Особенности налоговой системы в Канаде

Особенности налоговых систем в разных странах

Налоговая система Канады

Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:

федеральном (48% государственных доходов);

провинциальном (42% государственных доходов);

местном (10% государственных доходов).

Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 1985-1994 годы доля подоходного налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.

Налоговые источники доходов провинций складываются из: подоходного налога с населения; налога с продаж; налога на прибыли корпораций; акцизов; налогов в фонды социального страхования; налогов на дарения; брентных платежей; различных регистрационных и лицензионных сборов.

Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.

В стране сложилась четкая система налогового регулирования. Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся на обсуждение – прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.

Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта – налог на прибыль.

Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения).

Модернизация налоговой системы. Первым этапом модернизации налоговой системы Канады стала налоговая реформа, начатая в 1987 г. Она коснулась двух основных доходных статей бюджета: подоходного налога и налога на прибыль. В дальнейшем был проведен радикальный пересмотр системы косвенных налогов

Подоходный налог. В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе – свои местные ставки подоходного налога Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из них отменена. Многие льготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита.

Таким образом, новая налоговая система построена на одинаковом обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительских цен).

Налог на прирост рыночной стоимости активов. Большое значение в системе подоходного налога с населения имеет налог на прирост рыночной стоимости активов. Если ранее только половина этого дохода подпадала под налогообложение, причем реальная ставка совокупного федерально – провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост рыночной стоимости возросла до 30%.

Налог на прибыль. Значимую роль играет налог на прибыль и связанные с ним разнообразные налоговые льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.

Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка – 28% (для компаний обрабатывающей промышленности – 23%).

Основные налоговые льготы

Основные налоговые льготы для корпораций включают: инвестиционный налоговый кредит; налоговый кредит на расходы НИОКР; укоренные нормы амортизации; льготные условия налогообложения стоимости активов; скидки на истощение недр и др.

Постоянно увеличивающийся дефицит федерального бюджета привел к более рациональному использованию налоговых льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и в уменьшении размеров. В 1987 г. были отменены инвестиционный налоговый кредит и скидка на корректировку товарно-материальных запасов.

Снижены нормы амортизации для пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности для бурового оборудования, рабочих частей машин, рекламного оборудования.

Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций составляет 15%, а для специально выделенной группы районов – 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% – для обрабатывающего сектора в отдельных районах.

Для стимулирования развития сельского хозяйства и рыболовства также предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей.

Цель одной из них – привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве переходит к детям без необходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов. Его оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.

Другая льгота состоит в праве усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.

Третья льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.

Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса.

К малым относятся компании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности – услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка – 12%. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране.

В налоговой системе преобладает прямое налогообложение, в котором основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.

Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с расширением базы налогообложения и снижением размеров ставок налогов и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические процессы.

Налог с продаж. Налог с продаж по своей природе – это более удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий налог с продаж имеет две характерные черты:

распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и тем самым не угрожая внутреннему производству;

опирается на более широкую базу.

До 1991 г. федеральное правительство полагалось на единую ставку федерального налога с продаж – 13,5%. Под этот налог попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и ее эффективное значение существенно изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в производстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. В небольшой открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали основными препятствиями к росту.

Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство в 1987 г. решило основные усилия направить на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил предложение развивать и взимать национальный налог с продаж по европейской модели налога на добавленную стоимость.

Налог на товары и услуги. В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке – 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.

Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления всех налогов. Более широкая экономическая база и низкая ставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.

Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой системы Канады, однако оно привело и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается одновременно с провинциальными налогами с розничных продаж. Два налога существуют в сфере розничной торговли параллельно, принося массу неудобств продавцам, вынужденным калькулировать два налога с разными базами и приспосабливать к ним систему бухгалтерского учета. С другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.

Механизм координации налогов на доход сохраняет для провинций два важнейших ограничения.

Первое – отсутствие структуры ставок. Налоговые надбавки и скидки по сути своей ограничены во влиянии на распределение дохода, так как они затрагивают лишь два полюса доходной шкалы, оставляя нетронутыми многочисленные промежуточные ставки. Также провинции взимают и основной федеральный налог, что означает принятие федеральной налоговой структуры и последствий распределения дохода. Если бы провинции могли устанавливать отдельные налоговые ставки и доходные уровни, у них было бы гораздо больше средств достижения желаемой степени прогрессивности. Однако это снижало бы согласованность и усложняло налоговую систему в целом.

Второе – хотя изначально провинции имеют возможность увеличивать налоговые поступления, требование наложения провинциального налога на федеральный ограничивает маневренность провинций до сравнительно узкой базы, снижая тем самым ценность каждого налогового пункта и требуя очень высоких налоговых ставок.

Как мы видим, ограничения достаточно существенны. Тем не менее, в такой крупной стране, как Канада, децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.

Какие налоги в Канаде? Налоговая система Канады

Налоги в Канаде нельзя назвать жесткими, как, например, во Франции. Налоговая система страны представляет собой совокупность инструментов и методов, способных обеспечить эффективное взимание налогов и сборов на территории государства.

Налоговая система

Канадская система налогообложения разделена на три уровня: местный, провинциальный и федеральный. Последние два уровня приносят в казну государства почти 90 % всех налогов. Налог на доходы в Канаде составляет большую часть всех поступлений в бюджет государства. На провинциальном уровне доходы складываются из нескольких частей. Это такие поступления, как налог с продаж, акциз, рента, сборы при выдаче лицензий, налог на доход и на капитал в Канаде.

Самую большую роль играют косвенные налоги и подоходные. Сборщиком налогов в стране является государство. Именно оно в ответе за приток средств и последующее и перераспределение. Доходы муниципалитетов складываются из тех средств, которые поступают от уплаты различных тарифов, а также налога на собственность.

Ответственный орган

За сбор налогов в Канаде отвечает Агентство Министерства налогов и сборов. Агентство занимается сбором общих по всей Канаде доходов. Отдельного внимания заслуживает провинция Онтарио, где за сбор налогов отвечает Министерство доходов. В этой провинции происходит сбор следующих типов налогов:

  1. Страховые взносы и другие отчисления.
  2. Роялти.
  3. Налог на топливо.
  4. Налог на землю.
  5. Налог с продаж.
  6. Провинциальный налог на землю.
  7. Налог на прибыль.

В Канаде более простой считается система налогообложения на местном уровне. Местные налоги делятся на два типа:

  1. Налог на недвижимость.
  2. Налог на бизнес.

Если говорить о федеральных налогах, в первую очередь надо отметить общие с провинциальными налогами. Это подоходный налог, роялти, а также налоги на индивидуальные и корпоративные доходы. Помимо них, на федеральном уровне взымаются налоги на добавленную стоимость, акциз и таможенные пошлины.

Налоговая система страны подразумевает одновременно использование налоговых баз на разных уровнях. Это касается федерации и провинций. Параллельная система начисления однотипных налогов не используется на местном уровне.

Расчет налогов

В законах Канады существует четкое разделение налогов по природе и источнику. Государстве доходы, подлежащие налогообложению, делятся на заработную плату, имущественный доход, а также доход, полученный в результате прироста капитала. Определенные суммы могут быть включены в тот или иной тип дохода, согласно законам страны. Также существует некоторые типы доходов, которые нельзя отнести ни к одному из вышеупомянутых видов. Налог с такого типа дохода не взымается. В качестве примера можно привести выигрыш в лотерее.

Если говорить о налогах на капитал, то стоит отметить, что лишь половина прироста капитала подлежит налогообложению. Доход от работы включает не только саму заработную плату, но также и все бонусы, которые житель страны получает в связи с выполняемой работой.

Доходы от имущества в Канаде рассчитываются как прибыль. К их числу относятся аренда, проценты и дивиденды. Однако если эти доходы получены в ходе осуществления предпринимательской деятельности, они могут быть классифицированы как предпринимательский доход. В тех случаях, когда плательщик несет убытки в ходе своей деятельности, он может перенести их на другой период, вычитая размер убытка с облагаемого дохода.

Согласно канадскому законодательству, понятия «доход» и «налогооблагаемый доход» имеют разное значение. Облагаемый доход равен чистому доходу, а тот, в свою очередь, рассчитывается на основе общего дохода, из которого вычитаются определенные суммы денег. Уже на базе чистого дохода рассчитывается размер налогов, которые подлежат уплате.

Какие налоги в Канаде самые высокие?

Подоходный налог в Канаде самый высокий. Его сумма зависит от размера доходов. Налог на недвижимость составляет от 1 до 2 процентов от стоимости приобретенной недвижимости. Этот налог должен быть уплачен один раз в год. Плательщиками налога на недвижимость являются не только собственники, но и арендаторы недвижимого имущества. Кроме того, нет разницы, гражданин какого государства купил имущество на территории Канады. Ставка налога для всех одинакова. Если стоимость недвижимого имущества составляет от 250 до 400 тысяч долларов, то налоговая ставка составит полтора процента. В том случае, когда цена недвижимости превышает отметку в 400 тысяч долларов, в казну государства придется уплатить 2 процента от стоимости. Канада занимает второе место в мире после Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии по размеру налога на недвижимое имущество. В топ-5 находится еще одна страна Северной Америки – США.

На территории Канады не часто используется термин «налог на добавленную стоимость» (НДС). В стане принято называть его налогом на потребление или же налог на продукты и услуги (НПУ). Ставка в среднем составляет 6 %, однако, она зависит от территориальной зоны государства.

Какой подоходный налог в Канаде?

Разберем вопрос подробнее. Как известно, налоги в Канаде делятся на несколько типов. Подоходный налог относится к федеральным. Ставка налога возрастает прямо пропорционально сумме полученного дохода. Ставки были приняты правительском страны в 2002 году, и уже в течение 15 лет никаких изменений в законодательстве не происходит.

Налоговая ставка составляет 15, 22, 26 и 29 процентов, исходя из суммы дохода. Если оклад жителя Канады превысил отметку 7,5 тысяч долларов, но оказался меньше 42,7 тысяч, то к нему применяется самая низкая процентная ставка –15 %.

В Канаде налог с зарплаты, которая превышает 42,7 тысяч долларов, но не больше 85,4 тысяч долларов, составляет 22 процента. Налоговая ставка – 26 процентов, если оклад составляет 85 400 – 132 400 долларов. Если же доход человека превышает сумму 132,4 тысячи долларов, к нему применяется ставка 29 процентов.

Пример расчета налога с зарплаты

Для лучше понимания можно рассчитать налоги с зарплаты в Канаде. Если человек заработал 7,5 тысяч долларов, то государству он обязан заплатить 1 125 долларов (7 500 * 0,15). Это минимальная сумма налога в стране. Максимальный налог при пятнадцатипроцентной ставке составляет 6 404,99 доллара (42 699,99 * 0,15).

При ставке 22 процента минимальная сумма налога будет составлять 10 384 доллара (47 200 * 0,22). Самый большой налог при такой ставке налогообложения – 18 787,99 долларов (85 399,9 * 0,22).

Если же годовая заработная плата составила 132 399,99 долларов, то в казну необходимо будет заплатить 34 423,99 доллара. Максимальной суммы налога, если оклад превысил 132 400, нет. А минимальный составляет 38 396 долларов (132 400 * 0,29).

Средняя заработная плата на территории Канады составляет примерно 63 тысячи канадских долларов за год. При таком окладе применяется налоговая ставка в размере 22 процентов. Таким образом, в бюджет ежегодно каждый житель страны в среднем платит почти 14 тысяч канадских долларов.

Роль налоговой системы

Налоговая системы Канады очень сильно воздействует на экономику страны. В конце прошлого века государство пыталось создать налоговое регулирование таким образом, чтобы ему удавалось осуществлять стимулирование спроса. Но все же это было второй целью. Главный акцент был сделан на расходы самого государства.

С тех пор начала возрастать роль канадских провинций в экономике страны. За последние годы доля валового внутреннего продукта провинций в общей структуре ВВП выросла более чем в два раза. Это даже больше, чем доля федерального правительства страны.

Другие налоги

Помимо доходов резидентов, полученных на территории Канады, денежные средства могут быть заработаны и за рубежом. С этих доходов тоже необходимо уплатить налог. Но есть страны, с которыми Канада имеет соглашение об избежание двойного налогообложения. В этих случаях резидент Канады платит налоги только в той стране, где ведет деловую активность, приносящую ему этот доход.

В Канаду ежегодно приезжает большое количество иммигрантов. Их имущество не подлежит налогообложению до получения статуса жителя государства. Если же продать имущество уже после получения данного статуса, платить налоги все равно не надо. Это правило относится к инвестиционным средствам и недвижимости.

Но надо помнить, что не будут облагаться налогом денежные средства в размере стоимости недвижимости и инвестиционных средств, ввезенных на территорию Канады. Это значит, что надо иметь документ об официальной оценке стоимости недвижимого имущества на текущий момент. Все это также должно быть в обязательном порядке задекларировано перед въездом в государство.

Координация налогов в Канаде

Провинции принимают на себя все последствия перераспределения дохода, поскольку они взымают и федеральный налог тоже, а значит, принимают всю структуру налогообложения. Если бы канадские провинции могли получить право самостоятельно устанавливать размер ставок, то они бы намного прогрессивнее функционировали. Минусом всего этого является существенное усложнение всей налоговой системы Канады.

Провинции могут все же увеличить сумму поступлений в свой бюджет, однако для того чтобы осуществить это, необходимо значительно повысить налоговые ставки. Канада – страна с развитым уровнем децентрализации. Это дает возможность приспособить социальную политику к нуждам регионов, обеспечивая провинциальные бюджеты доходами.

Налоговая система Канады

Полесский государственный университет, Беларусь

Налоговая система Канады имеет трехуровневую иерархическую структуру, соответствующую общей модели организации исполнительной власти (федеральный уровень, провинции и территориальные образования, муниципалитеты). Налоговая система Канады построена на принципах налогового федерализма, предполагает наличие значительных полномочий органов власти в сфере налогообложения. В то же время система налогового администрирования Канады имеет следующие особенности:

– Наличие конституционного разграничения налоговых полномочий различных органов власти – федеральных и региональных (провинциальных);

– Возможность федеральных и региональных (провинциальных) органов вводить налоги различного уровня, но с одинаковой базой налогообложения;

– Существование двух независимых подсистемы налогового администрирования с собственными налоговыми органами: федеральные и региональные (провинциальные), взаимодействие между которыми осуществляется на основе заключенных юридических соглашений [1].

Канада относится к группе стран со средним уровнем налогового бремени. Так, за период 2000-2013 гг. в среднем доля налоговых доходов консолидированного бюджета страны составляла около 33,3% ВВП. На протяжении второй половины XX в. – первого десятилетия XXI в. налоговая нагрузка на экономику менялась не столь значительно. Начиная с 1965 г. просматривался выраженный рост налогового бремени с 26% ВВП в 1965 г. до 36% в 1991 г. 1990-е гг. для Канады были периодом высокого уровня налогообложения и жесткого контроля за динамикой государственного долга. В среднем налоговая нагрузка на экономику в этот период составляла около 36% ВВП. Начало XXI в. было отмечено постепенным понижением налоговой нагрузки (в первую очередь за счет снижения ставок подоходных налогов, а также НДС) с 35% в 2000 г. до 31% ВВП в 2013 г.

Основной акцент в налоговой системе Канады делается на использование прямых налогов. Так, доля прямых налогов в доходах консолидированного бюджета в 2013 г. составляла более 50% (рисунок 1), в том числе индивидуальные подоходные налоги составляли 32,3%.

Доля косвенных налогов была существенно ниже – всего 18,3%. Основную роль в общем объеме косвенных налогов играют общие налоги на товары и услуги – НДС и провинциальные налоги с продаж. Доля взносов и отчислений на социальное страхование (все виды) и налогов на фонд заработной платы составляла около 6,6% всех доходов. Существенную роль в доходах консолидированного бюджета играют неналоговые доходы (инвестиционные доходы, доходы от оказания услуг и продажи товаров и некоторые другие) [2, c.21].

Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета Канады в 2013, %

Доля налоговых доходов федерального бюджета в общей сумме налоговых поступлений в начале XXI в. составляла 51%, на долю налоговых доходов провинций приходилось 32%, а на долю местных бюджетов – 17%.

Итак, рассмотрим источники пополнения государственной казны на федеральном уровне. К ним относятся:

– подоходный налог с населения;

– налог на корпорации;

В федеральный бюджет Канады поступает около 63-65% общей суммы налоговых платежей, собранных на территории страны. На этом уровне преобладает прямое налогообложение. Основным федеральным налогом выступает налог на доходы населения (он обеспечивает 40% налоговых поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет). Льготы по этому налогу имеют преимущественно социальное значение (с базы вычитаются расходы на уплату алиментов, уход за детьми, взносы в пенсионные фонды и др.). Налог на прибыль корпораций играет регулятивную роль, поскольку наибольшее количество льгот установлена именно по этому налогу. В льготном режиме облагаются предприятия малого бизнеса, что является элементом государственной политики поддержания высокой занятости. В режиме льготного налогообложения работают также отдельные отрасли экономики, в том числе сельское хозяйство. Предусмотрена возможность ускоренной амортизации для инновационного оборудования, а также льготные условия налогообложения прироста активов. Право на налоговую льготу по налогу на прибыль корпораций имеют плательщики, осуществляющие расходы на исследовательские работы.

Провинции имеют также достаточно широкий спектр налоговых поступлений:

– подоходный налог с населения,

– налоги с продаж,

– налог с прибыли корпораций,

Следует отметить, что некоторые провинции Канады обладают особыми привилегиями. Так, например, Квебек самостоятельно утверждает и собирает подоходный налог и налог на прибыль, а провинции Альберта и Онтарио – только налог на прибыль. Провинциальный налог с продаж не взымается только в провинции Альберта.

В Квебеке в каждом кассовом чеке, который вам дадут в магазине, вы увидите, что к сумме товара прибавляются два налога, переложенные на покупателя [3]:

· GST/TPS — Goods and Servise Tax / Taxe sur les produits et services ( федеральный налог)

· QST/TVQ — Quebec Sales Tax / Taxe de vente du Québec (провинциальный налог Квебека)

Провинции Новая Шотландия, Брансуик и Ньюфаундленд увязали свой налог с федеральным. Этот «гармонизированный» налог /HST (harmonized sales tax) также взимается при продаже товаров и услуг, и 8% из него идут в местный бюджет.

В конечном счете GST или HST платит потребитель, а предприниматели отвечают за сбор и перевод налогов государству.

Некоторые товары и услуги облагаются налогом только формально, то есть по нулевой ставке: молоко, хлеб и овощи; домашний скот фермерских хозяйств; медицинские изделия, связанные с бесплатным или льготным медицинским обслуживанием.

Часть товаров и услуг вообще не облагаются налогом GST/HST: продажа жилых строений, до этого находившихся в собственности продавца; аренда жилья на срок один месяц и более, а также оплата за жилой кондоминиум; большая часть медицинского и стоматологического обслуживания, оказываемого лицензированными врачами или дантистами по медицинским основаниям; услуги по уходу за детьми моложе 14 лет на почасовой основе, продолжительностью менее суток; сборы за проезд по дорогам, мостам и пользование паромными переправами; юридические услуги.

Большая часть услуг по образованию также не облагается налогами – курсы профессиональных школ, выдающих сертификаты или дипломы, позволяющие заниматься торговлей или профессиональной деятельностью, репетиторские услуги в индивидуальном порядке по учебному плану, назначенному учебным заведением; большинство услуг, предоставляемых финансовыми институтами (таких как предоставление займов или ипотеки).

Не облагается налогами подготовка и выдача страховых полисов страховыми компаниями, агентами и брокерами; большая часть товаров и услуг, предоставляемых благотворительными учреждениями; определенные товары и услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, правительствами и другими организациями общественного сектора, такими как услуги муниципального транспорта, водоснабжение [4].

Местный уровень налогообложения складывается из налога на недвижимость и налога на предпринимательскую деятельность.

Таким образом, основные налоги канадской налоговой системы можно сгруппировать по уровням власти, которые эти налоги вводят и за счет которых формируются соответствующие бюджеты (таблица 1).

Таблица 1 – Основные налоги Канады по уровням бюджетной системы

Сравнение налоговой системы Канады и налоговой системы Российской Федерации (стр. 1 из 6)

1.1. Особенности налогообложения в Канаде…………….………..……………….5

1.2. Налоги на потребление в Канаде…………….……..…………………..6

1.2.1. Налог на товары и услуги………..……………….………. ………6

1.3. Налогообложение доходов юридических и физических лиц ………. …..……8

1.3.2. Налог на прибыль корпораций……………………………. ……10

1.4. Налогообложение имущества и перехода права собственности……..…….12

Глава 2 Сравнение налоговой системы Канады и налоговой системы Российской Федерации………………………………………..….…..…………. 17

2.1. Классификация налогов Российской Федерации и Канады………17

3.1. Исчисление налога на имущество……………………………. ……..20

3.2. Исчисление транспортного налога…………………………. …. .22

3.3. Исчисление налога на добавленную стоимость……..……..…. .23

3.4. Расчет единого соц. налога и налога на доходы физических лиц…. 25

3.5. Расчет налога на прибыль……………………………………..…. 28

3.6. Исчисление налога по упрощенной системе налогообложения…..31

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данной системы с ее аналогом для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целями задачам анализируемого объекта. При сравнительном анализе системы налогообложения, необходимого для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования (реформирования), в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств, в том числе и региональные. Путем сравнения общегосударственных налоговых систем с учетом их региональных особенностей можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой вертикали «центр – регионы» и в определенных случаях принципы и методы горизонтальных связей «регион – регион». Такая постановка задачи анализа предполагает, что объектами сравнения должны быть налоговые системы тех стран, где государственное устройство является близким Российской Федерации по содержанию, то есть стран, несущих в себе нормативно зафиксированный или практически реализуемый (неформальный) достаточно сильный элемент федерации.

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных (по существу) государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке, должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также целей и задач (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед данным государством.

В курсовой работе будут рассмотрены такие аспекты, как:

1. Налоги и потребление в Канаде

2. Налогообложение доходов юридических и физических лиц

3.Налогобложение имущества в Канаде

4. Сравнение налоговой системы РФ и системы Канады.

Цельюкурсовой работы является сравнительный анализ налоговой системы Российской Федерации и налоговой системы Канады.

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КАНАДЕ

Налоговая система Канады в сравнении с другими государствами обладает свойством высокой децентрализации, что означает значительную роль провинции в формировании стратегии национальной экономики и решении вопросов налогообложения. На долю провинций приходится больше половины всех правительственных расходов, особенно в сфере образования, здравоохранении и социального страхования.

Налоговая система Канады в современных условиях представлена трех основных уровнях:

-федеральном (48% государственных доходов);

-провинциальном (42% государственных доходов);

-местном (10% государственных доходов).

Основу доходов Федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, налог на корпорации, налог на товары и услуги, акцизы, таможенные пошлины и взносы в фонды социального страхования, на долю которых приходится 50% от общей суммы собираемости доходов в бюджет.

Доходы провинций складываются из подоходного налога с населения, налога с продаж, налога на прибыль корпораций, акцизов, взносов в фонды социального страхования, налогов на дарение, рентных платежей, регистрационных и лицензионных сборов, доля которых в общем балансе налогов составляет 40%.

Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство, которые составляют долю 10% в общей системе налоговых поступлений в бюджет.

В принципе все налоги носят национальный колорит, но по своим характеристикам (налоговой базе, объекту обложения, исчислению ставок) мало, чем отличаются от европейских систем налогообложения.

Несмотря на достаточно широкие полномочия провинций в сфере налогообложения, они получают поддержку со стороны правительства в форме государственных трансфертов, которые составляют около 28% всех их доходов. Федеральные трансферты провинциям преследуют цель выравнивания экономик регионов, оказания помощи по линиям социального обеспечения и регулирования бюджетной сферы провинций.

Конкуренция провинций за привлечение капитальных вложений препятствует увеличению налогов и ведет к выравниванию в целом по стране налогового давления.

1.2. НАЛОГИ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ В КАНАДЕ

1.2.1.НАЛОГ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ (НДС)

В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке — 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.

Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления всех налогов. Более широкая экономическая база и низкая ставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.

Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой системы Канады, однако оно привело и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается одновременно с провинциальными налогами с розничных продаж. Два налога существуют в сфере розничной торговли параллельно, принося массу неудобств продавцам, вынужденным калькулировать два налога с разными базами и приспосабливать к ним систему бухгалтерского учета. С другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.

За исключением провинции Альберта и двух территорий, все провинции взимают местные налоги с продаж.

С 1 апреля 1997 г. Нью-Брансуик, Новая Шотландия Ньюфаундленд объединяют свои местные налоги с продаж с феде­ральным налогом на товары и услуги (“GST”). Комбинированная ставка равна 15% (7% —федеральная ставка и 8% — провинциальная). Объединенный налог включается в розничные цены, но вся сумма уплаченного налога отражается в чеке.

С 1 сентября 1996 г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов с розничных продаж:

– Новая Шотландия — 11%;

– о. Принца Эдуарда — 10%;

– Квебек — 6,5% (в Квебеке взимается объединенный налог: провинциальный и федеральный);

– Британская Колумбия — 7%, называется “налог на социаль­ные услуги”, им облагается потребление товаров и определенных видов услуг.

К определенным видам товаров и услуг могут применяться другие ставки данного налога. Например, в провинции Онтарио — стандартная ставка налога — 8%, но для алкогольных напитков, продаваемых в специализированных магазинах, ставка увеличена до 12%. .

В налоговой системе Канады выделяются акцизы двух типов. Во-первых, акцизные налоги, которые вводятся в действие и регулируются Законом об акцизных налогах 1970 г. (с учетом множества последующих поправок и уточнений). Во-вторых, это акцизные сборы, которые регулируются Законом об акцизах (также от 1970 г.). Хотя эти два типа акцизов достаточно близки, есть и некоторые различия, касающиеся групп подакцизных товаров, ставок и других элементов налогообложения.

В настоящее время список товаров, облагаемых акцизными налогами, включает такие позиции, как табачные изделия, вино, автомобильное и авиационное топливо, большие автомобили, кондиционеры для пассажирского транспорта, часы и ювелирные изделия, авиационные тарифы. В отличие от акцизных налогов, круг которых достаточно широк и по существу может быть неограничен, акцизные сборы вводятся только на алкоголь и табак (табачные изделия). Цель их введения, кроме чисто фискальных, предоставление возможности дополнительного контроля за производством и распределением этой категории товаров. Они формируют некий дополнительный механизм для действующей системы лицензирования производства и торговли этими товарами.

Источники:

http://businessman.ru/kakie-nalogi-v-kanade-nalogovaya-sistema-kanadyi.html

http://www.konspekt.biz/index.php?text=53382

http://mirznanii.com/a/241074/sravnenie-nalogovoy-sistemy-kanady-i-nalogovoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii

http://vancouverok.com/kak-otkryt-biznes-v-kanade-inostrancu-ili-immigrantu

Ссылка на основную публикацию