Новый аэропорт Стамбула: заявка на лидерство

Новый аэропорт Стамбула претендует на мировое лидерство

Гигантский хаб на Черном море обеспечит Turkish Airlines большие конкурентные преимущества. Lufthansa и “Аэрофлот”, Франкфурт и Москва могут лишиться многих транзитных пассажиров.

Торжественная церемония открытия нового аэропорта Стамбула 29 октября 2018 года

Зачем Стамбулу самый большой в Европе аэропорт? Конечно, город на Босфоре привлекает множество туристов, но ведь не 90 миллионов в год! А именно столько авиапассажиров планируют со следующего года принимать новые главные воздушные ворота Турции, торжественно открытые 29 октября. А затем их мощность в течение десяти лет планируется довести до 150 или даже 200 миллионов. И тогда хаб на берегу Черного моря может оказаться крупнейшим на планете авиационным узлом. Пока лидирует американский город Атланта (104 миллиона пассажиров).

Любимый инфраструктурный проект Эрдогана

Что это: гигантомания авторитарного восточного лидера? Отчасти да. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, конечно же, хотел с помощью этого амбициозного инфраструктурного проекта воздвигнуть самому себе прижизненный памятник. Отсюда и помпезная церемония официального открытия в день празднования 95-летия основания Турецкой Республики в присутствии многочисленных иностранных гостей, среди которых были президенты Албании, Пакистана и Судана, а также премьер соседней Болгарии – Бойко Борисов.

Контрольная башня аэропорта “Стамбул”

Правда, аэропорт, названный просто “Стамбул” (“это самый ценный бренд нашей страны”, заявил Эрдоган), пока еще не совсем готов. Многочисленные недоделки должны быть устранены за два месяца (рабочие неоднократно жаловались на тяжелые условия труда и нарушения техники безопасности). В это время здесь будут обслуживать только пять маршрутов, в основном внутренних. Реально новый аэропорт заработает лишь после того, как сюда, на север европейской части Стамбула, переберется “со всем обозом” полугосударственная авиакомпания Turkish Airlines. Пока она базируется в аэропорту имени Ататюрка, расположенном на берегу Мраморного моря на юге западной части города.

Переезд намечен на 29 и 30 декабря. Грандиозную логистическую операцию, в которой собираются задействовать порядка 1500 грузовиков, планируется осуществить в течение 45 часов. В полном объеме регулярное авиасообщение должно начаться 1 января 2019 года.

Turkish Airlines и аэропорт “Стамбул” делают ставку на транзит

О масштабах проекта свидетельствуют такие цифры. Новый стамбульский аэропорт построен в предельно сжатые сроки – всего за четыре с половиной года, его сооружение стоило частным инвесторам свыше 10 миллиардов евро, он расположен на площади в 76 квадратных километров, в три раза превышающей территорию аэропорта имени Ататюрка или крупнейшего в Германии аэропорта Франкфурта-на-Майне, у него будет 6 взлетно-посадочных полос, в перспективе он сможет за сутки принимать и отправлять не менее 2000 самолетов – как пассажирских, так и грузовых.

Стюардессы Turkish Airlines в новом аэропорту

Такой размах продиктован, конечно же, не только амбициями, но и расчетами. Аэропорт имени Ататюрка давно достиг предела своей мощности, возможностей для его расширения нет, а пассажиропотоки у авиакомпании Turkish Airlines все растут и растут. Причем не только и даже не столько благодаря туристам и деловым людям, приезжающим в Стамбул, а также путешествующим по миру туркам, сколько за счет транзитных пассажиров.

Именно на них турецкая авиакомпания и новый стамбульский аэропорт, сооруженный явно “на вырост”, и делают ставку. Тем самым они бросают недвусмысленный вызов многочисленным конкурентам в Европе. Главный козырь турок: чрезвычайно выгодное географическое положение города между Европой и Азией.

“Аэрофлот” планирует хаб в Екатеринбурге или Красноярске

“Новый хаб в Стамбуле станет, несомненно, серьезным конкурентом для всех аэропортов, расположенных к северу от него, будь то Франкфурт, Париж, Амстердам, Варшава или Москва”, – подчеркнул в беседе с DW немецкий специалист в области гражданской авиации Корд Шелленберг (Cord Schellenberg). По его словам, концепция развития стамбульского хаба и одновременно авиакомпании Turkish Airlines состоит в том, чтобы “собирать пассажиров со всей Европы и отправлять их дальше в страны Азии и Африки”.

И, в частности, в постсоветские государства, добавил эксперт. “Если кто-то из Европы соберется, скажем, в Баку и подходящего прямого рейса не найдет, он сможет лететь, к примеру, через Франкфурт, через Москву – или через Стамбул”, – пояснил Корд Шелленберг и напомнил, что Turkish Airlines уже сейчас является авиакомпанией, предлагающей наибольшее число международных направлений.

Поэтому завершение строительства нового стамбульского супер-аэропорта – плохая новость как для Франкфурта-на-Майне и базирующейся там немецкой авиакомпании Lufthansa, так и для аэропортов Московского авиационного узла (МАУ) – “Шереметьево”, “Домодедово”, “Внуково”, “Жуковского”. И, конечно же, для авиакомпаний группы “Аэрофлот”. Все они рискуют лишиться части транзитных пассажиров, следующих, к примеру, из государств Евросоюза в Японию, Китай, Индию, страны Закавказья или Центральной Азии.

Более того, новый аэропорт Стамбула ставит под сомнение реалистичность планов “Аэрофлота” создать в Екатеринбурге или Красноярске международный хаб для авиапассажиров, отправляющихся транзитом из Китая в Европу. Об этом намерении глава компании Виталий Савельев рассказал российскому президенту Владимиру Путину. Их встреча то ли случайно, то ли специально прошла в тот же самый день 29 октября, когда турецкий президент Эрдоган наслаждался своим инфраструктурным триумфом.

Екатеринбургу или Красноярску, ну и, конечно же, Москве (все четыре ее аэропорта обслужили в прошлом году менее 90 миллионов пассажиров), придется теперь конкурировать со “Стамбулом”. А он, в свою очередь, будет бороться за потоки авиапассажиров и грузов с Дубаем и аэропортами других государств Персидского залива. Ведь у них аналогичная бизнес-модель: быть комфортабельным перевалочным пунктом между Европой, Азией и Африкой.

В Стамбуле открыли крупнейший в Турции аэропорт

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял участие в торжественной церемонии открытия нового аэропорта в Стамбуле, передает турецкое информагентство «Анадолу». Новому транспортному хабу присвоено название «Аэропорт Стамбула». Как отмечает Reuters со ссылкой на заявления официальных лиц, аэропорт станет одним из самых загруженных в мире. В ближайшие месяцы аэропорт будет принимать только несколько местных рейсов, а также рейсы из Азербайджана и северного Кипра. С января он заработает в полную силу.

По словам Эрдогана, после открытия первой очереди аэропорт сможет ежегодно обслуживать до 90 млн пассажиров, после реализации всех этапов проекта — до 150 млн. «При необходимости этот показатель будет доведен до 200 млн пассажиров», — отметил Эрдоган на церемонии открытия. Президент рассчитывает, что «потоки авиасообщения между континентами изменятся, так как Стамбул станет крупным транзитным центром». Эрдоган также рассказал, что после полного ввода (в 2028 г.) в эксплуатацию нового аэропорта расположенный в Стамбуле международный аэропорт имени Ататюрка перестанет принимать коммерческие рейсы.

В ближайшие десять лет аэропорт продолжит расширяться, добавил Эрдоган. «Объем инвестиций, направленных на строительство аэропорта Стамбула, достиг 10,247 млрд евро. Доходы государства от деятельности нового аэропорта достигнут 32,4 млрд евро», — рассчитывает глава государства.

Общая площадь территории аэропорта составит 76,5 млн кв. м. Строительство первой очереди длилось 42 месяца. На первом этапе в ближайшее время будут введены в эксплуатацию две взлетно-посадочные полосы, а также терминал площадью 1,4 млн кв. м, диспетчерская вышка и вспомогательные здания. Ожидается, что всего в аэропорту будет занято около 200 000 специалистов. Согласно проекту, новый аэропорт будет иметь шесть взлетно-посадочных полос, стоянку на 500 самолетов, открытую и закрытую парковки на 70 000 автомобилей.

По данным Международного совета аэропортов (Airports Council International) за 2017 г., самым загруженным аэропортом мира сейчас является аэропорт Хартсфилд-Джексон (США, Атланта). В 2017 г. пассажиропоток в Хартсфилд-Джексоне составил 103,9 млн пассажиров. Это единственный аэропорт мира, пассажиропоток которого превышает 100 млн пассажиров. На втором месте — аэропорт Шоуду (Китай, Пекин) с 95,7 млн пассажиров, на третьем месте — аэропорт Дубай (ОАЭ) с 88,2 млн пассажиров.

Как открытие нового аэропорта в Стамбуле повлияет на Украину

В конце октября в Стамбуле открывают новый мега-аэропорт. Как это отразится на МАУ, Борисполе и украинском авиарынке

Стамбульский аэропорт им Ататюрка связан прямыми рейсами с наибольшим количеством городов в 122 странах мира. Базовая авиакомпания, Turkish Airlines, выполняет из него полеты в 255 иностранных аэропортов и 49 турецких. Шесть из них украинские: Киев/Борисполь, Одесса, Харьков, Львов, Запорожье, Херсон.

В последние время при всех плюсах полетов с Turkish Airlines существовал и один существенный минус — стамбульский аэропорт Ататюрка — главный хаб авиакомпании стал плохо справляться с генерируемым ею пассажиропотоком.

Теснота в магазинах, кафе, залах ожидания и даже бизнес-лаунже стала его визитной карточкой. На пограничном контроле в час-пик можно было простоять больше часа в очереди на проверку.

Аэропорт просто задыхается в возросшем в 5,5 раз за последние 15 лет пассажиропотоке. При этом, Turkish Airlines создающая более 75% пассажиропотока в аэропорту, строит новые планы. Ее авиапарк только в этом году увеличится на 20%, соответственно вырастет и поток клиентов.

Предвидя такое развитие событий, турецкое правительство еще в мае 2013 года провело тендер на строительство нового аэропорта Стамбула. Его выиграл консорциум пяти турецких компаний Cengiz , Kolin, Limak , Mapa, Kalyon. Новый аэропорт построили за пять лет, инвестировав около 22 млрд евро. На 29 октября 2018 года запланировано его торжественное открытие.

Новый аэропорт Стамбула должен стать крупнейшим и самым современным аэропортом в мире.Он позволит существенно разгрузить транзитные операции Turkish Airlines в базовом аэропорту, ускорить обслуживание пассажиров на всех этапах и повысить качество сервиса.

В новом аэропорту Стамбула появится крупнейший в Турции терминал площадью 1,4 млн кв м. Это в 14 раз больше, чем терминал D аэропорта Борисполь. Общая площадь магазинов Duty Free составит 55 000 кв. м (столько же в киевском ТРЦ Караван) еще 32 000 кв. м займут рестораны и кафе (в два раза больше, чем торговая площадь обоих частей киевского Глобуса).

Общая площадь бизнес-залов составит 22 000 кв. м (в 1,5 раза больше, чем основной терминал аэропорта Жуляны).

Переезд в новый аэропорт Стамбула позволит Turkish Airlines существенно нарастить количество выполняемых полетов.

Украина для Turkish Airlines – важный иностранный рынок, с которого она “питает” свои дальнемагистральные маршруты. В 2017 году авиакомпания перевезла на украинских направлениях около 600 000 пассажиров. За 9 месяцев 2018 года пассажиропоток вырос еще на 27%.

Можно ожидать, что в ближайшие время Turkish Airlines еще сильнее нарастит присутствие в Украине , в первую очередь за счет увеличения количества рейсов на уже существующих маршрутах.

Так на направлении Стамбул — Одесса авиакомпания с сентября нарастила с 14 еженедельных рейсов до 21. С конца октября уже в новый аэропорт турецкая авиакомпания добавит три рейса к существующим семи из Львова. Также Turkish Airlines получила дополнительные частоты на маршруте Киев—Стамбул. И в ближайшее время сможет увеличить количество рейсов с 14 до 24 в неделю.

Авиационный рынок Украины с нового сезона окажется в очень интересном положении.

Во-первых, с открытием рейсов Ryanair и расширением предложений Wizzair значительно усилится конкуренция за дешевого пассажира, в первую очередь трудовых мигрантов и украинских молодых самостоятельных туристов.

Это может осложнить жизнь, как украинскому национальному перевозчику, так и крупным европейским компаниям, работающим на этих направлениях — особенно LOT и Lufthansa.

С другой стороны, увеличение количества рейсов Turkish Airlines еще сильнее оттянет на стамбульский аэропорт поток деловых и премиум путешественников, а также пассажиров дальнемагистральных рейсов. Турецкая авиакомпания и так считается одним из лидеров этого сегмента авиапутешествий из Украины, но устаревший аэропорт Ататюрка последние годы сдерживал его рост.

Надо учитывать, что корпоративный пассажир, как и туристы премиум класса, намного менее восприимчивы к цене на билет. Эта категория путешественников готова слегка переплатить за более комфортные условия полета и особый сервис.

Пока европейские традиционные сетевые авиакомпании в борьбе с лоукостерами все сильней упрощают и сужают свой сервис, Turkish Airlines наоборот его расширяет. Как пошутила в частном разговоре руководитель одной из крупнейших киевских авиакасс: “у европейских авиакомпаний от бизнес-класса осталась только цена и шторка между салонами”.

Turkish Airlines — главный конкурент для всех авиакомпаний нашего региона, которые строят модель сетевого перевозчика. Особенно для тех, кто позиционируют себя как мост между Западом и Востоком: Lufthansa, AirFrance/KLM, LOT, Qatar Airways, Emirates Airlines, Аэрофлот и конечно МАУ.

Авиация — глобальный бизнес, в котором каждый игрок конкурирует с любым другим, действующем на том же рынке. Вероятно, после перебазирования в новый аэропорт Стамбула Turkish Airlines увеличит свое присутствие не только в Украине, но и на других рынках — в первую очередь, там, где возможен большой корпоративный поток пассажиров — в Западной и Восточной Европе, Скандинавии, Центральной Азии.

В ближайшие несколько лет авиакомпания получит 60 новых дальнемагистральных самолетов Airbus 350 и Boeing 787, более экономных и компактных, чем нынешние.

Для конкурентов это неутешительная новость. Открытие нового аэропорта Стамбула очень скоро почувствуют другие хабы региона — от лондонского авиаузла до Персидского Залива, а также другие сетевые авиакомпании.

В ближайший год-два непростая ситуация сложится на украинском рынке. Национальный перевозчик окажется между молотом (лоукостеры, “ворующие” пассажиров нижнего ценового сегмента ) и Turkish Airlines (забираютх верхний и даже средний сегмент) .

Это настораживающая новость и для аэропорта Борисполь, чьи планы по развитию хаба может реализовать лишь МАУ. Украинскому национальному перевозчику придется непросто. Что делать? Ему можно порекомендовать поучиться у турецкого флагмана. Но не стоит слепо копировать модель конкурентов. Возможно, есть ниши, которые остались незамеченными турецким перевозчиком. Их и стоит использовать для собственного развития.

Все, что вам надо знать о новом аэропорте Стамбула

«Самый большой, самый умный, самый безопасный»: в Стамбуле открыли третий по счету аэропорт, который будет обслуживать 200 млн пассажиров в год. Для сравнения: это в 4 раза больше, чем пассажиропоток аэропорта Дубая и в 5 раз больше, чем в Шереметьево.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ АЭРОПОРТ МИРА

Новый аэропорт станет уже третьим в Стамбуле, после Ататюрка и Сабихи Гекчен. Он располагается к северо-западу от центра Стамбула, в направлении побережья Черного моря, на европейской стороне турецкой столицы.

Подготовка к строительству нового аэропорта началась в 2013 году. Тендер на строительство аэропорта выиграл консорциум компаний с предложением на сумму 26,14 млрд евро. На реализацию первого этапа строительства аэропорта было выделено 6 млрд евро. Строительство продолжалось четыре года, было задействовано 10 тысяч рабочих, около 250 турецких и зарубежных архитекторов и более 500 инженеров. Общая площадь территории аэропорта составляет 76,5 млн кв. м.

На первом этапе аэропорт будет обслуживать около 90 млн пассажиров; для приема и отправки рейсов будет задействовано две взлетно-посадочные полосы.

К 2023 году, когда будут завершены основные фазы строительства, аэропорт получит шесть взлетно-посадочных полос, благодаря чему сможет обслуживать все типы воздушных судов, включая широкофюзеляжные Boing 737-800 и Airbus A380. Здесь будет 4 терминала, стоянка на 500 воздушных судов, открытая и закрытая парковки на 70 тыс. автомобилей.

Пропускная максимальная мощность нового аэропорта Стамбула составит 200 млн пассажиров в год. Это больше, чем пассажиропоток всех аэропортов России за 2017 год (180 млн человек) и в два раза больше трафика крупнейшего в мире аэропорта Хартсфилд-Джексон (Атланта), где в 2017 году обслужили 103 млн человек.

Стамбульский аэропорт установил еще несколько рекордов: его диспетчерская вышка является самой высокой из такого типа зданий в мире, а ее архитектурная форма – в виде тюльпана, национального цветка Турции – не имеет аналогов, за что этот проект и получил престижную премию в области архитектуры в 2016 году. Суммарная площадь кровли аэропорта сопоставима с 58 футбольными полями (461 000 кв. м).

ИНФРАСТРУКТУРА И СЕРВИСЫ

На территории в 53 тыс. кв. м разместятся 6 магазинов duty free, в том числе на площади в 6 500 кв. м будут функционировать роскошные бутики, в то время как 3 000 кв. м займут магазины с аутентичными турецкими продуктами питания и товарами.

Для удобства пассажиров – отель на 442 номера, 21 тысяча кресел в залах для отдыха, 640 лифтов и эскалаторов, 8 671 дверей, 239 туалетов, более 500 стоек регистрации на рейс, 228 кабин паспортного контроля, 77 выходов на посадку.

Протяженность багажной системы составит 42 км, скорость обработки багажа – 30 000 шт./час. Будет реализована новая технология, которая позволит исключить потерю багажа. Каждая единица багажа благодаря RFID-меткам будет транспортирована отдельно, и ее местоположение можно будет отслеживать на каждом этапе в специальном приложении.

В общей сложности в аэропорту будет работать 225 000 сотрудников.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Самая большая проблема нового аэропорта – это транспортная доступность. На первом этапе добраться сюда из Стамбула можно только на такси и автобусе. 150 автобусов уже работают на линии из делового центра Стамбула.

Но турки известны тем, что строят быстро. Так что сегодня интенсивно ведется строительство ветки метро Gayrettepe – Yeni, которая за 25 минут домчит от аэропорта до центра. По планам, метро придет в новый аэропорт к началу 2021 года.

СВЯЗЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Конечно, столь мощному транспортному хабу нужно соответствующее технологическое оборудование. Для этого будут работать три data-центра, 3 267 мониторов, с помощью которых авиадиспетчеры будут следить за отправкой и приемом рейсов.

Протяженность оптоволоконного кабеля – 1 700 км, что соответствует расстоянию между Стамбулом и Москвой. Как ожидается, быстрым доступом в интернет в новом аэропорту одновременно смогут воспользоваться 55 тысяч человек.

БЕЗОПАСНОСТЬ

За безопасность в аэропорту будет отвечать 3 500 охранников и более 9 000 смарт-камер наблюдения. Установлены все самые современные «умные» технологии сканирования для обнаружения взрывчатых и других опасных веществ. В перспективе будет запущена интеллектуальная система распознавания лиц.

КОГДА ЗАРАБОТАЕТ В ПОЛНУЮ СИЛУ

Основной авиакомпанией, которая будет обслуживаться в новом аэропорту, станет Turkish Airlines. Именно национальный перевозчик совершил первый рейс по маршруту Стамбул – Анкара 31 октября. На первом этапе, начиная с ноября, Turkish Airlines будет выполнять 5 рейсов в день: в Анкару, Анталью, Измир, на Северный Кипр и Баку (Азербайджан). Первый международный рейс из нового аэропорта, из Стамбула в аэропорт Северного Кипра, состоялся вчера, 1 ноября.

С 30 на 31 декабря 2018 года планируется полный перевод всех полетов из аэропорта Ататюрк в новый аэропорт Стамбула. В частности, будут перемещены 14 000 наземных транспортных средств, на что потребуется 45 часов. Когда же, наконец, переход будет завершен, новый аэропорт навсегда получит международный код IST и станет главным аэропортом Стамбула.

После этого главный на сегодняшний день международный аэропорт Стамбула, названный в честь основателя Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, будет закрыт. На данный момент он обслуживает 64 млн человек в год.

Расположенный в азиатской части города аэропорт Сабиха Гекчен с пассажиропотоком в 31 млн человек в год останется открытым.

По планам, полноценное международное авиасообщение нового аэропорта Стамбула с Западной Европой, Ближним Востоком, странами СНГ и Россией стартует уже с летнего расписания 2019 года.

Как ожидается, до конца 2019 года новый аэропорт Стамбула будет обслуживать около 2 000 рейсов в день по 350 направлениям, по которым будут летать 250 авиакомпаний.

Еще больше интересных материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен .

Получать новости “Вестника АТОР” также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале “Академия АТОР”.

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.

Источники:

http://www.vedomosti.ru/business/news/2018/10/29/785039-erdogan

http://biz.liga.net/all/transport/opinion/kak-otkrytie-novogo-aeroporta-v-stambule-povliyaet-na-ukrainu

http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/44996.html

http://vokrugplanetu.ru/turcziya/viza-v-turcziyu-dlya-grazhdan-rf-i-stran-sng.html

Ссылка на основную публикацию