,

студент 2 курса, факультет “Инновационный бизнес и менеджмент” ДГТУ,

старший преподаватель кафедры “Мировая экономика и МЭО” ДГТУ,

Возникший в начале прошлого года миграционный кризис в Европе связан с массовым прибытием беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Неготовность ЕС к приёму и распределению вышеупомянутых также поспособствовала возникновению кризиса, являющегося одним из крупнейших в Европе со времён Второй мировой войны. За 9 месяцев 2015 года в государствах, входящих в ЕС, было зарегистрировано более 700 тысяч мигрантов и беженцев.

После трагедии, произошедшей в Средиземном море в апреле 2015 года, термин «кризис» стал применяться в отношении беженцев и мигрантов. В апреле лодки с 1200 мигрантами из Африки потерпели крушение и затонули.

Следует отметить, что причинами, побудившими мигрантов покинуть территорию своей сраны, являются как экономическая, так и политическая и национально-правовая нестабильности.

Существует множество причин увеличения числа беженцев в Европе:

  • Войны в Сирии, Ираке и Афганистане, откуда родом большое количество беженцев, стали преградой на пути их возвращения в своё государство, а отсутствие работы и средств на существование вынудило население взять курс на Европу в надежде повысить свой уровень жизни.
  • В лагерях для беженцев в Турции, Ливане и др. государствах ухудшилось финансирование, из-за чего сократился рацион питания, была введена оплата за использование воды и электричества, дети беженцев не могли посещать учебные заведения.
  • Произошло расширение территорий, контролируемых ИГИЛ, по этой причине возросло количество беженцев, что привело к переполнению лагерей.
  • Беженцы открыли для себя более безопасный маршрут: через Средиземное море, Грецию, Македонию, Испанию и в ЕС.

Также можно выделить ряд причин возникновения кризиса:

  • Бюджеты стран ЕС были составлены без учёта расходов на содержание беженцев и финансирование лагерей для беженцев и мигрантов и отсутствовало соглашение о распределении беженцев по странам-членам Европейского союза.
  • Отсутствовало свободное жильё. В странах ЕС из-за низкой температуры потребовались значительные средства для строительства отапливаемых жилых помещений. Для сравнения – в Турции, Иордании и Ливии достаточно было палаток для размещения людей.
  • Существовал недостаток персонала для регистрации беженцев и полицейских для пограничного контроля.

По данным международной организации по миграции, количество беженцев, прибывших в Европу с начала 2016 года, составило 67 тысяч 193 человека. Из них более 62 тысяч человек прибыло в Грецию. По дороге в Европу погибло 368 человек.

Согласно Шенгенскому соглашению, 22 государства ЕС и 4 члена ЕАСТ объединились для формирования зоны, в которой контроль на внутренних границах отменён, однако контроль внешних границ обязателен. Что касается Дублинского соглашения, то оно определяет ответственность государства, входящего в ЕС, по рассмотрению ходатайств о предоставлении убежища во избежание ситуации, в которой беженцы или мигранты просят множество стран Евросоюза предоставить жилище, или же ситуации, когда ни одно государство не берёт на себя такую ответственность. Критика в адрес соглашения заключается в том, что оно возлагает на пограничные государства много ответственности за просителей о предоставлении убежища вместо разработки определённой системы распределения беженцев между государствами ЕС.

Также следует обратить внимание на то, что экономическая мотивация преобладает, этому свидетельствуют данные социологических опросов в разных государствах. Притягательность благоприятных регионов перевешивает эффект “выталкивания” районов с неблагоприятными условиям, то есть если наиболее интенсивные потоки мигрантов идут в районы с наилучшими возможностями, то они не всегда идут из районов с наиболее низкими заработками. Причиной этого является тот факт, что в бедных районах проживают люди с более низким уровнем не только благосостояния, но и образования и профессиональной подготовки, то есть имеющие меньшие возможности переехать и найти работу после переезда.

Международная миграция связана с определёнными издержками. К экономическим издержкам можно отнести расходы на переезд из одного государства в другое, расходы на поиски работы. Решаясь на эмиграцию, мигранты и беженцы многим рискуют, т.к. на новом месте жительства они могут не найти подходящее место работы, место жительства, могут стать жертвами мошенников, поэтому мигранты через некоторое время возвращаются в свою страну. Данный шаг в значительной мере облегчит работу государств-членов ЕС, но возможно и то, что беженцы могут вступить в различные террористические организации, стать участниками вооружённых столкновений и др.

Британский политик Дэвид Кэмерон опасается, что кризис испортит отношения между странами ЕС. На проблему реинтеграции Великобритании в ЕС влияет позиция властей, утверждающих, что государство не в силах принять такое количество беженцев. Граждане же Исландии, например, просят правительство помочь мигрантам и беженцам, предоставив им убежище в своей стране, об это говорится в статье ежедневной газеты Великобритании «The Guardian».

Что же касается Германии, то в государство в 2015 году приехали около 1,1 млн беженцев. Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер неоднократно призывал канцлера Германии Ангелу Меркель ввести лимит на приём мигрантов, однако глава правительства отказывалась это делать, ссылаясь на конституцию. Далее позиция канцлера по данному вопросу изменилась, как сообщает одно из крупнейших международных агентств новостей и финансовой информации «Reuters» она говорила, что странам-членам Европейского союза нужно охранять свои внешние границы, чтобы миграция была организованной, добавив, что убежище в стране могут получить только те те, кто действительно нуждается в защите. Мигрантам, приезжающим в Германию из экономических соображений, придется её покинуть. Но уже в настоящем году Меркель заявила, что как только в Сирии будет достигнут мир и в Ираке будет побеждён ИГИЛ, то все беженцы и мигранты должны будут вернуться на родину. Правящая коалиция Германии договорилась об ужесточении правил предоставления убежища, теперь беженцы, получившие временное разрешение на пребывание в стране, получат право на переезд своей семьи только через два года. Власти Германии также планируют расширить список «безопасных» стран, в которые войдут Алжир, Марокко и Тунис. Беженцам из данных государств убежище будет предоставляться реже.

Если же рассматривать заявление американского бизнесмена и политического деятеля Дональда Трампа, представленное в ежедневной британской газете «The Independent», то можно заметить, что он негативно относится к данному вопросу и предостерегает граждан Великобритании и Евросоюза. Трамп говорит, что многие мигранты и беженцы могут быть сторонниками ИГИЛ и многих других террористических организаций. На заявление американского политика Джона Керри о том, что США сможет разместить до 100 000 беженцев, Дональд Трамп ответил, что отправит всех мигрантов и беженцев обратно на родину, если займёт пост президента, победив на выборах.

При этом американский журналист Патрик Смит критикует позицию властей США и ЕС, он говорит, что именно действия США на Ближнем Востоке и политика Западных стран по установлению собственного доминирования в странах Азии и Африки привели к миграционному кризису в Европе.

Европейский миграционный кризис достиг значительных масштабов. Важнейшим источником данной проблемы является вмешательство в режимы таких стран как Ливия, Сирия, Ирак. Европа сама инициировала войну в Ливии, которая не оправдала ожиданий. Из-за нестабильной ситуации Европа лишилась крупного экспортера энергоресурсов и спровоцировала волну миграции из Северной Африки. США и ЕС своими действиями решили подорвать политическую власть в Сирии, что позволило укрепить свои позиции ИГИЛ и другим террористическим организациям.

Стабильность в Европе не будет достигнута до тех пор, пока страны ЕС не придут к единому мнению по данному вопросу и не разработают общую систему приёма и регистрации беженцев.

Миграционный кризис и будущее Европы

Аналитик Sputnik Грузия Александр Геловани считает, что кризис мигрантов является серьезной угрозой если не европейской цивилизации в целом, то как минимум сегодняшнему устройству общего европейского дома.

С середины десятых годов Европа столкнулась с беспрецедентным в своей истории миграционным кризисом.

Только в 2015 году в Европе появилось более 700 тысяч мигрантов, это самое большое число мигрантов со Второй мировой войны. Данных за 2016 год пока нет, но то, что количество мигрантов не сократилось, не вызывает сомнений.

Беженцы из районов активных боевых действий, то есть из Сирии, Ирака и Афганистана, составляют менее половины всех мигрантов. И это при том, что сирийский паспорт сейчас можно купить едва ли не в любом злачном месте Ближнего Востока. То есть далеко не все “сирийцы”, прибывшие в Европу, таковыми являются.

Развитие логистических путей и транспортных средств делают пересечение границ Европейского Союза как по морю, так и по суше, делом если не простым, то вполне выполнимым. А наличие Шенгенской зоны и прозрачность границ Шенгенской зоны с другими странами, входящими в ЕС, упростило передвижение внутри самой Европы. Это позволяет мигрантам, попавшим на территорию Европейского Союза, легко добраться до стран, где миграционное законодательство предусматривает не просто прием мигрантов, но и обеспечение их социальным пакетом с таким уровнем благосостояния, о котором в своих странах они и мечтать не могли.

Разница в восприятии

Несомненно, важную роль играет и развитие информационных технологий. Находясь у себя дома, причем не важно где, в воюющей Сирии, разваленной Ливии или в нищих странах Центральной Африки, люди видят в многочисленных сюжетах о трагедиях, случившихся с теми, кто рискнул перебраться в сытую Европу в поисках лучшей жизни, совсем не то, что видят европейцы.

Если средний европеец воспринимает картинку с очередными погибшими мигрантами как человеческую трагедию, житель неблагополучной части ойкумены воспринимает это как шанс для себя и своей семьи. Да, кто-то погиб, да, кому-то не повезло, но вот тем, которые рядом, ведь им то повезло. Они будут жить в человеческих условиях, их детям представится шанс получить хорошее образование, а им самим достойную старость.

Для многих эта логика — достаточный стимул для того, чтобы рискнуть, тем более, что смерть в тех местах, где они живут, давно стала обыденностью.

Особые льготы для мигрантов

Законодательство некоторых европейских стран, тут речь, прежде всего, о Германии, обеспечивает достаточно приличный социальный пакет для мигрантов и возможность начать новую жизнь на новом месте.

Согласно “Закону о праве на пребывание в Федеративной Республике Германия”, иностранцу может быть выдано соответствующее разрешение на основании международно-правовых норм или по неотложным гуманитарным причинам. Именно этот пункт закона, а также реальная практика получения на территории Германии сделали эту страну точкой притяжения для мигрантов.

Нечто подобное есть и в законодательстве других стран старой Европы.

Кстати, первый случай применения закона к так называемым “контингентным мигрантам” был зафиксирован в далеком 1975 году, когда тридцать тысяч беженцев на лодках бежали из южной части Вьетнама, где по итогам войны установился коммунистический режим. По иронии судьбы, мировая пресса назвала их тогда “людьми в лодках”. Потом были албанцы из Югославии, мигранты из бывшего СССР и ещё многие. А потом пришли “люди в лодках” с другого берега Средиземного моря, и кризис превратился в системный.

Отношение к мигрантам

Конечно, ни Германия, ни Европа вообще, не были готовы к приему такого количества беженцев. Структуры Европейского Союза, пытающиеся взять на себя координацию действий по размещению и адаптации мигрантов, столкнулись с категорическим нежеланием подавляющего большинства правительств стран, входящих в Евросоюз, брать на себя дополнительное бремя, связанное с кризисом. Особенно это касается стран “новой Европы”.

Кстати, это те самые страны, которые получали и получают серьезные дотации на развитие из европейских фондов.

Но здесь причина не только в дополнительных финансовых затратах. Для многих, если не для большинства европейцев, новые мигранты оказались не просто чужаками. В Европе их воспринимают как опасных чужаков, и на это есть свои основания.

Первая волна и мультикультурализм

К первому серьезному потоку мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки в Европу в 60-х годах прошлого века привело крушение колониальной системы. На улицах Лондона появилось множество пакистанцев, в Париже — алжирцев, а турки, хотя Турция и не была никогда ничьей колонией, облюбовали Германию.

Скорее всего, большинство из этих мигрантов к нашему времени вполне бы интегрировались в западное общество, что впрочем не означает, что они потеряли бы свою религию или традиции. Но тут вмешались последствия событий “великой либеральной революции” 1968 года. Придя к власти, “дети шестьдесят восьмого” предложили свою альтернативу политике по отношению к вновь прибывшим. Так появился мультикультурализм.

Политика мультикультурализма, несмотря на провозглашение в общем-то благой цели сохранения и развития культурных различий между различными этнокультурными группами, по сути, стала препятствием для интеграции мигрантов в общества стран проживания и сделало их чужаками навсегда.

Страхи, мифы и исламизация Европы

Разговоры об исламизации Европы и опасности миграционных процессов идут уже давно, многие даже стали говорить о закате Европы. А между тем, цифры говорят совсем о другом. В 1990-х годах, когда эти разговоры начались, мусульмане составляли 4% населения ЕС, в наши дни их доля не превышает шести процентов.

Больше всех мусульман в процентном отношении проживает во Франции — 7,5%, в Германии — 5,8% и в Великобритании — 4,8%. В самом “мусульманском” городе Европы, Бирмингеме, число жителей-мусульман не превышает 27%. Но зато их “очень видно”, и это прямое следствие политики мультикультурализма. А учитывая общий тренд политики культурного марксизма на разрушение традиционных ценностей, понять растущую обеспокоенность европейского обывателя за судьбу своей страны вполне можно.

Лицо терроризма

И ещё одно важное обстоятельство: благодаря СМИ в сознании среднего европейского жителя исламский фактор прочно связан с фактором терроризма.

Террор в Европе был всегда. Сегодня уже мало кто помнит, что большинство террористических актов на территории Европы за последние сорок лет совершались отнюдь не исламскими террористами, а организациями ИРА и ЭТА в Северной Ирландии и Стране басков соответственно. Мало кто помнит о “Красных бригадах”, не говоря уж о немецкой Фракции Красной Армии RAF.

Недавние теракты в Париже, Ницце и Берлине настолько потрясли Европу, что у терроризма сейчас исключительно “ближневосточное лицо”. И это тот факт, который очень серьезно влияет на общественное мнение в странах Европы. Наблюдая за событиями по телевизору и в интернете, у среднего европейца при сообщении о мигрантах возникает не только чувство сострадания, а чувство страха за себя свою семью и свою страну. Что совершенно естественно.

Общественное мнение в цифрах

Согласно опросу общественного мнения, проведенному осенью IFop в странах Европы и США, большинство опрошенных, считает, что ситуация с мигрантами в их стране за последний год ухудшилась. Речь идет о временном отрезке уже после начала миграционного кризиса.

Особенно велик процент недовольных ситуацией во Франции (67%), Италии (79%) и Британии (53%). Меньше всего недовольных в Польше — 35%. Во всех странах, кроме Польши, ожидаемо приверженцы правых партий чаще отмечают ухудшение ситуации с мигрантами, чем сторонники левых.

Если говорить о специфике отдельных стран, во Франции достаточно большая разница между молодежью и людьми старше 35 лет: 70% старше 35 лет видят ухудшение ситуации, для молодых людей этот показатель на 10% ниже – 60%.

В отличие от Франции, в Германии практически нет разницы между людьми старшего возраста и молодежью (46% и 43% считают, что ситуация ухудшилась). Но зато большая разница между столицей и другими регионами, так, например, 29% жителей Берлина считают, что ситуация ухудшилась за последний год, в то время, как в Брандебурге так считают 50%.

В Великобритании жители восточных регионов более пессимистично смотрят на ситуацию с мигрантами по сравнения с жителями других регионов: так, 70% жителей восточных регионов уверены, что ситуация с мигрантами ухудшилась.

Среди приверженцев различных конфессий протестанты (67%) наиболее часто отмечают ухудшение ситуации с мигрантами.

Вызов для европейского дома

Сегодня можно точно говорить о том, что кризис мигрантов является серьезной угрозой если не европейской цивилизации в целом, то как минимум сегодняшнему устройству общего европейского дома. Последствия этого кризиса уже достаточно разрушительны для Брюсселя.

То, что на итоги Brexit и недавнего референдума в Италии кризис мигрантов имел самое непосредственное отношение, думаю, ни у кого не вызывает сомнений.

Высока вероятность того, что кризис окажет серьезное влияние на итоги будущих выборов в Германии и во Франции, стран, составляющих фундамент Европейского Союза. И во многом именно от ответа на вопрос как разрешить кризис мигрантов будет зависеть судьба как Европейского Союза, так и будущего всей Европы.

Источники:

http://zagranportal.ru/spravochnaya/emigraciya/migranty-v-evrope.html

http://vokrugplanetu.ru/spravochnaya/emigracziya/migraczionnyj-krizis-v-evrope-prichiny-masshtaby-perspektivy-razvitiya.html

http://sputnik-georgia.ru/reviews/20161226/234354916/Migracionnyj-krizis-i-budushhee-Evropy.html

http://internationalwealth.info/immigration-and-emigration-offshore/business-immigration-new-zealand/

Ссылка на основную публикацию