Содержание

Общественный транспорт Берлина: мобильность по-немецки

Как устроен общественный транспорт в Германии

Сколько стоят билеты? Какие виды проездных бывают? Как штрафуют “зайцев”? DW рассказывает об особенностях общественного транспорта в Германии.

В Германии добраться куда-либо на общественном транспорте можно не только в крупных городах, но и в самых маленьких населенных пунктах. В небольших городах и деревнях обычно ходят автобусы. В крупных городах видов общественного траспорта гораздо больше: помимо автобусов, здесь могут быть городские электрички S-Bahn, метро или подземные поезда U-Bahn и трамваи Tram.

S-Bahn и U-Bahn – удобные и быстрые способы перемещаться по городу. Аналогов S-Bahn в России нет: это линии городских и пригородных поездов, которые проходят через весь город (иногда над и под землей). S-Bahn есть во многих городах, а вот U-Bahn – непересекающаяся с другими видами транспорта сеть подземки – имеется только в четырех: в Берлине, Гамбурге, Мюнхене и Нюрнберге. В других городах белая буква U на синем фоне указывает уже на то, что здесь не метрополитен, а так называемый штадтбан (Stadtbahn). Это легкорельсовые системы, интегрированные в трамвайную сеть. Штадтбан действительно похож на метро, только вместо подземных поездов трамваи перевозят пассажиров по тоннелям, иногда выныривая на поверхность. Штадтбаны можно встретить, например, в Бонне, Кельне, Ганновере и Штутгарте.

Виды билетов и специальные тарифы

Прежде, чем говорить о билетах, необходимо упомянуть о тарифных зонах общественного транспорта. Дело в том, что цена на билет, в случае большого города, будет зависеть от того, в какой части города вы находитесь и каков ваш пункт назначения. К примеру, в Берлине три зоны – А, В и С. Зона А – это центр города, зона В покрывает почти всю оставшуюся часть Берлина, а в зону С входит пригород, включая аэропорт Шенефельд. У каждого немецкого города разные по количеству и размеру тарифные зоны.

На вокзале в Нюрнберге

Билеты на общественный транспорт бывают нескольких категорий. Билет на короткую дистанцию – в Берлине он, например, действует до трех остановок на S-и U-Bahn или 6 остановок на автобусе или трамвае. Билет на одну поездку с возможностью пересадок в течение одного или двух часов, билет на день, на неделю, месяц или год. Кроме того, существуют билеты на группу до 4-6 человек и билеты для школьников и студентов. Также нужно покупать отдельный билет для провоза велосипеда.

Для туристов в некоторых больших городах предусмотрены специальные проездные. В Берлине, например, такой билет называется WelcomeCard, в Гамбурге – Hamburg Card. Помимо самого проездного турист получает по нему каталог скидок на посещение достопримечательностей и карту города. А сотрудники многих немецких предприятий имеют возможность покупать проездной на месяц Jobticket – он выгоднее, чем обычный проездной, так как компания берет часть стоимости на себя.

Контекст

В Германии пассажир-герой получил пожизненный проездной

Водитель потерял сознание за рулем, но один из пассажиров сумел остановить машину. Полиции пришлось искать его, чтобы вручить награду. (06.02.2019)

Междугородние автобусы в Германии могут стать дешевле

Французская компания BlaBlaCar составит конкуренцию Flixbus на рынке междугородних автобусных перевозок в Германии.

Все об автомобильных пробках: что общего между Берлином, Москвой и Боготой?

Богота стоит на первом месте в мире по времени, которое водители проводят в пробках. Берлин – лидер в Германии. Как обстоят дела в других немецких городах и далеко ли до Москвы?

В Дуйсбурге поставили муляж остановки для больных деменцией

На специальной остановке страдающие деменцией люди могут ждать автобус столько угодно, пока они не забудут, куда хотели поехать. (26.10.2018)

Как штрафуют “зайцев” в Германии

Пассажир должен иметь действующий документ на проезд в общественном транспорте. А если его нет? (26.07.2016)

Стоимость билета зависит и от региона Германии. В том же Берлине цена на билет на одну поездку не самая высокая по стране – от 2,80 евро в зависимости от тарифной зоны. Самый дорогой билет оказался в Гамбурге – от 3,30 евро, самый дешевый – в Эрфурте (от 2 евро). Что касается билета на день, то одни из самых дорогих продаются в Кельне и Бонне (от 7,30 евро). А вот во Франкфурте-на-Майне билет на день – один из самых дешевых по Германии и стоит от 4,10 евро.

Где купить билеты

Билеты можно купить в автоматах, которые располагаются на остановке, рядом с ней или в самом трамвае. В автобусе их продают водители – причем в этом случае они не дороже. Кроме того, на некоторых крупных вокзалах и станциях есть информационные стойки или центры по обслуживанию клиентов, где можно узнать, как лучше добраться из пункта А в пункт B, какую категорию проездного выбрать и тут же приобрести билет.

Еще одна опция – билеты на S-Bahn можно купить онлайн на сайте Deutsche Bahn или через приложение DB Navigator, другие проездные – через приложение конкретного транспортного объединения (Verkehrsverbund), которое отвечает за тот или иной регион Германии. Так выходит дешевле. В мобильном приложении можно также проложить маршрут и посмотреть расписание общественного транспорта.

Важно также не забыть прокомпостировать билет, иначе он будет считаться недействительным. Делать это нужно только в том случае, если на билете написано “Hier entwerten” (“Прокомпостируйте здесь”), в валидаторе на станции, в автобусе или вагоне трамвая. Штраф за безбилетный проезд (включая непробитый билет) в Германии – 60 евро.

Смотрите также:
Подпольная красота немецкой подземки

Подпольная красота немецкой подземки

Мюнхен: станция Marienplatz

Сочетание света, линий и цвета превращает метро в арт-объект. Архитектура и дизайн подземных станций давно привлекают немецкого фотохудожника Миху Павлицки. В своих работах он заостряет внимание на геометрической эстетике подземки, заставляя забыть о функциональности этого объекта. Станция Marienplatz – один из его фаворитов.

Подпольная красота немецкой подземки

Кельн: станция Äußere Kanalstrasse

На поиски, на первый взгляд, неброской красоты фотограф Миха Павлицки потратил полтора года, основательно изучив все станции немецкого метро. В своем фотоальбоме “Под землей” он показывает самые оригинальные из них.

Подпольная красота немецкой подземки

Мюнхен: станция Hasenbergl

Все снимки он делал ночью. В результате – безлюдные станции, на которых как будто застыло время. “Мотив должен говорить сам за себя. Люди отвлекают от главного”, – поясняет фотограф.

Подпольная красота немецкой подземки

Штутгарт: станция Kirchtalstrasse

В 2011 году Миху Павлицки включили в справочник “Who´s Who in Visual Art” о 100 фотографах, чьи работы повлияли на современное визуальное искусство. Четкость и интенсивность характеризуют его творческий стиль. В своей серии работ о подземке он сосредоточился на геометрической строгости композиции.

Подпольная красота немецкой подземки

Нюрнберг: станция Maxfeld

Проводя по немецким линиям метро архитектурную экскурсию, фотограф раскрывает любопытные факты, связанные с работой транспортных артерий в городах. Так, в Нюрнберге находится самый молодой метрополитен Германии. В 2008 году здесь пустили первые в стране беспилотные поезда.

Подпольная красота немецкой подземки

Мюнхен: станция Westfriedhof

Мюнхенская подземка может похвастать самой большой плотностью станций. Но не это поразило Миху Павлицки. Особое освещение стало для него источником вдохновения. На станции Westfriedhof автором световой инсталляции, создающей атмосферу лаунж-бара, стал известный немецкий дизайнер Инго Маурер.

Подпольная красота немецкой подземки

Гамбург: станция Überseequartier

Еще одна подземная находка: Überseequartier. Гамбург стал вторым по счету немецким городом, открывшим метро. И было это в далеком 1912 году. Эта станция появилась ровно век спустя. “При ее виде у меня дух захватывает”, – признается фотограф. Огромное помещение с высокими потолками, залитое светом, – венец современной архитектоники.

Подпольная красота немецкой подземки

Гельзенкирхен: станция Bergwerk Consolidation

Природа и архитектура – главные темы работ 42-летнего фотографа, на счету которого многочисленные публикации в National Geographic и GEO, а также более 162 книг и календарей. Для него любой свет – важный элемент композиции.

Подпольная красота немецкой подземки

Франкфурт-на-Майне: станция Westend

Почему некоторые города так заботятся о дизайне станций метро? В больших и светлых помещениях уровень безопасности гораздо выше, подчеркивает Миха Павлицки. Кроме того, на новых станциях гораздо меньше случаев вандализма. Метро – это городской статусный объект.

Подпольная красота немецкой подземки

Мюнхен: станция Candidplatz

Фотограф называет станции метро “подземными жемчужинами”. Мюнхенская станция Candidplatz – наглядное подтверждение этому мнению. И в других немецких городах власти осовременивают внешний вид подземки, отдавая предпочтение неординарному дизайну.

Подпольная красота немецкой подземки

Мастер-класс под землей

Фотографировать в метро разрешается далеко не во всех городах. Но для Михи Павлицки и участников его фотосеминаров под названием “Ночи по землей” (“Nachts im Untergrund”) делают исключение. Своих учеников он учит смотреть на привычные вещи по-новому. На проведение семинаров Миха получает разрешения от сотрудников охраны метро, которые во время занятий зажигают на станциях свет.

Автор: Ронья Тум, Татьяна Вайнман

Хотите читать нас регулярно? Подписывайтесь на наши VK-сообщества “DW на русском” и “DW Учеба и работа” и на Telegram-канал “Что там у немцев?”

Контекст

Подпольная красота немецкой подземки

Для этой фотосерии немецкому фотографу пришлось спуститься под землю, где он работал по ночам в компании телохранителя. Так ему удалось вынести на поверхность незаметные для многих красоты городских ландшафтов.

Общественный транспорт Берлина — как пользоваться, тарифные зоны, цены на билеты

Путешествуем сами! traveltu.ru

Добрый день, дорогие читатели. Тема сегодняшней статьи общественный транспорт Берлина. Транспортная сеть в столице Германии развита отлично. Добраться до нужного места можно разными способами. Но, как раз в этом и может возникнуть сложность.

Какой вид транспорта удобнее и, что особенно важно для бюджетного путешествия, — какой выгодней с точки зрения финансов? Кроме того, на станциях пересадки пересекаются несколько видов городского транспорта и, человеку, приехавшему в Берлин впервые придётся слегка поломать голову, как на таких станциях не терять времени и не заблудиться. Об этом я сегодня тоже расскажу.

Транспортные компании Берлина

В Берлине представлено несколько транспортных компаний.

Берлинская Транспортная Компаниея (BVG) — самая крупная в Берлине, она же основная. О том, как пользоваться её транспортом мы и расскажем.

Кроме неё в городе работает вторая по величине сеть S-Bahn Berlin GmbH (городская электричка). Между этими двумя сетями есть родственная связь. Для нас же важно, что в городе для них действителен один и тот же билет, но с разными тарифами.

Следующая компания — Немецкие Железные Дороги – Deutsche Bahn (DB). На поездах этой компании из Берлина можно выехать в пригород и в другие земли Германии. Билеты покупаются отдельно. Подробности её работы мы описали в специальной статье.

Компания Verkehrsbetriebe Potsdam GmbH (ViP Потсдамская Транспортная Компания). Поскольку Потсдам исторически тесно связан с Берлином и находится рядом, то эта транспортная сеть нам важна. О ней тоже расскажем.

Автобус компании BVG

Виды городского транспорта

Всего в Берлине 4 разных вида транспорта и полезные добавки к ним. Сначала расскажу о главных:

Обозначения

U — метро

S — городская электричка. В городах России такого вида транспорта нет. В остальном ничем не отличается от обычного электропоезда.

M, X, N — автобусы. В Берлине несколько видов автобусов, поэтому и обозначаются они по-разному.

  • М (MetroBus и MetroTram) — эти автобусы и трамваи принадлежат сети MetroNetz
  • Х — экспресс-маршрут
  • N — ночной автобус

Т — трамваи. Их два вида:

  • Tram — обычные трамваи. Обозначаются буквой T
  • MetroTram – улучшенные трамваи. На их вагонах стоит буква «М»

F — водный транспорт, паром.

Особенности

  • Метро U-bahn. Метро в Берлине найти легко. Оно обозначается белой буквой U на белом фоне. Большая часть путей находится под землей, но есть места где поезда проходят по улице и мостам. В часы пик интервал движения поездов от 2 до 5 минут, в выходные и по праздникам увеличивается до 10 минут.

В метро есть Wi-Fi и ловит интернет. По телефону можно спокойно дозвониться до адресата. А на билетных автоматах компании BVG можно подзарядить телефон, смартфон и другие гаджеты.

  • Городская электричка S-bahn. Станции электричек обозначены белой буквой S на зеленом фоне. Этот вид транспорта соединяет центральные районы Берлина с его пригородами. Большая часть путей находится на поверхности. Иногда спускаются в подземные тоннели.

Ключевые остановки совмещены с железнодорожными вокзалами, станциями метро, автовокзалами и другими пересадочными узлами. Интервал движения 5-10 минут. Станции U-метро и перроны S-электричек в большинстве случаев находятся рядом, на одной станции, но на разных этажах. Чтобы сделать пересадку, нужно только следовать указателям.

  • Трамвай. В Берлине работает два типа трамваев: обычные трамваи с обозначением Tram на вагоне и улучшенные трамваи MetroTram, с обозначением M на вагоне. Трамваи MetroTram входят в сеть MetroNetz и служат для соединения частей веток метро и автобусов. Это трамваи улучшенного дизайна. Они с повышенной частотой обслуживают районы Берлина, где мало линий поездов S-Bahn и U-Bahn.
  • Автобусы. Часть автобусов являются частью сети MetroNetz и обозначены как MetroBus. Особенно интенсивно они курсируют в северных районах города, где маршрутов S-Bahn и U-Bahn пока ещё мало. Остановки и маршруты обозначены буквой М. Еще по городу курсируют экпресс-маршруты с обозначением буквы Х перед номером маршрута.

В Берлине есть как одноэтажные автобусы так и двухэтажные

  • Ночные автобусы. Для запоздавших туристов и местных жителей по Берлину курсирует более 60 автобусных маршрутов. В частности, для каждой линии U-Bahn есть дублирующий маршрут ночного автобуса. Обозначаются они буковой N. Практически, все автобусы и трамваи системы MetroNetz курсируют круглосуточно.

Встретились 2 поезда — метро и электричка

Еще один вид транспорта Берлина важен для нас, как для путешественников. Это целая сеть экскурсионных автобусов с популярными маршрутами — Hop On Hop Off Bus Tours. Об этом виде наземного транспорта, созданного специально для туристов, читайте отдельную статью.

Друзья, теперь мы есть в Телеграм: наш канал про Европу , наш канал про Азию . Добро пожаловать)

Водный транспорт

Берлин пересекают реки Шпрее, Хафель, Даме плюс маленькие речушки и озеро Ванзее на западе и сеть озер на юго-востоке на местности Шпревальд.

Понятно, что практичные немцы не могли обойти вниманием водный вид транспорта. Они развили удобную водную транспортную сеть. Поделим его условно на экскурсионный и городской.

Билеты компании BVG действуют на 6 водных маршрутах:

  • F10, F11, F12 –круглогодично.
  • F21, F23, F24 — с Пасхи до 3 октября.
  • На маршрут F10 не действует билет Kurzstrecke (на короткое расстояние)

Подробнее о расписании и маршрутах водного транспорта здесь .

Экскурсионные кораблики представлены частными компаниями. Они также курсируют по рекам и озерам Берлина и ее земли.

Время работы

  • метро U-bahn работает с 4 утра до 1 часа ночи
  • городская электричка S-bahn— с 04:30 до 01:30
  • ночью курсируют ночные автобусы и автобусы и трамваи сети MetroNetz , которые ходят каждые 30 минут

У нас такого нет — на что обратить внимание

  • Чтобы открыть двери поезда, нужно нажать на зеленую кнопку. Пока вы это не сделаете, двери не откроются.
  • Внимательно читайте информационное табло на перронах электричек S-bahn. Часто бывает что на 1 путь прибывает два разных поезда. На этом перроне на табло будут показаны 2 поезда, их номера, маршрут следования и в какой части перрона они стоят.
  • Купить билеты можно в специальных автоматах с обозначениями BVG или S-BAHN. Они установлены на каждой станции общественного транспорта. И только в салоне трамваев установлены аппараты по продаже билетов.
  • Билеты перед поездкой обязательно (!) нужно компостировать (кроме земельных билетов ). Для этого на перронах, станциях метро, внутри автобусов, трамваев установлены желтые или красные валидаторы.
  • Для курящих: на перронах и в других общественных местах выделены места для курения. Это — помеченные на земле желтые квадраты.

Стоимость билетов и тарифные зоны

Весь общественный транспорт Берлина объединен общей системой тарифов и тарифных зон.

Если вы собираетесь воспользоваться метро, то билет, купленный для поездки в метро, будет действовать и в автобусе, и в электричке, и в трамвае. Это очень удобно. Но! только в выбранной вами тарифной зоне. (Об этом дальше).

В Берлине существуют 3 тарифные зоны – A, B, C. Они отличаются дальностью переезда и поэтому у них разная стоимость. Чем длиннее ваши переезды, тем большее количество зон вы охватываете, и тем дороже ваш проездной билет.

Для нас это важно, т.к. правильно составив маршрут по городу, вы оптимально используете время и, естественно, экономите на транспортных расходах.

  • Короткая поездка – билет Kurzstrecke. Включает в себя короткие расстояния. Есть двух видов:

1. Действует до 3-х станций (вкл.) на метро (U-bahn) или электричке (S-bahn) и до 6 станций на автобусе или трамвае. Отдельных билетов только для зоны А или только для зоны В нет. Билет Kurzstrecke действует в зоне АВ и рассчитан на поездки по обеим зонам.

2. Действует на поездку из зоны В в зону С. Но только на одном виде транспорта – электричке.

Стоимость Kurzstrecke – 1.70 евро. Льготный — 1.30 евро.

  • Одна поездка – билет Einzelfahrschein. Время действия 2 часа. Действителен в одну сторону с возможными пересадками. На обратную дорогу он не действителен, даже если у вас остается время. Если захотите вернуться окольными путями назад, он также не действителен.

Стоимость Einzelfahrschein для зон АВ — 2.80 евро, льготный — 1.70 евро
Стоимость Einzelfahrschein для зон ВС — 3.10 евро, льготный — 2.20 евро
Стоимость Einzelfahrschein для зон АВС — 3.40 евро, льготный — 2.50 евро

  • Билет на 4 поездки — 4-Fahrten-Karte. Принцип действия такой же как у билета Einzelfahrschein. Только продается сразу на 4 поездки со скидкой на одного человека. Время действия 2 часа на каждую поездку.

Стоимость 9 евро для зон АВ, льготный — 5.60 евро
Стоимость 12.00 евро для зон ВС, льготный — 8.40 евро
Стоимость 13.20 евро для зон АВС, льготный — 9.60 евро

  • Проездной на 1 день – билет Tageskarte. Действителен на целый день до 3 часов ночи следующего дня.

Стоимость Tageskarte для зон АВ — 7.0 евро, льготный — 4.70 евро
Стоимость Tageskarte для зон ВС — 7.40 евро, льготный — 5.10 евро
Стоимость Tageskarte для зон АВС — 7.70 евро, льготный — 5.30 евро

  • Проездной на 1 день для 5-х человек — билет Kleingruppenkarte. Принцип действия такой же, как у билета Tageskarte, только по этому билету могут проехать до 5 человек.

Стоимость Kleingruppenkarte для зон АВ — 19.90 евро
Стоимость Kleingruppenkarte для зон ВС — 20.60 евро
Стоимость Kleingruppenkarte для зон АВС — 20.80 евро

  • Билет Anschlussfahrschein позволяет докупить поездку до зоны С, если у вас билет зон АВ. И докупить поездку до зоны А, если у вас билет зоны ВС.

Стоимость Anschlussfahrausweis Berlin AC — 1.60 евро

  • Проездной на 7 дней – билет 7-Tage-Karte VBB-Umweltkarte. Действителен в течение 7 дней с момента компостирования (валидации), до полуночи последнего дня. Билет не продается в автобусах и трамваях.

Стоимость 7-Tage-Karte VBB-Umweltkarte для зон АВ — 30.00 евро
Стоимость 7-Tage-Karte VBB-Umweltkarte для зон ВС — 31.40 евро
Стоимость 7-Tage-Karte VBB-Umweltkarte для зон АВС — 37.50 евро

  • Проездной билет на 1 день Brandenburg-Berlin-Ticket рассчитан на поездки по двум землям Бранденбург и Берлин. И, фактически, представляет собой земельный билет.

Стоимость Brandenburg-Berlin-Ticket 33 евро. Как пользоваться земельными билетами Германии у нас написано здесь .

По этому билету удобно выезжать в окрестности Берлина. И там в течение 1 дня пользоваться местным транспортом и ездить всё по этому же проездному билету. Можно им пользоваться и в Потсдаме, но для поездки в Потсдам выгоднее купить Kleingruppenkarte билет зон АВС. При поездке и в другие близлежащие места стоит сравнить, что вам выгоднее брать: земельный билет или билет для группы.

Для велосипедистов нужно покупать отдельный билет Fahrradkarte для разовой поездки.

  • Для короткой поездки — Kurzstrecke Fahrrad.
  • Для дневного билета — Tageskarte Fahrrad.

Подробнее о расписании, ценах и маршрутах берлинского транспорта здесь .

Для туристов существуют туристические карты CityTour Card, Музейная карта Museumspass, WelcomeCard. О них у нас рассказано здесь .

Большая транспортная карта Берлина

Хорошую подробную карту со схемой городского транспорта Берлина можно купить в специализированном магазине, а еще проще взять бесплатно в аэропортах, на вокзалах, в туристических офисах города и в отелях. Обычно они стоят на информационных стендах и выглядят как буклеты.

Карта всего транспорта города выглядит вот так.

Если вам для подготовки к поездке нужна большая подробная карта, то ее вы можете скачать здесь .

Билеты Потсдама

Потсдам входит в зону С, поэтому до города можно доехать по любому выбранному вами билету зоны АВС. И он же будет действовать на весь городской транспорт Постдама и водный транспорт по озеру Ванзее.

Если вы ночуете или остаетесь на более долгий срок в Потсдаме, вам нужно приобрести дневной или недельный билеты. Или воспользоваться собственной тарифной сеткой городского транспорта Потсдама. У него есть свои зоны АВС и цены немного отличаются от берлинских.

Схема городского транспорта Потсдама: www.potsdamer-stadtplan.com

Зная, какие виды билетов есть в Берлине, вы можете распланировать свой маршрут по городу и существенно сэкономить на транспорте.

Общественный транспорт Берлина: мобильность по-немецки

Транспортная сеть немецкой столицы постепенно складывалась на протяжении семисот последних лет. Первый в мире трамвай, троллейбус, электробус ─ все это появилось именно здесь. Добраться до любой точки в радиусе 15 километров от Бранденбургских ворот можно несколькими способами. Общественный транспорт Берлина развит настолько хорошо, что у туристов существует проблема выбора. Транспортные артерии плотно покрывают мегаполис как снаружи, так и под землей, как на суше, так и на воде. Остается только решить, чем пользоваться выгоднее.

Разновидности берлинского транспорта

Если бы городские и пригородные перевозки вдруг перестали функционировать, для покрытия нужд понадобился бы дополнительный миллион частных автомобилей. Карта общественного транспорта Берлина буквально испещрена маршрутами разной протяженности и направлений. И это не считая самого многочисленного в Германии на душу населения такси, а также хорошо развитого каршеринга (почасовой частной аренды авто) и канатной дороги протяженностью полтора километра.

Основные виды транспорта можно разделить на следующие группы:

  • автобусы;
  • трамваи;
  • метро;
  • городская электричка;
  • паромы и речные трамвайчики.

Время работы транспорта в Берлине позволяет свободно передвигаться по городу большую часть суток: электрички ходят с 04.30 утра до 00.30 ночи ежедневно, а метро открыто с 4 утра до часу ночи. Причем, транспорт здесь ходит как часы: строго по расписанию и с точностью до минуты.

Есть ночные автобусные и трамвайные маршруты, а центральные линии метро в праздничные и выходные дни даже открыты 24 часа. Такси по определению ездит всегда круглосуточно.

Подземка и электрички

Метрополитен и городские электрички составляют основу транспортной системы города. Метро здесь называется U-bahn (сокращение от Untergrundbahn). На данный момент располагает 9 линиями и 173 станциями. Схема общественного транспорта Берлина в этой части представлена ниже.

Большая часть путей находится под землей, но есть и участки, которые проходят по улицам и мостам. Большие белые буквы U на синем фоне в городской инфраструктуре не заметить сложно.

В часы пик поезда курсируют с интервалами от 2 до 5 минут, в выходные и по праздникам реже ─ примерно каждые 10 минут. Здесь можно встретить два типа вагонов: узкие на линиях U1, U2, U3, U4 и широкие на U5, U6, U7, U8, U9.

В вагонах имеется бесплатный Wi-Fi, телефонная связь не затруднена, а на билетных автоматах можно подзарядить смартфон. На основных пересадочных станциях имеются магазины, банковские пункты, точки быстрого питания, а на некоторых ─ чугунные весы, изготовленные в 20-30-х годах прошлого века. Стоимость взвешивания ─ 10 центов.

Городская электричка называется S-bahn. Остановки обозначаются белыми буквами S на зеленом фоне. Пригородно-городские поезда соединяют центральные районы и окраины. Железнодорожная сеть имеет протяженность 327 км, 16 маршрутов и 166 станций.

Подавляющая часть путей пролегает на поверхности. Основные остановки совмещены с железнодорожными, автовокзалами, станциями метро и другими пересадочными узлами. Интервал движения поездов ─ 5-10 минут.

Берлинский трамвай

Городской электрический транспорт в Берлине невозможно представить без трамвая — старейшего в мире. В планах градостроительства этот вид транспорта занимает ведущее место ввиду экологичности. В основном они служат для соединения веток метро и автобусов.

Сегодня трамвайное сообщение представлено в основном в восточной части города. В западной работают всего две линии. Схема выглядит так:

Трамвайная система включает 22 маршрута общей протяженностью 440 км. В том числе 9 линий MetroTram (на схеме обозначаются буквами M).

В отличие от обычных Tram или Straßenbahn (маршруты 12-68), данная разновидность напоминает поезда метро. Число вагонов может быть пять и больше, плюс они более комфортабельные. Если обычный ходит до 12 часов вечера, то этот работает круглосуточно с интервалами 10 минут, а после полуночи –каждые 30 минут.

Автобусное сообщение

Наземный транспорт Берлина достойно представляет городская автобусная сеть, обслуживаемая единственный оператором ─ BVG. Четверть городских перевозок возложена на этот вид транспорта. Общая длина маршрутов 322 км, а парк насчитывает 681 автобус.

Стандартные маршруты ─ это №№ с 100 по 399. Первые цифры 1 и 2 указывают на частоту движения не больше 20 минут, а 3 — на движение по индивидуальному графику. Вторая цифра указывает на округ, а третья используется для сквозной нумерации.

Часть автобусов принадлежит сети MetroNetz. Такие обозначаются MetroBus (на схемах и остановках буквой М), а курсируют в северных районах города, где недостаточно маршрутов подземки и электрички.

Экспрессы маркируются буквой X.

Особое обозначение имеет маршрут TXL-bus, связывающий центр, главный железнодорожный вокзал и аэропорт Тегель.

В ночное время перевозки осуществляют ночные линии (номер маршрута начинается с буквы N). Автобусы с трехзначной нумерацией заменяют основные дневные маршруты, а с однозначными номерами — соответствующие линии метрополитена. Интервал движения не превышает 30 минут.

Речное сообщение

Водный транспорт Берлина ─ старейший в городе. Первый паром появился еще в XIV веке.

Общая площадь водоемов в районе немецкой столицы ─ примерно 60 кв. км. Природные возможности не могли не использоваться. Сегодня здесь работает 6 паромных линий (три из них ─ F10, F11, F12 ─ круглогодично, три ─ F21, F23, F24 — с Пасхи до 3 октября), ежегодно перевозящих до миллиона человек. Интервал движения ─ от 10 минут до часа.

Паромы, или «плавающие автобусы», как их называет BVG, курсируют только днем, а в туман и гололед движение ограничивается.

Некоторые другие линии обслуживают частные перевозчики. Например, к острову Рфауэнинзель или из Хакенфельде в Тегельорт. Кстати, последний паром является единственным, переправляющим лошадей, легковые автомобили и экскурсионные автобусы.

Возможности немецкой столицы не нуждаются в оценке. А как пользоваться общественным транспортом в Берлине, мы расскажем далее.

Городское такси

Такси здесь представлено парком из более восьми тысяч автомобилей «Мерседес-Бенц». В основном перевозки осуществляют мелкие частные предприниматели. Автомобили легко узнаваемы благодаря цвету светлой слоновой кости.

Оплата осуществляется по счетчику. Стоимость посадки ─ 3,90 евро. Такса за проезд:

  • первые семь км ─ 2 евро/км;
  • далее 1,50 евро/км.

За пределами города допускается оплата по договоренности. Возможен заказ такси по телефону или через мобильные приложения.

Кроме того, в Берлине можно встретить экзотические велорикши Bike Taxi, Berlin Rikscha Tours или Velotaxi.

Берлинские аэропорты

В Берлине два действующих аэропорта. Это Тегель, расположенный в 8 км северо-западнее города, и Шёнефельд, который находится в 18 км к юго-востоку. Первый ─ это основные международные воздушные ворота, принимающие борта из 130 стран мира.

Второй обслуживает рейсы преимущественно чартерных и малобюджетных перевозчиков. В 2020 году должен открыться аэропорт Берлин-Бранденбург. Два действующих аэропорта после этого закроют.

Тарифные зоны

Зоны общественного транспорта Берлина с доступными на сегодня маршрутами представлены на следующей карте:

На схеме видно, что город поделен на три тарифные зоны:

  • А ─ центр в пределах кольцевой ж/д дороги;
  • В ─ охватывает остальную площадь германской столицы;
  • С ─ включает большинство пригородов, включая Потсдам, мемориал Заксенхаузен и аэропорт Шенефельд.

Виды билетов

Существуют следующие виды и названия билетов на общественный транспорт Берлина:

  • Kurzstrecke ─ короткая поездка. Рассчитан на проезд трех станций на метро и электричке или до шести на автобусе и трамвае без пересадок в зонах А и В. В зоне С можно использовать только для электричек.
  • Einzelfahrschein ─ билет в один конец. Действует в течение 120 минут. Допускаются пересадки, смена вида транспорта в одном направлении. Чтобы вернуться, необходим новый билет.
  • 4-Fahrten-Karte ─ на четыре поездки. Аналог Kurzstrecke/Einzelfahrschein, но со скидкой.
  • Anschlussfahrschein ─ соединительный (сквозной) между зонами А и С. Позволяет добавить поездку до зоны, не отмеченной в основном билете.
  • Tageskarte ─ суточный. Для поездок на любом транспорте со времени, отмеченного компостером, до трёх часов утра следующих суток.
  • 7-Tage-Kart ─ проездной на неделю на всех видах транспорта.
  • Kleingruppen-Tageskarte ─ на день для группы до 5 человек.
  • Monatskarte ─ месячный проездной.
  • 10-Uhr-Karte ─ проездной на месяц для тех, кто любит поспать. Пользоваться можно на любом транспорте с 10 утра среди недели или с 24.00 в выходные и праздники до трех часов следующего дня.
  • Jahreskarte ─ абонемент на 12 календарных месяцев.

Теперь о том, сколько стоит проезд на транспорте в Берлине:

  • Kurzstrecke стоит 1,70 евро, на ребенка ─ 1,30;
  • стоимость Einzelfahrschein (по зонам): 2,70 евро АВ, 3 евро ВС и 3,30 евро ABC. Для детей от 6 до 14 лет: 1,70, 2,10 и 2,40 евро соответственно;
  • полный на четыре короткие поездки стоит 5,60 евро, льготный (детский) ─ 4,40. На четыре поездки в один конец взрослый 4-Fahrten-Karte стоит от 9 до 13,20 евро, детский ─ от 5,60 до 9,60 евро;
  • цены на дневные билеты в зависимости от зон меняются от 7 до 7,7 евро;
  • Anschlussfahrschein стоит 1,60 евро;
  • групповой Kleingruppen-Tageskarte стоит от 19,9 до 20,8 евро;
  • недельный 7-Tage-Kart – от 30 до 37,50;
  • стоимость месячного проездного варьируется от 81 до 100,5 евро;
  • билеты 10-Uhr-Karte оцениваются от 59 до 73,30 евро:
  • проездной на год стоит от 761 до 976 евро.

Впрочем, бывают и особенные случаи. К примеру, BVG совместно с Adidas выпустили кроссовки стоимостью 180 евро с уже вшитым в подошву годовым проездным билетом. Обувь раскупили моментально.

Чем больше зон покрывает билет, тем он дороже. Это самые свежие данные, однако они не статичны и обновляются ежегодно. Стоимость проезда в Берлине на общественном транспорте в 2019 году может измениться.

Туристические маршруты

Для туристов в Берлине действуют специальные предложения:

  1. Berlin WelcomeCard – билет на проезд в любом транспорте по всему городу, скидки от 25 до 50 % от 200 партнеров, бесплатные путеводитель и карта.
  2. Berlin WelcomeCard Museumsinsel – аналогичный билет, но дающий дополнительные скидки.

Оба предложения интересны для тех, кто ищет варианты, как сэкономить на транспорте в Берлине, а заодно приобщиться к культурно-историческому наследию города.

“Берлинская приветственная карта” доступна на определенный срок для использования в зонах АВ/АВС по следующим ценам, евро:

  • на 48 часов ─ 19,90/22,90;
  • на 72 часа ─ 28,90/30,90;
  • на 4 дня ─ 33,50/35,90;
  • на 5 дней ─ 36,90/41,50;
  • на 6 дней ─ 42,50/46,50.

Карты Берлина для музеев и транспорта выпускаются только на 72 часа и стоят 45 и 47 евро соответственно тарифным зонам. Эти билеты позволяют посетить “Музейный остров” со скидкой 30 %.

Со списком партнёров и скидками можно ознакомиться на www.visitberlin.de/welcomecard. Самое новое предложение – Berlin Welcome Card all inclusive% стоит от 79 евро и дает еще больше возможностей.

Покупка и пользование билетом

Пару слов о том, как купить билеты в Берлине на транспорт. Билеты продаются в киосках и автоматах на платформах и станциях, в терминалах аэропорта, у водителей автобусов. В трамваях есть специальные автоматы. На автобус билет можно купить прямо в салоне. Такой компостировать не надо, так как на нём уже стоит печать. Остальные билеты перед поездкой обязательно нужно компостировать ─ вставить в специальное устройство на поручне.

Безбилетный проезд

«Зайцев» наказывают штрафом размером 40 евро. Так же поступают с теми, кто забыл прокомпостировать проездной или купил билет для другой зоны. Контролеры в Берлине форму не носят и послаблений туристам не делают.

Как спланировать маршрут

Официальный сайт общественного транспорта Берлина www.bvg.de позволяет спланировать маршрут с высокой точностью, посмотреть расписание, найти ближайшую остановку, выбрать и купить билеты, а также узнать много другой полезной информации. Удивительно, но факт ─ даже с учетом поездок на метро, электричках и пароме планировщик работает стопроцентно корректно, а пользоваться им легко.

Чтобы проложить маршрут на сайте общественного транспорта Берлина, нужно:

  1. Открыть портал.
  2. Выбрать язык (доступны немецкий и английский).
  3. Ввести в форму наименования мест отправления и прибытия, выбрать тип транспорта, дату, время и активировать поиск.

Появится исчерпывающая информация о платформах посадки/высадки, остановках, пересадках, времени в пути, прибытия и стоимости проезда.

К примеру, доступный транспорт от Ист-сайд галереи до Александерплац в Берлине представлен сразу тремя разновидностями, не считая пешего путешествия. Кстати, указывается его длина с точностью до метра. В разделе Maps можно взглянуть на маршрут, наложенный на карту города.

Это же позволяют утилиты BVG, Öffi, VBB, имеющиеся в свободном доступе в Google Play и AppStore. Перед путешествием достаточно и установить на смартфон такое приложение и изучить систему городского транспортного сообщения заочно.

Заключение

Берлин ─ ультрасовременный город и использовать весь его потенциал стоит. С транспортом в городе проблем нет, а изучить особенности работы, маршруты и ценообразование можно предварительно. Так же, как и составить календарь и маршрут путешествия.

Общественный транспорт Берлина

В этот раз будет много текста. Кому не удобно читать на черном фоне, рекомендую открыть пост в оформлении вашего блога.

1. Берлинский автобус
Первый контакт с информационной системой состоялся прямо в аэропорту. Сначала я долго изучал карту города со схемой движения общественного транспорта и искал нужное пересечение улиц, потом выбрал оптимальный вариант перемещения — автобус 109. Повезло, что маршрут проходил недалеко от моего отеля. Перед выходом из терминала висит вот такое табло, на котором указано на какую остановку и через какое время подъезжают автобусы. У меня было 6 минут, чтобы купить билет.

2. Я вышел в сторону нужной остановки и разглядел автомат по продаже билетов. Отлично. Выбираю английский язык и изучаю предложенные варианты. Короткая поездка — до 6 остановок на автобусе или до 3х на метро (1,4 евро) и обычная поездка в одном направлении на два часа на любом виде транспорта (2,4 евро). Есть еще различные проездные, но я не стал про них читать и выбрал второй вариант.
Сюрприз! Автомат не принимает мою сбербанковскую карточу. Ругается по-немецки. Шайсе, говорю я и возвращаюсь в терминал в поисках банкомата. Пока я снимал деньги, мой автобус уехал. Пришлось ждать еще 11 минут.

3. При входе в автобус я уточнил на английском у водителя, доеду ли я до нужной мне остановки. Водитель закивал.
Я затащил чемоданы, пробил билетик и принялся следить за остановками.

4. Дорога от терминала до отеля заняла 17 минут ожидания, 15 минут на автобусе и 7 пешком. Волшебно!

5. За все время я так и не увидел пробок в городе. Поэтому на автобусах передвигаться оказалось вполне удобно, комфортно и относительно быстро. Хотя я не раз видел, как водитель двухэтажного автобуса покорно ехал следом за велосипедистом и не давил его.

6. Берлинский трамвай
Линии трамвая сохранились только в той части Берлина, которая ранее была столицей ГДР, то есть в Восточном Берлине. В середине ХХ века европейские страны активно избавлялись от трамвая как от «устаревшего вида транспорта», и Западный Берлин не стал исключением.
Сейчас по улицам Берлина ходит три вида трамваев: Tatra KT4D и два современных низкопольных GT6N и Bombardier Flexity Berlin.

7. Первые трамваи в Берлине появились в 1865 году. На сегодняшний день в городе действует 22 маршрута с общей длиной 192 км. Чешские вагоны Tatra KT4D (на фотографии) начали эксплуатируются еще в Восточном Берлине с 1976 года и ходят по улицам по сей день.

8. В отличии от автобусов, где билетик можно купить только у водителя, в салоне трамваев установлены автоматы по продаже билетов. Это чертовски удобно. Также билеты можно приобрести в автоматах на остановках. Это правило касается любого вида общественного транспорта Берлина.

9. Трамваи узкие и длинные. По сравнению с московским трамваем — берлинский ходит абсолютно бесшумно.
Когда я узнал, что с пропуском на выставку я могу бесплатно пользоваться общественным транспортом, я часами катался по городу, сменяя один вид транспорта на другой.

10. Это вообще песня — насколько же удобно входить/выходить из трамвая! Просвет не больше, чем в московском метро!

11. Берлинский метрополитен
Подземное метро называется U-Bahn и составляет вместе с берлинской городской электричкой S-Bahn основу общественного транспорта столицы.
Берлинский метрополитен — один из старейших в мире и старейший в Германии. На данный момент в сеть берлинского метро входят 173 станции и 10 линий длиной 151,7 км. Около 80% путей находятся под землей.

12. Я не сразу смог понять, что же мне так не нравится в местном метрополитене. Вроде все по-немецки удобно и четко, но что-то не так. Потом понял — высота потолков. На всех станциях, где я останавливался, высота потолков как в наших подземных переходах. После нашего метро очень непривычно. Возникает ощущение тесноты. Еще в берлинском метро намного жарче, чем на улице.

13. С навигацией проблем нет, на большинстве станций установлены электронные табло с указанием времени ожидания до следующейго поезда и направлением движения. Еще в метро нет турникетов и бабок у эскалаторов, зато есть урны!

14. В вагоне на табло высвечивается название следующей станции, которое дублируется голосовым сообщением. Перед закрытием дверей раздается специальный сигнал и над дверью включаются красные лампочки.

15. Схема метрополитена наклеена на потолок! Это удобнее, чем наш московский полупрозрачный вариант с наклеиванием на окна. Самой длинной линией является U7, длина её составляет 32 км. Она же является самой длинной полностью подземной линией в Германии.
В час пик поезда ходят с трёх- или четырёхминутными перерывами между рейсами, в остальное время каждые 5 или 10 минут. Начиная с 2003 года были введены ночные линии (на всех маршрутах, кроме U4) в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье с 15-минутными интервалами. В остальные дни недели по маршрутам метро ходят ночные автобусы, один раз в 15 минут.

16. Типичная станция: пассажиры, название ветки (U2), направление движения (до станции Панков), название самой станции (Бисмаркштрассе), указатель выхода с названиями улиц и переходом на ветку U7.

17. Большинство тоннелей Берлинского метро — мелкого заложения. В целом это удобно — внизу на фотографии видна платформа станции, то есть глубина залегания сравнима с обыкновенным подземным переходом. Слева на фотографии небольшая постройка — это лифт. Я проверял не раз — работает исправно. Несмотря на мелкое заложение, во время Второй мировой войны множество станций использовались в качестве бомбоубежищ, однако союзнические бомбардировки повредили или уничтожили обширную часть метрополитена.

18. Вместе с началом строительства Берлинской стены, 13 августа 1961 года были перекрыты две линии берлинского метро. Были закрыты семь станций на линии U6 и восемь станций на линии U8 в связи с тем, что эти линии шли из западного сектора в западный через восточную часть. Было принято решение не разрывать линии западного метрополитена, а только закрыть станции, находящиеся в восточном секторе. Исключением являлась только станция «Фридрихштрассе», на которой был организован КПП.
Илья Варламов: «На некоторых станциях первой линии во времена Стены были рынки (блошиные и продуктовые). В вагонах открывались “бутики”. Представьте себе московскую кольцевую, по которой не ходят поезда, а в вагонах гости из Средней Азии торгуют урюком и курагой. Апокалиптичненько? В Берлине это продолжалось почти что 28 лет.»

19. Интересные факты:
На станциях и в туннелях берлинского метрополитена доступна мобильная связь стандарта GSM, ее инфраструктура появилась в 1995 году и стала одной из первых систем для использования мобильной связи в метро.
Вагоны серий С2 и С4, вывезенные из советской зоны оккупации Берлина, работали на Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

20. В берлинском метро используется два типа вагонов — узкопрофильные на линиях U1, U2, U3, U4 и широкопрофильные (на линиях U5, U6, U7, U8, U9). Оба типа вагонов используют стандартную колею 1435 мм, но отличаются габаритами. Оба типа вагонов используют постоянный ток напряжением 750 вольт.

21. На большинстве основных пересадочных станций расположены магазины, банки и точки быстрого питания.

22. Наземные ветки метро очень компактные. Они идут вдоль основных трасс или, как на фотографии, вдоль канала.

23. Станция построена над водой, но даже здесь есть лифт и эскалатор для пожилых людей и инвалидов.

24. Берлинская городская электричка S-Bahn
Эти поезда по своей доступности и инфраструктуре больше похожи на местный метрополитен, чем на наши российские электрички. Большинство станций — наземные с островной платформой и навесом от дождя. На всех станциях есть будка дежурного, который в дневное время объявляет маршруты и отправление поездов.

25. Есть станции, которые находятся прямо над основными дорогами и гармонично вписываются в городской пейзаж. Длина железнодорожной сети городской электрички — 331 км, это 165 станций.

26. На всех станциях есть расписание движения поездов, автоматы для продажи билетов, компостеры, карта города или части города, схема линий S- и U-Bahn.

27. Поезда S-Bahn шире и просторнее, чем U-Bahn. Рядом с кабиной машиниста есть площадка для велосипедов. Если электрички работают в нормальном режиме, то места хватает всем, в том числе и велосипедистам (боковые сидения складываются). В дождливую погоду количество желающих прокатиться с велосипедом на поезде резко возрастает. И если в этом время движение загружено, то лучше с велосипедом не лезть в толпу людей — европейская толерантность быстро уступает место локтям и пинкам.

28. Среднее расстояние между станциями и средняя скорость движения поездов выше, чем в метрополитене. Интервал движения, удобство пользования и инфраструктура вполне сравнима с подземкой, поэтому U-Bahn и S-Bahn лучше рассматривать как общую сеть железнодорожного транспорта Берлина.

29. Cеть региональных поездов, обслуживающие средние и малые расстояния
По совету замечательного человека Сергея Лукичева, я отправился в заброшенный градообразующий госпиталь недалеко от Берлина, расположенный в городке Белитс. Про госпиталь я напишу отдельный пост, а сейчас пару слов о пригородных поездах RE (RegionalExpress).
Этот вид транспорта сильно похож на наши обычные электрички. Часть станций расположены в городе, некоторые из них объединены со станциями S-Bahn и имеют переход в подземку.

30. Такие поезда ходят строго по расписанию. Скорость намного выше, остановки реже.

31. На втором этаже пассажиров обычно больше, чем на первом.

32. Есть даже кресла для детей, так мило! Слева в кадре — урна.

33. Билеты на поезд можно купить на станции или у проводника. 30-минутная поездка в Подберлинье мне обошлась в 4 евро.

34. Велосипед
Пусть велосипед и нельзя назвать общественным городским транспортом (наверное), но написать про него нужно обязательно! Рано утром я катался на трамвае, а за нами пять остановок ехал велосипедист. Не по велодорожке, а прямо по трамвайным путям. Ехал он так остановок 5-6, но потом не выдержал, и обогнал трамвай )

35. В Берлине не просто сделать фотографии улицы, чтобы в кадр не попал хоть один велосипед.

36. Я еще не бывал в Амстердаме, поэтому берлинская велоинфраструктура мне кажется идеальной.

37. Типичное берлинское утро. Перекресток. Количество велосипедистов и пешеходов одинаково. Автомобилисты жалуются на своих двухколесных братьев меньших, что те частенько не соблюдают правила дорожного движения. Так оно и есть.

38. Велосипеды повсюду. Если в Москве стоит дряхлая Газель с шестиметровым рекламным щитом, то в Берлине это рекламный велосипед.

39. Если в московских дворах можно наткнуться на заброшенный драндулет, но на берлинских улицах можно встретить брошенные велосипеды.

40. Большое количество жителей приезжают до ближайших страций S-Bahn или U-Bahn, где оставляют свои велосипеды на парковке и пересаживаются на поезд.

41. Я верю, что в Москве когда-нибудь будет также!

42. Передвигаться по городу на велосипеде настолько же комфортно, как и на любом другом виде транспорта.

43. Я тоже все это испытал на себе, взяв велосипед на прокат (24 евро за два дня). Но об этом в следующий раз.

Вывод:
Система общественного транспорта в Берлине — пока лучшая из всех, что я встречал. Разветвленная сеть линий автобусного и рельсового транспорта ежедневно обслуживает около четырех миллионов пассажиров и играет важнейшую роль в жизни города. Возможно поэтому в Берлине половина семей не имеет собственного автомобиля, и как-то не парится.

Источники:

http://traveltu.ru/evropa/germaniya/obshhestvennyiy-transport-berlina.html

http://migrant-fms.ru/evropa/germaniya/obshhestvennyj-transport-berlina-mobilnost-po-nemetski/

http://chistoprudov.livejournal.com/103381.html

http://moovitapp.com/index/ru/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D0%94%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%84-Omsk_%D0%9E%D0%BC%D1%81%D0%BA-efsite_51a0c0e0498e79614aabca5e-4120

Ссылка на основную публикацию