Содержание

Особенности образования в Италии

Система образования Италии

Система образования в Италии является подконтрольной государству, она прямо зависит от Министерства образования, которое финансово содержит школы всех уровней и контролирует учебу в частных заведениях. Также оно самостоятельно разрабатывает, а затем доводит до обучающих учреждений учебные программы. Нанимают учителей (по всем предметным дисциплинам) в школы, контролируемые государством, на преподавательские должности через конкурсы. В отличие от среднего, высшее образование в Италии (академии, вузы, и т.д.) имеют право на личную независимую организацию учебного процесса, они самостоятельно составляют образовательные программы, однако обеспечиваются финансово Министерством образования. В большинстве из них, чтобы поддержать высокий уровень образования в сфере получения профессий, введены итоговые экзаменационные испытания.

Современная система образования в Италии постоянно реформируются с целью ее улучшения. В данное время проводится очередное ее изменение, призванное состыковать итальянскую учебу с общеевропейской.

Ступени и виды образования

Учеба в Италии, как и везде, имеет ступенчатую структуру, где итальянцы обучаются, начиная с самого нежного возраста и до приобретения профессии. Однако тут образовательные этапы также не оканчиваются, ведь в этом государстве можно учиться дополнительно при желании. Итак, схема обучения в Италии имеет следующую структуру:

  1. Дошкольное воспитание (la scuola Materna) – проводится обучение малышей в возрасте 3-6 лет;
  2. Школьное образование:
    • Начальные классы (la scuola Elementare) – здесь учатся дети 6-10 лет;
    • Средние классы (la scuola Media) – получают образование подростки 11-13 лет;
  3. Среднее образование:
    • Высшие классы (la scuola Superiore) – проводится обучение тинэйджеры 14-19 лет;
    • Лицеи – подготавливают учеников к поступлению в вузы и университеты;
  4. Высшее образование:
    • Университетская группа (частные, государственные университеты, вузы для иностранцев, высшие школы, университеты телекоммуникаций)
    • Неуниверситетская группа (высшие школы прикладных и изящных искусств, дизайна, национальные академии, консерватории, хореографические училища. А также: школы интегрированного обучения по техническим узким направлениями, дипломатии, архивному, военному делу, школы переводчиков);
    • Академии (учреждения культуры, объединения по изучению истории, учебные центры, литературные институты, иностранные ведомства)

Дошкольное образование в Италии

Воспитание детей в данном государстве начинается, как и во многих других, с малого возраста. Уже с 3 до 6 лет малыши могут пойти обучаться в школы раннего развития (scuola Materna). Это аналог российских детских садов, в которых маленькие итальянцы учатся общению между собой, играют, развиваются физически на спортивных занятиях. Одним словом, в этот период у малышей происходит закладывание основ социальной адаптации и подготовка к школьному обучению.

Дошкольное воспитание в Италии во многих детских заведениях проводится по методике знаменитой М.Монтессори. Кроме них также широко распространены католические детские группы при церквях, где образование малышей возложено на монахинь. В них, помимо основных образовательных уклонов, особое внимание уделяется воспитанию духовности, миропонимания, основам христианства и веры. Здесь придерживаются традиционных способов воспитания.

Школьное образование

Школьное образование в Италии предполагает начало обучения в шесть лет. Оно разделено на две группы по возрастам и степени сложности обучения.

Начальные классы (la scuola Elementare) обучают детей 6-10 лет. Это бесплатное образование в Италии, обязательное для всех маленьких итальянцев, здесь изучаются такие дисциплины: чтение, родной язык и письмо на нем, арифметика, рисование, музыка и другие. Религия — предмет не обязательный, ее изучают на добровольных началах. Образовательные графики в начальных классах всегда включают хотя бы один иностранный язык. Учеба детей данного возраста длится ежедневно по 6 часов и 5 дней в неделю. В качестве оценок выставляются «отлично», «удовлетворительно», «хорошо», а не отметки в цифрах, как в России.

Примечательно то, что во всех школах первой и второй ступеней дети могут получить инклюзивное образование в Италии, т.е. ребята, чьи физические возможности ограничены, учатся в одной группе со своими здоровыми ровесниками по общей программе. Если это невозможно по серьезной причине, то для такого ребенка создают индивидуальный график. Права маленьких итальянцев-инвалидов на получение любого образования не ограничиваются. Классы в школах часто большие, исключением бывают частные школы в Италии, где группы обучающихся значительно меньше. В них предметная программа точно такая же, как в государственных, однако эти учреждения не имеют возможности выдавать свои аттестаты. Ребенок, прошедший обучение в платной частной школе будет обязан сдать экзамены в государственных школах.

По завершении обучения в данной пятилетке ученики сдают два вида экзаменов по некоторым предметам – устные и письменные. После чего получают аттестаты выпускников начальной школы.

Средняя школа в Италии (la scuola Media) предназначена для преподнесения знаний подросткам 11-13 лет, окончившими первый школьный этап. Помимо основных уроков к программе добавляются итальянский язык, искусство, музыка, естественные науки и география, также тут не забывают уделять внимание иностранным языкам. В отличие от первой пятилетки экзамены тут сдаются каждый год, если школьник сдает их неудовлетворительно, то остается на второй год. Когда обучение в этой ступени подходит к концу, учениками сдаются письменные аттестации по итальянскому письму и речи, иностранному языку, математике. По прочим предметам также нужно аттестоваться, но уже устно. При успешной сдаче можно поступить в высшую школу. Обучение на этом этапе также бесплатное и обязательное.

Среднее образование

Среднее образование в Италии подразделяется на такие ступени:

Высшая школа (la scuola Superiore)

Принимает к себе успешных выпускников средней школы. Здесь проводится обучение тинэйджеров до 19 лет. Такие образовательные колледжи Италии являются аналогом наших колледжей, профессиональных училищ, технических институтов, школ искусств, лицеев. Однако обучение и проверка знаний тут очень серьезные, за пятилетний срок учебы отсеивается практически половина всех студентов. Особой популярностью в последнее время пользуется школа дизайна в Италии, что проводится обучение дизайну.

Лицеи

Эти учебные заведения занимаются подготовкой студентов к поступлению в высшие институты. Они существуют трех типов — классические, естественнонаучные, лингвистические. Все они включают в свою программу изучение родной литературы, латыни, естественных наук, физики, математики и истории. По завершении учебы в них сдаются аттестационные экзамены, а студентам выдаются аттестаты зрелости

Высшее образование

Система высшего образования в Италии обширна, она разделена на 2 группы:

Высшее образование в Италии в первой группе подразумевает 60 государственных вузов для итальянских студентов, 2 – для обучения в Италии для иностранцев, 17 частных учебных организаций с государственной аккредитацией, 6 последипломных высших школ, а также 6 вузов телекоммуникаций и телематики.

Вторая группа подразумевает 4 типа различных заведений. Это школы переводчиков (высшие), школы дизайна, Школы искусств (среди них направления – школы искусств, хореографические, прикладных, изящных искусств, а также консерватории для получения музыкального образования в Италии и национальные академии), интегрированные учебные заведения (по узким техническим направлениям, дипломатии, медицине для получения высшего медицинского образования в Италии, архивному делу, военному делу). Контроль последней группы в основной степени осуществляется соответствующими ведомствами, а не Министерством образования.

Длительность обучения на многих факультетах определяется в пять лет, для медицинских специальностей — шесть. В окончании сдаются аттестационные экзамены, студенты получают дипломы при их успешной сдаче. Обучение в государственных вузах Италии стоит около 800 евро в год, в частных на порядок дороже.

Образование для русских в Италии

Помимо итальянского населения в государстве проживают различные малые группы других народностей. Для русской этнической группы работают русские школы в Италии, где учеба и основные предметы проводятся на родном языке. Однако для поступления в вуз придется сдать экзамены на знание языка.

Высшее образование в Италии для русских возможно при условии адаптации учебных программ. Из-за того, что итальянцы в школе в среднем учатся 13 лет, а россияне – 11, на первый курс местных университетов принимают лишь тех студентов, которые помимо полного школьного курса отучились не менее 2 лет в высшем российском заведении. При этом, совершенно не важно, на какой специальности.

Российские дипломы в Италии имеют тот же «вес», что и в России. При наличии такого документа студент может подавать заявление сразу в магистратуру, чтобы продолжить образование по той же специальности. Также возможно изучение другой профессии с первого курса.

Особенности образования в Италии

Итальянское школьное образование во многом зависит от климатических и национальных особенностей конкретного региона страны. Культурные традиции почитают и к инновационным методам преподавания подходят осмотрительно. Государственные школы в Италии бесплатны для всех детей иностранцев, независимо от статуса родителей. К тому же итальянское законодательство дает право поступать на обучение в любой период академического года.

Школы в Италии – система образования, организационный процесс

Итальянская образовательная система централизована. Обязательное образование в стране предусмотрено до 16 лет. Учебные программы, методические планы, экзамены разрабатываются и внедряются Министерством образования. Школы на всех уровнях полностью финансируются государством. Поборы с родителей строго запрещены.

Детям уделяется особое внимание для скорейшего вливания учащегося в коллектив. Ребенок, недавно переехавший в страну и не знающий языка, направляется на бесплатные кратковременные курсы в одну из школ.

Школы в Италии представлены видами:

  • Государственные;
  • Частные;
  • Частные интернациональные: американская, английская, канадская, русская.

Частные заведения преимущественно ориентированы на иностранцев, временно проживающих в стране. Иммигранты с видом постоянного жительства и граждане, как правило, выбирают государственные структуры. Образовательные программы во всех учреждениях сходны. Но аттестат выдавать имеют право только государственные организации. Поэтому экзаменационные тесты сдаются только в них.

Все дети, независимо от состояния здоровья и статуса родителей, учатся наравне со всеми. Как правило, дети-инвалиды и простые школьники зачисляются в один класс.

Запись несовершеннолетних иностранцев подпадающих под обязательное обучение, должна быть произведена родителями либо попечителем. Класс определяется по возрастному соответствию или по решению педагогического совета при следующих факторах:

  • Программа и курс обучения на родине;
  • Результаты проверки способностей и уровня подготовки;
  • Документальное подтверждение об образовании.

Необходимые документы

  • Документ, подтверждающий личность, свидетельство о гражданстве;
  • Налоговый код;
  • Свидетельство о рождении ребенка;
  • Справка о прививках – при отсутствии таковой, учащийся всё равно может посещать уроки;
  • Школьные документы: табель успеваемости по дисциплинам, пройденный образовательный уровень на родине и т.д.

Этапы школьного образования

В сравнении со странами постсоветского пространства образовательный процесс в итальянских школах составляет 13 лет. По аналогии с некоторыми европейскими государствами существует несколько ступеней, где первые две – обязательны.

Начальная школа — la Scuola Elementare

Школы в Италии бесплатны для всех граждан и постоянных резидентов. Начальная параллель составляет один — три класса. Вместо баллов применяется оценочная система: отлично, хорошо, т. д. По завершению начального курса, повзрослевшие дети переходят на средний уровень. Обязательные дисциплины:

  • Рисование, физическая культура, музыка;
  • Математика;
  • Итальянский язык (письмо/чтение), азы английского;
  • Естествознание, обществознание;
  • Религиоведение (по желанию).

После начального уровня сдаются экзаменационные тесты по всем дисциплинам. По результатам оценивания выдается документ — Diploma di Licenza Elementare.

Средняя младшая школа – La Scuola Media

После пятилетнего начального курса, учащиеся переходят в физически обновленную трехлетнюю школу, с новыми одноклассниками и преподавательским составом. Исчисление ведется снова с первого класса. Такой порядок учит адаптироваться к различным ситуациям и переменам с раннего возраста.

Младшие школы в Италии преимущественно располагаются в отдельно стоящем здании. Классов в параллели может быть до десятка.

Программа обучения по стране одинаковая. Дисциплины сравнимы со странами бывшего Союза:

  • Математика, химия, физика;
  • Итальянский, английский языки;
  • География;
  • Черчение;
  • Информатика.

После каждого года проводится экзаменационная проверка. Если учащийся не сдает испытания, он остается на второй год. По окончанию всего уровня сдаются государственные экзамены — Eesame di Stato. Начисляется один средний балл по всем предметам. Он характеризует уровень грамотности. Выданный аттестат (Diploma di Licenza Media) даёт право обучения в старшей школе.

Средняя старшая школа — La Scuola Media Superiore

Это последний уровень среднего образования. Аналогом в постсоветских странах является техникум/колледж. Учеба в школе Италии занимает 5 лет, два из которых входят в обязательное образование.

В старшей школе учащемуся нужно определиться с выбором, который зависит от способностей ребенка и планов на будущее:

  • Совмещение образовательного и профессионального процесса. Это обеспечивает наравне со школьным образованием получить специальность;
  • Обучаться по классической программе и подготавливаться к поступлению в ВУЗ.

Существует 3 вида старших школ: лицеи, технический и профессиональны институты.

Лицеи. Обучение выбираю те, кто планирует продолжить образование по школьной программе и готовиться к университету. Лицеи в стране профильные:

  • Классический;
  • Гуманитарный;
  • Лингвистический;
  • Технический;
  • Лицей искусств.

В программу лицеев включены обязательные дисциплины:

  • Итальянская литература;
  • Латынь, философия, история;
  • Математика, физика и химия;
  • Естественные науки.

Институт технический с направлением: экономическое, технологическое;

Институт профессиональный — образование в сфере обслуживания/промышленности/ ремесленничества.

Окончив средний уровень, учащиеся сдают выпускные экзаменационные тесты, некий аналог украинского ЗНО или российского ЕГЭ. Успешно сдавшие его получают аттестат среднего (Esame di Maturità) и диплом профессионального образования.

Особенности академического периода

В стране практикуется плавающее расписание начала академического года. Все зависит от климатических особенностей региона. Дня знаний в Италии не существует. Каждый год дата начала занятий сообщается отдельно.

Академический период длиться 200 дней, с выходными на Рождественские, Пасхальные и карнавальные праздники. Занятия в классах начинаются примерно в 8 -00, в некоторых регионах в 7 — 40. Длительность уроков в среднем составляет от 50 до 60 минут (разные школы и регионы) пять дней в неделю, перемены короткие.

Школы в Италии работают по десятибалльной системе оценивания, как и во многих Европейских странах. Родители могут самостоятельно выбирать расписание учебного графика для ребенка:

  • Учеба до обеда, выполнение заданных уроков дома;
  • Учеба до вечера, выполнение «уроков на дом» в школе (аналог «продленки» в Украине или России).

Стоимость обучения

Обучение в государственном заведении (начального и младшего уровня) полностью бесплатное, в учреждении частного порядка стоимость варьируется от 7000 до 9000 € год. Если ребенок учиться самостоятельно, цена среднего образования в частных школах с интернатом и полным пансионом обойдется от 30 тыс. до 40 тыс. € за учебный год.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ИТАЛИИ

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это – дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет.
Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии. Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Начальное образование длится 5 лет и рассчитано на детей от 6 до 11 лет. Это – первая ступень в обязательном образовании. Безусловно, начальные школы могут быть как государственными, так и частными. В первые два года обучение является пре-дисциплинарным, и это требует организации преподавательской деятельности без какой-либо дифференциации предметов.
Чтение, письмо, рисование, арифметика, музыка и др. – являются обязательными, по желанию изучается лишь религия, – все предметы преподаются в комплексе. В следующих классах появляется разделение на отдельные предметы, но преподавательский подход все равно должен оставаться междисциплинарным.
По окончании начальной школы учащиеся сдают письменный и устный экзамен и получают аттестат о начальном образовании. На основании сдачи экзаменов учащиеся переходят в среднюю школу.

Среднее образование в Италии делится на 2 ступени. 1-ая – это младшая средняя школа, а 2-ая – это старшая средняя школа. Младшая средняя школа является обязательной для посещения, предназначена для учащихся с 11 до 14 лет. После окончания младшей средней школы, учащиеся могут поступать в старшую среднюю школу.
Старшая средняя школа имеет две разновидности. Это профессиональные колледжи и подготовительные лицеи. Профессиональные колледжи предлагают учащимся совмещать общее среднее образование с профессиональной подготовкой. По окончании колледжа учащиеся получают аттестат о среднем образовании и свидетельство о профессиональном образовании.
Подготовительные лицеи занимаются подготовкой учащихся к поступлению в ВУЗы. В основном лицеи профильные и, выбрав определенный лицей, учащийся уже заранее определяет свою специальность. По окончании выпускники сдают экзамен (esame di maturita) и получают диплом (diploma di maturita), с которыми можно поступать в университет.

Система высшего образования в Италии состоит в основном из университетов, но есть и технические университеты, университетские колледжи и академии. В Италии 47 государственных университетов и 9 независимых, имеющих государственную лицензию. Высшее образование в Италии делится на 3 ступени. После каждой сдаются государственные экзамены, выдается диплом и присваивается степень.

Особенности профессионального образования в Италии Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарузе Е. Е.

В статье автором рассмотрены особенности профессионального образования в Италии , а также направления и тенденции развития профессионального образования в России.In article the author considers features of vocational training in Italy, and also directions and tendencies of development of vocational training in Russia.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дарузе Е. Е.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального образования в Италии»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье автором рассмотрены особенности профессионального образования в Италии, а также направления и тенденции развития профессионального образования в России.

In article the author considers features of vocational training in Italy, and also directions and tendencies of development of vocational training in Russia.

Италия, наверное, не самая показательная страна с точки зрения обучения или воспитания детей. С другой стороны, опыт этой страны по-своему уникален. Сильная сторона Италии -обучение творческим дисциплинам.

В шесть лет дети поступают в начальную школу. Первые ее две ступени – scuola elementare 1 и scuola elementare 2 – бесплатны для всех. Все общеобразовательные предметы на этом этапе являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. В конце каждой ступени проводится тестирование. По окончании первого пятилетнего цикла (двух первых ступеней) сдаются письменный и устный экзамены. По их результатам выдается аттестат начальной школы (diploma di licenza elementare), и ученики переходят в среднюю школу (scuola media), где учатся до 14 лет. После каждого года обучения проводятся экзамены по системе «сдано – не сдано». Если ученик не выдерживает этого испытания, его оставляют на второй год. Экзамен на аттестат зрелости в 18 лет открывает дорогу к поступлению в университет и получению диплома бакалавра.

Вузы. Особняком стоят учебные заведения, в которых можно получить творческие специальности. Сеть таковых в Италии очень велика. Прежде всего, это художественные институты (istituto d’arte), готовящие художников по керамике и стеклу, резчиков по дереву и металлу. Художественные лицеи (liceo artistico) обеспечивают подготовку по изобразительному искусству и архитектуре. В Риме, Флоренции и Урбино открыты институты ремесел (Istituti Superiore per l’Industria Artistica, ISIA): первые два имеют специализации по дизайну, а последний – по издательскому и рекламному делу. Живопись, скульптуру и сценографию можно изучать также в академиях изящных искусств. Курс занятий по каждой из этих дисциплин рассчитан на четыре года и состоит из теоретической и практической частей. В отличие от университетов, в академиях и школах искусств есть вступительные экзамены. Музыку изучают в консерваториях, которые существуют во всех крупных городах. Учатся в них от пяти до десяти лет. Танцовщиков, как и преподавателей хореографии, балетмейстеров, готовит Национальная академия хореографии в Риме. А в римской Национальной академии драматического искусства за три года можно освоить специальность актера или сценариста или поучиться на краткосрочных курсах театральной постановки и режиссерского мастерства. Университет считается бесплатным, но все обязаны внести налог на обучение. Его размер устанавливается в соответствии с доходами семьи студента. Если же вы будете хорошо учиться, то в государственном университете вас могут освободить от уплаты налога. В Римском университете La Sapienza учебный год начинается 5 ноября и заканчивается 31 мая. В течение года бывает три сессии, и каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать (за исключением некоторых обязательных на каждом факультете), так как студенты имеют право на свой индивидуальный учебный план. Очень важное отличие от нашей системы – это отсутствие экзаменационных билетов. Экзамены бывают письменные и устные. Литература, история, лингвистика, филология

обычно сдаются устно. Каждый экзамен требует 99,9 % самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что вы должны знать о предмете. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших. У каждого профессора есть определенные часы приема, когда он может вас лично выслушать и посоветовать, какие книги вам будут наиболее полезны. При желании вы можете подать заявку, чтобы иметь «куратора» по одному из основных ваших предметов. С ним вы всегда сможете посоветоваться по поводу учебного плана, экзаменов, программ, книг и, конечно же, дипломной работы. Еще одна возможность – зайти в консультационный центр, существующий на каждом факультете.

Профессиональное образование. Выпускники средних школ могут поступить в учебные заведения различных профилей, причисляемые в Италии к системе высшей средней школы (scuola secondaria superiore). Это аналоги профессиональных учебных заведений (технические институты, профтехучилища, школы искусств) и лицеи. В них учатся с 14 до 19 лет. Отсев велик: пятилетний курс обучения заканчивает только половина поступивших. Подготовка к поступлению в университеты производится в лицеях. Существует три их разновидности: классический (liceo classico), технический (liceo técnico) и естественных наук (liceo scientifico). Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен (esame di maturita) и получают аттестаты зрелости (diploma di maturita), с которыми можно поступать в университет. В классическом лицее осуществляется общая подготовка к поступлению в университет, и его выпускники имеют право поступать на любой факультет. Соответственно, в лицеях двух других типов делается упор на изучение тех или иных наук. Остальные учебные заведения этой ступени осуществляют профессиональную подготовку. К ним относятся технические институты (istituto tecnico) и профессиональные институты (istituto professional), в которых обучают ремеслам, коммерции и гостиничному делу. Профессиональная подготовка осуществляется в течение 5 лет и состоит из двух ступеней: 3 года обучения и 2 года обучения. Первые три года приблизительно соответствуют НПО в России, последующие 2 года – СПО в России. Однако имеются некоторые отличия. На первой ступени в течение двух лет обучающиеся изучают предметы, преимущественно, общеобразовательного цикла. К ним относятся: итальянский язык, математика, право, два иностранных языка, как правило, английский и французский (в некоторых случаях – немецкий и испанский), право, естественные науки, религия, психология, а также предметы профессионального цикла (практические занятия по приготовлению пищи, по обслуживанию в ресторане, по приему в гостинице). В конце второго года обучения молодые люди определяются с выбором своей будущей профессиональной деятельности, и на третьем курсе начинается специализация. Обучающиеся изучают только тот профиль, который они для себя выбрали. В конце 3 курса обучающиеся проходят в течение трех недель стажировку на предприятиях, где являются не столько участниками процесса, сколько созерцателями. Стажировка никак не оценивается. По окончании третьего курса учащиеся получают свидетельство о профессиональном образовании в выбранном направлении. После трехлетнего профессионального обучения у обучающегося есть два пути: пойти работать или поступать на следующую ступень профессиональной подготовки (4 и 5 курс). По статистике, в среднем, 10 % обучающихся поступают на работу, 90 % – продолжают обучение в учреждениях профессионального образования. В результате такого обучения они получают аттестат о среднем образовании в области туристических и гостиничных услуг. Обучение проводят в соответствии с учебным планом, в котором недельная учебная нагрузка колеблется (в зависимости от учреждения) от 32 до 36 часов. Если обучение проводится из расчета 32 часов в неделю, то

учебное время распределяется следующим образом: 18 часов – теоретическая подготовка, 14 – практические занятия. Обучающиеся сдают экзамены. Однако в случае неудачной сдачи им предоставляется возможность (из средств бюджета) пройти дополнительное обучение в период каникул из расчета 15-20 часов и повторно сдать экзамен. При неудачной второй попытке обучающихся оставляют на второй год обучения. При непосещении обучающимися занятий более 1/3 учебного времени их отчисляют из образовательного учреждения. Следует отметить, что большое внимание в учреждениях профессионального образования Италии уделяется овладению обучающимися компетенциями: профессиональными и языковыми. Немалое внимание уделяется изучению культуры. На старших курсах наряду со штатными преподавателями (в Италии их называют профессорами) преподают представители предприятий, т.е практико-ориентированные специалисты. В течение всего периода обучения обучающиеся проходят углубленное обучение (фаза параллельного обучения), что позволяет им получить квалификацию, котирующуюся в Италии. После успешной сдачи квалификационного экзамена на компетенции (профессиональные и языковые) Экспертному совету выпускники имеют возможность получить дополнительную квалификацию, признанную в европейском стандарте. Обучающиеся, которые показывают успехи в профессиональной деятельности, принимают участие в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства. Современная система профессионального образования Италии предусматривает бесплатное обучение. Обучающиеся оплачивают €250 в год, которые приравниваются к налоговому взносу. Поскольку Италия – это страна, живущая туристическим бизнесом, то проблем с набором и трудоустройством обучающихся в сфере гостиничного, ресторанного и туристического сервиса у них нет. На базах учреждений профессионального образования организуются вечерние курсы для обучения взрослого населения.

В настоящее время в городе Москве много делается для совершенствования системы профессионального образования. В 2004 г. произошло укрупнение образовательных структур путем создания комплексов непрерывного профессионального образования для опережающего удовлетворения потребностей рынка труда московского региона квалифицированными кадрами. Новый образ реформированной сети образовательных учреждений требует пересмотра структурно-содержательного компонента.

К моменту вступления в ВТО российская система профессионального образования должна соответствовать принятым в Европе стандартам. Поэтому опыт стран ЕС особенно полезен России для решения проблем начального и среднего профессионального образования.

В 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования европейских стран подписали специальную декларацию, согласно которой к 2010 г. вся Европа должна перейти на единую систему высшей школы и взаимного признания дипломов. В вузах стран, входящих в Болонский процесс, в течение семестра студенты должны набирать некоторое количество кредитов (баллов). Тому, кто не наберет положенное число кредитов, попросту не выдадут диплом. «Болонский» студент может менять вузы и страны хоть каждый семестр, система зачетов везде одинаковая. Дипломы таких учебных заведений взаимно признаются в Европе. Выпускник может легко получить работу в любой европейской стране. Одной из оставшихся за бортом стран в 1999 г. оказалась Россия. По мнению европейских чиновников, качество образования у нас очень разнится. Огромная пропасть лежит между столичными вузами и провинциальными. На Западе известны лишь крупнейшие вузы, такие как МГУ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, некоторые университеты Санкт-Петербурга. Про учебные заведения других городов им не известно ничего. В 2003 г. мы взяли на себя обязательство, что к 2010 г. Россия завершит мероприятия, которые позволили бы ей присоединиться к Болонскому процессу. В ча-

стности, присоединившаяся страна обязана выполнить следующие условия: ввести двухступенчатую систему образования (бакалавриат и магистратуру), обеспечить организацию и аккредитацию учебных заведений, а также ввести систему зачетных единиц и учета часов изучаемых дисциплин, принятую в Европе. Кроме того, не стыкуются с нашей системой образования и так называемые кредитные часы, когда студента, например, из Италии принимают в университет во Франции, учитывая часы, уже прослушанные им в аудиториях вуза на родине. Российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику образования в России. Если в Европе засчитывают в это количество и время самостоятельной работы «дома», то у нас, как известно, учитываются только академические часы, отбытые в аудитории. Есть и еще одна проблема – большой разрыв между школой и вузами в нашей стране. Например, в Италии, между школами и вузом есть еще одна промежуточная ступень – колледжи, не окончив которые невозможно поступить в институты. Учитывая опыт системы образования Италии и реализации задач городской целевой программы «Рабочие кадры» в колледжах Москвы, на современном этапе развития начального и среднего профессионального образования одновременно с внедрением Болонской системы нужно осуществить следующие мероприятия:

1. Переход на монопрофильное обучение.

2. Внедрение в практику учреждений профессионального образования сертификацию студентов, обучающихся по дополнительным образовательным программам (модулям) с присвоением квалификации, соответствующей международному стандарту.

3. В Государственную аттестационную комиссию включать не только представителей социальных партнеров, но и Департамента соответствующего профилю образования (например, для нашего колледжа включать представителей Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы).

4. Выпускник монопрофильного ОУ должен получать два диплома: государственного образца, действующий на территории России, и в случае успешного обучения по дополнительным модулям (углубленные профессиональные компетенции, языковые компетенции и общекультурные) с последующей их сертификацией (присваивает Экспертный совет) получение диплома международного образца в соответствии с европейскими стандартами.

Ключевые слова: профессиональное образование, зарубежный опыт, Италия

Источники:

http://rumigration.com/shkoly-italii-osobennosti-shkolnog

http://study.by/poleznaya-informatsiya/sistemy-obrazovaniya/472/

http://cyberleninka.ru/article/n/14780191

http://www.blogoitaliano.com/regions-of-italy/sardegna/vse-aeroporty-sardinii.html

Ссылка на основную публикацию