Содержание

Церковь Святой Елизаветы в Висбадене: история и современность

Церковь Святой Елизаветы в Висбадене: история и современность

Немецкий Висбаден знаменит прежде всего, как европейский курорт с термальными источниками, место элитного отдыха и оздоровления. Славится город также и своими архитектурными памятниками. Одним из наиболее известных мест этого уголка Германии, привлекающим многочисленных туристов, является церковь Святой Елизаветы в Висбадене и православное кладбище у ее стен. Их история представляет немалый интерес для путешественников, впервые посетивших Висбаден.

Как появилась церковь в Висбадене

В первой половине XIX века семнадцатилетняя племянница российского царя Николая I великая княгиня Елизавета Михайловна вышла замуж за герцога Нассау Адольфа-Вильгельма. Молодожены поселились в тогдашней столице герцогства – Висбадене. Но их счастье длилось недолго – через год молодая герцогиня умерла во время тяжелых родов. Вместе с ней погибла и ее новорожденная дочь.

Овдовевший герцог решил потратить приданое Елизаветы, сумма которого составляла миллион рублей, на возведение на могиле своей умершей жены саркофага и церкви. В результате в самом высоком месте города, на Нероновой горе (по-немецки Нероберг), появился православный храм, ставший символом Висбадена.

Здесь покоятся останки Елизаветы и ее дочери, позднее рядом с церковью начали хоронить и всех выходцев из России. Позади здания высажены ели, ставшие изумрудным фоном, на котором выделяется русская церковь в Висбадене, купола которой видны из любой точки города.

В конце XIX века храм посетил Николай II. Он выкупил его за свои личные деньги, поэтому земля, здание церкви и кладбище по сей день являются владением Русской православной церкви за рубежом. Богослужение здесь происходит на церковнославянском языке.

Архитектура и убранство храма

Архитектор Филип Хофман со всей серьезностью подошел к возведению церкви. Он побывал в России, где был потрясен величием храма Христа Спасителя в Москве, большое впечатление на него также произвела Петропавловская церковь в Петергофе. Именно эти сооружения и были взяты за основу церкви в Германии, которую решено было строить из светлого песчаника.

Пять золотых куполов слегка вытянутой формы придают зданию стройность и завершенность. Тройные окна и колонны на фасаде, выполненные в русско-византийском стиле, делают его похожим на греческие церковные постройки, поэтому храм святой Елизаветы иногда называют греческой капеллой.

Внутри церковь богато отделана мраморными плитами – черными египетскими, красными немецкими, серыми шведскими. Высокий иконостас полностью выполнен из белоснежного каррарского мрамора, на нем размещены 25 икон кисти известного иконописца, профессора Петербургской академии искусств Тимофея фон Неффа. Фрески на стенах выполнены придворным художником О. Якоби. В глубине здания расположена ниша с саркофагом из белого мрамора и изваянием Елизаветы.

В 90-е годы прошлого столетия убранство храма значительно обновилось, были восстановлены детали из мрамора, отреставрированы фрески, которые поражают богатством красок.

Церковь Святой Елизаветы и православное кладбище

Церковь принадлежит Берлинской епархии Русской православной церкви за рубежом. Сами немцы считают, что здесь все пронизано русским духом.

Много внимания уделяет храму его сегодняшний настоятель – архиепископ Марк. При храме построен дом священника, который был задуман и исполнен в русском стиле. Сразу за домом начинается православное кладбище, представляющее собой территорию с разросшимися деревьями и кустарником. Оно считается крупнейшим русским кладбищем на территории Европы. Здесь похоронены представители русской аристократии, жившие в Германии в 1XIX веке, а также прибывшие сюда после революции 1917 года.

Среди наиболее известных захоронений: дети Александра II князь Георгий Юрьевский и его сестра Ольга, князья Кочубей, Воронцовы-Дашковы, дипломаты Глинка, Струве, сестра декабриста Юлия Кюхельбекер. Здесь нашли упокоение более восьми сотен человек, служивших России в различные периоды ее истории.

Поскольку кладбище разрушается и требует реставрации, создан Русский православный фонд, который собирает пожертвования на поддержку памятника старины. Для его восстановления используют старинные фотографии, сохранившиеся в архивах.

Как добраться до русской церкви в Висбадене

Добраться до Висбадена, чтобы осмотреть русскую церковь, не составляет особого труда. Главное – оформить необходимые документы, соблюсти визовые формальности и приехать в Германию.

Ближайший к немецкому курорту крупный город и аэропорт – Франкфурт-на-Майне,в котором находится императорский собор. Полет из Санкт-Петербурга и Москвы занимает немногим более 3 часов. Из аэропорта необходимо перебраться на вокзал S-bahn, с которого отправляются пригородные электрички. На сайте Deutsche Bahn можно выбрать наиболее подходящий для себя вариант железнодорожной поездки. Расстояние от Франкфурта до Висбадена составляет примерно 35 км, время в пути – около 60 минут. Билеты без проблем вы сможете приобрести в автомате или кассе.

Поскольку храм Праведной Елизаветы расположен на горе, высота которой около ста метров, добраться туда из города можно на фуникулере, правда, он работает только в теплое время года.

Можно подъехать к храму на автомобиле или пройти по шоссе пешком – это не займет много времени. Возле церковного комплекса расположена бесплатная стоянка для автомобилей, а вот за вход в саму церковь придется заплатить.

В заключение

Многих туристов привлекает не только отдых, но и достопримечательности в Висбадене: музеи, парки, дворцы. Город прекрасно сохранился, поэтому историческая его часть, замок в Бибрихе, старый Ратхаус (ратуша) и другие памятные места оставляют неизгладимое впечатление от посещения этого «города миллионеров». И все же особой популярностью у туристов пользуется именно русская церковь. Белоснежный комплекс на Нероновой горе с давних пор является главной достопримечательностью Висбадена. Посетив его и прикоснувшись к памятнику нежной любви и безмерной скорби, вы получите возможность приобщиться к истории, обогатиться духовно и в то же время насладиться прекрасной панорамой города. Также туристы рекомендуют посмотреть в Германии монастырь Этталь, замок Эльц, Ахенский собор.

Русская церковь в Германии: Видео

Церковь Святой Елизаветы в Висбадене: история и современность

Немецкий Висбаден знаменит прежде всего, как европейский курорт с термальными источниками, место элитного отдыха и оздоровления. Славится город также и своими архитектурными памятниками. Одним из наиболее известных мест этого уголка Германии, привлекающим многочисленных туристов, является церковь Святой Елизаветы в Висбадене и православное кладбище у ее стен. Их история представляет немалый интерес для путешественников, впервые посетивших Висбаден.

Общие сведения о городе

Висбаден, расположенный на правом берегу Рейна, является столицей Гессена и вторым по величине городом этой федеральной земли. Впервые о нем заговорили еще в 829 г. до н. э., когда древние римляне построили здесь лечебницу для больных и раненых легионеров. Именно им удалось открыть термальные источники, которые впоследствии сделали Висбаден одним из самых популярных бальнеологических курортов Европы.

Ныне на его территории насчитывается 26 горячих и еще несколько холодных гейзеров. Самый мощный из них, Kochbrunnen, ежедневно выдает около 500 тыс. л натриево-хлоридных вод, что составляет 4 часть от общего количества извергаемой жидкости.

Как появилась церковь в Висбадене

В первой половине XIX века семнадцатилетняя племянница российского царя Николая I великая княгиня Елизавета Михайловна вышла замуж за герцога Нассау Адольфа-Вильгельма. Молодожены поселились в тогдашней столице герцогства – Висбадене. Но их счастье длилось недолго – через год молодая герцогиня умерла во время тяжелых родов. Вместе с ней погибла и ее новорожденная дочь.

Овдовевший герцог решил потратить приданое Елизаветы, сумма которого составляла миллион рублей, на возведение на могиле своей умершей жены саркофага и церкви. В результате в самом высоком месте города, на Нероновой горе (по-немецки Нероберг), появился православный храм, ставший символом Висбадена.

В конце XIX века храм посетил Николай II. Он выкупил его за свои личные деньги, поэтому земля, здание церкви и кладбище по сей день являются владением Русской православной церкви за рубежом. Богослужение здесь происходит на церковнославянском языке.

Богослужения в храме проходили только в летний период. Зимой службы проводились в домовой Елизаветинской церкви при миссии (Kapellenstraße, 19). До 1917 года к храму были приписаны церкви в Дармштадте и Бад-Эмсе.

В девяностых годах XX века внутреннее убранство храма было обновлено, в особенности мраморные детали и фрески. Склеп церкви обновлялся с 2002 по 2005 годы.

Здание храма было дважды запечатлено на марках государственной почты Германии (нем. Deutsche Bundespost), 4 июня 1991 года и 12 августа 2003 года. В настоящее время комплекс русского православного храма Святой праведной Елисаветы является достопримечательностью Висбадена.

Православное кладбище

Церковь принадлежит Берлинской епархии Русской православной церкви за рубежом. Сами немцы считают, что здесь все пронизано русским духом.

Много внимания уделяет храму его сегодняшний настоятель – архиепископ Марк. При храме построен дом священника, который был задуман и исполнен в русском стиле. Сразу за домом начинается православное кладбище, представляющее собой территорию с разросшимися деревьями и кустарником. Оно считается крупнейшим русским кладбищем на территории Европы. Здесь похоронены представители русской аристократии, жившие в Германии в 1XIX веке, а также прибывшие сюда после революции 1917 года.

Среди наиболее известных захоронений: дети Александра II князь Георгий Юрьевский и его сестра Ольга, князья Кочубей, Воронцовы-Дашковы, дипломаты Глинка, Струве, сестра декабриста Юлия Кюхельбекер.

Здесь нашли упокоение более восьми сотен человек, служивших России в различные периоды ее истории.

Поскольку кладбище разрушается и требует реставрации, создан Русский православный фонд, который собирает пожертвования на поддержку памятника старины. Для его восстановления используют старинные фотографии, сохранившиеся в архивах.

Церковный дом

Церковный дом в швейцарском стиле был выстроен одновременно с храмом справа от него. В нём находились помещения для сторожа и священника, а также для спевок церковного хора.

Описание собора

Герцогиня Елизавета Михайловна скончалась 28 января 1845 года при родах первого ребенка, когда ей было 19 лет. Это произошло через год после свадьбы, состоявшейся 31 января 1844 года в Петербурге. Герцогиня и ее младенец (дочка) покоятся в гробнице, находящейся в крипте под храмом. При жизни Елизаветы Михайловны, в Висбадене, являвшемся тогда столицей герцогства Нассау, была только домовая русская православная церковь. Поэтому Герцог Адольф, овдовевший супруг Елизаветы Михйловны, решил – с согласия императора Николая I – употребить деньги, полученные Великой Княжной в приданное (1 миллион рублей), на постройку храма, и создать таким образом надлежащее и достойное место для гробницы усопшей Герцогини и ее младенца.

После нескольких неудачных проектов разных архитекторов, постройка храма была поручена нассаускому архитектору Филипу Гофману, который в 1846 и 1847 году побывал в России, с целью ознакомления с русской церковной архитектурой.

Освящение храма Св. Праведной Елисаветы состоялось 25 мая 1855 года, и уже в следующую ночь туда были перенесены при большом участии населения, в торжественнм факельном шествии, гробы усопших.

Для постройки храма Герцогом было выбрано место, высоко возвышающееся над городом, называемое Нероберг. С этого места храм с пятью золотыми куполами и золотыми крестами на фоне зеленого леса виден не только из разных концов Висбадена, но и со стороны находящегося в Бибрихе герцогского дворца (предместье Висбадена на берегу Рейна), в котором герцог Адольф и молодая герцогиня Елизавета провели год своего супружества.

6/18 октября 1896 года, во время своего пребывания в Висбадене, государь император Николай II в сопровождении своей супруги императрицы Александры Федоровны посетил храм Св. Праведной Елизаветы. Чтобы сохранить этот храм в русских руках, Император Николай II приобрел на свои личные средства не только сам храм, но и большой участок леса примыкающего непосредственно к зданию храма, включая и участок русского православного кладбища, освященного уже в августе 1856 года.

Между храмом и кладбищем находится церковный дом, построенный также в русском стиле. Теперь всё это владение принадлежит Русской Православной Церкви Зарубежом.

Во второй половине прошлого века в русском обществе вошло в моду лечение на курортах Германии, в том числе и в Висбадене. Многие знатные и состоятельные русские стали приезжать на долгое время «на воды» в Висбаден, Бад Емс, Бад Гомбург, Бад Киссинген, Баден-Баден, где и до сегодняшних дней находятся русские храмы, построенные в те времена на частные средства гостивших в этих курортах русских.

Архитектура и убранство собора

Храм выстроен в русско-византийском стиле из светлого песчаника. В качестве образца архитектор взял постройки К. А. Тона, в частности Петропавловскую церковь в Петергофе. Храм рассчитан на 400 человек.

Фасады церкви расчленены прилегающими колоннами и прорезаны посредине высокими тройными окнами, обрамленными колонками и килевидными наличниками. Нижний ярус трактован как цокольный. Главный портал оформлен парными невысокими колоннами, на которые опирается полуциркульная перспективная арка. Порталы и наличники сделаны из белого мрамора. Над окнами помещены круглой формы горельефы из серого песчаника, изображающие небесных покровителей усопшей и её родителей (работы Э.-А. Хопфгартена из Берлина). Высокие барабаны с арочными окнами увенчаны золочёными куполами (главный имеет высоту 9 м).

Интерьер церкви убран разными сортами мрамора: коричневым немецким, серым шведским, светло-жёлтым родосским, белым каррарским, чёрно-белым египетским. Колонны — из тёмно-серого с белыми прожилками мрамора.

Высокий трехъярусный иконостас, завершённый конхой, вырезан по рисунку Хофмана из белого каррарского мрамора скульпторами Джузеппе Маньяни и Я. Лундбергом. 25 икон на золотом фоне написаны академиком Т. А. Неффом. Иконы были пожертвованы великой княгиней Еленой Павловной.

В убранстве церкви активно использовалась скульптура (рельефы ангелов над золочёными медными дверьми). Кроме того, интерес представляют медальоны с портретами скульпторов и художников, которые работали над созданием убранства храма: Неффа, Малакини, Маньяни, братьев Хопфгартенов и Леонхардта. Также были помещены изображения Филиппа Хофманна и К. А. Тона.

До настоящего времени не сохранился витраж с изображением воскресшего Спасителя, изготовленный в Мюнхене Максом Эйнмиллером.

У северной стены в полукруглой нише находится саркофаг из каррарского мрамора, поверх которого лежит изваяние скончавшейся герцогини Елизаветы: она представлена спящей, на голове венок из роз; левая рука приложена к сердцу, правая опущена. Стороны саркофага украшены рельефными изображениями двенадцати апостолов, углы — христианских добродетелей. Надгробие было создано Э.-А. Хопфгартеном, который за образец взял гробницу королевы Луизы Прусской.

В 90-е годы прошлого столетия убранство храма значительно обновилось, были восстановлены детали из мрамора, отреставрированы фрески, которые поражают богатством красок.

Русская церковь в Германии: Видео

Как добраться до русской церкви в Висбадене

Добраться до Висбадена, чтобы осмотреть русскую церковь, не составляет особого труда. Главное – оформить необходимые документы, соблюсти визовые формальности и приехать в Германию.

Ближайший к немецкому курорту крупный город и аэропорт – Франкфурт-на-Майне,в котором находится императорский собор. Полет из Санкт-Петербурга и Москвы занимает немногим более 3 часов. Из аэропорта необходимо перебраться на вокзал S-bahn, с которого отправляются пригородные электрички. На сайте Deutsche Bahn можно выбрать наиболее подходящий для себя вариант железнодорожной поездки. Расстояние от Франкфурта до Висбадена составляет примерно 35 км, время в пути – около 60 минут. Билеты без проблем вы сможете приобрести в автомате или кассе.

Поскольку храм Праведной Елизаветы расположен на горе, высота которой около ста метров, добраться туда из города можно на фуникулере, правда, он работает только в теплое время года.

Можно подъехать к храму на автомобиле или пройти по шоссе пешком – это не займет много времени. Возле церковного комплекса расположена бесплатная стоянка для автомобилей, а вот за вход в саму церковь придется заплатить.

В заключение

Многих туристов привлекает не только отдых, но и достопримечательности в Висбадене: музеи, парки, дворцы. Город прекрасно сохранился, поэтому историческая его часть, замок в Бибрихе, старый Ратхаус (ратуша) и другие памятные места оставляют неизгладимое впечатление от посещения этого «города миллионеров». И все же особой популярностью у туристов пользуется именно русская церковь. Белоснежный комплекс на Нероновой горе с давних пор является главной достопримечательностью Висбадена. Посетив его и прикоснувшись к памятнику нежной любви и безмерной скорби, вы получите возможность приобщиться к истории, обогатиться духовно и в то же время насладиться прекрасной панорамой города. Также туристы рекомендуют посмотреть в Германии монастырь Этталь, замок Эльц, Ахенский собор.

n_dank

N.Dank. Согревая ладошки луж.

Русская церковь в Висбадене.

Церковь Святой Елизаветы. У неё своя, грустная и трогательная, история.
Мой рассказ и фотографии по ссылке.

Последние года три усиленно реставрировалась, камнем вымостили вокруг, купола позолотили и крест восстановили (с восточной стороны на малом куполе был повреждён), что радует более всего. Сейчас она во всей красе. Мне нравится фотография. Когда всё расцветёт, то из-за зелёной листвы всей красоты уже не увидишь. Её вообще очень трудно сфотографировать.

восточный фасад 2005 год

южный фасад (этот фасад смотрит на Висбаден, церковь находится на горе Neroberg), апрель 2012

западный фасад, вход, апрель 2012

Церковь Святой Праведной Елизаветы. ..расскажу.
Russische Orthodoxe Kirche in Wiesbaden.(Griechische Kapelle)
Храм из светлого песчаника в русско-византийском стиле. В качестве образца архитектор Филипп Гофман (Philipp Hoffmann 1806-1889) взял постройки К. А. Тона. Константин Тон (1794 —1881) русский архитектор немецкого происхождения, разработавший русско-византийский стиль храмового зодчества. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Архитектор церкви в Висбадене Филипп Гофман (Philipp Hoffmann 1806-1889) специально ездил в Россию (1846-47г.г.) для изучения особенностей русской храмовой архитектуры. Ему очень понравился Храм Христа Спасителя в Москве.

Заглянула в Вики: “Храм рассчитан на 400 человек”. Очень сильно сказано.
На мой взгляд, 15-20 посетителей уже заполняют всё внутреннее пространство, если речь не идёт о том, чтобы они стояли плотными рядами, плечом к плечу.

Золочёные купола, центральный имеет высоту 9 м. может быть, имеется ввиду высота купола внутри помещения, высота здания существенно выше, не найти данных в сети.

Алтарь.
Высокий трехъярусный иконостас воспроизведён по рисункам Гофмана (Philipp Hoffmann 1806-1889) из белого каррарского мрамора скульпторами Джузеппе Маньяни и Я. Лундбергом. 25 икон на золотом фоне написаны академиком Т. А. Неффом. Иконы были пожертвованы великой княгиней Еленой Павловной (мать Елизаветы, до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, русская великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича).
Алтарная преграда-иконостас и золотые (царские) ворота расположены на восточной стороне, за ними находится святилище. Ворота открываются только во время богослужений. Слева от царских врат: Архангел Гавриил, Дева Мария. Справа от царских врат: Иисус Христос и Архангел Михаил, побеждающий дракона.
Над вратами изображена сцена Тайной вечери, рядом с которой можно видеть изображения, справа: Иоанна Златоуста, Марии Магдалины, Св. Великого князя Владимира (который крестил русский народ) и св. Императрицы Александры Федоровны (? речь о супруге императора Николая I или об Александре Фёдоровне, супруге Николая II, именно она была канонизирована, её портрета на фотографии алтаря, представленной ниже, уже не видно, алтарь показан не полностью) . слева: Св. Василия Великого, Св.Анны, Св. Императора Константина и Св. Великомученика Георгия.

Третий ряд иконостаса украшен изображениями святых: справа-апостол Пётр, слева-апостол Павел и в середине евангелисты Иоанн, Марк, Лука и Матфей.
Все иконы иконостаса работы Тимофея Андреевича Неффа (при рождении Тимолеон Карл фон Нефф, нем. Karl Timoleon von Neff 1805-1877). В 1839 году он исполнил живописные работы для малой церкви Зимнего дворца, в том числе образ «Тайной Вечери». За исполнение образов для Исаакиевского собора получил звание профессора. Преподавал в Академии Художеств; состоял хранителем картинной галереи Эрмитажа. С 1865 года — член Совета Академии Художеств.
почтовая открытка

почтовая открытка

Свод
Фрески, украшающие свод- работы придворного художника Jakobi, О. Р. Якоби. роспись купола — Август Хопфгартен. Купол: можно видеть двенадцать фигур ангелов в центре купола -“Всевидящее око”, что является необычным для традиционных канонов православной иконописи.
Всевидящее Око появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоничным.

В убранстве церкви активно использовалась скульптура (рельефы ангелов над золочёными медными дверьми). Кроме того, интерес представляют медальоны с портретами скульпторов и художников, которые работали над созданием убранства храма: Неффа, Малакини, Маньяни, братьев Хопфгартенов и Леонхардта. Также были помещены изображения Филиппа Хофманна и К. А. Тона.

Иконы Спасителя и Божией Матери, икона Св.Великого князя Александра Невского и другие.
Царские врата- золото по дереву.
На северной стороне находится полукруглая глубокая ниша, в которой расположен саркофаг из каррарского мрамора, мраморные фигуры Великой княгини Елизаветы в окружении двенадцати святых апостолов, по углам женские фигуры, символизирующие Веру, Надежду, Любовь и Бессмертие.

вход
Здание имеет два входа, с запада и с юга (закрыт). Над главным входом с западной стороны находится медальон с изображением Св.Елены (мать римского императора Константина), медальон с южной стороны с изображением Св. Елизаветы, медальон с восточной стороны- Архангел Михаил. Для набожных людей и туристов служит вход с западной стороны, расположенный напротив алтаря. Южный вход использовался только членами фамилии герцога и представителями дворянства, закрыт с 1917 года.

В 1844 году состоялось бракосочетание герцога Адольфа-Вильгельма Нассауского и великой княжны Елизаветы Михайловны . Великая княжна Елизавета Михайловна (26 мая 1826, Москва—28 января 1845, Висбаден) — дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны; внучка Павла I. Михаил Павлович (1798—1849)-четвёртый сын Павла I и Марии Фёдоровны, самый младший ребёнок, единственный порфироносный из детей Павла I, т.е. родившийся в период его правления, младший брат императоров Александра I и Николая I.

В 1843 году Лили стала невестой герцога Адольфа-Вильгельма. Этот брак едва не стал причиной разрыва с семьей Николая I. Елена Павловна давно лелеяла мечту о том, чтобы выдать старшую дочь Марию Михайловну за наследного принца Баденского, а младшую Елизавету, сделать женой герцога Адольфа. В это же время Николай I и Александра Федоровна остановили на нём выбор в качестве жениха для великой княжны Ольги. Император, заботясь о мире в императорском доме, принял решение, что принц волен сам сделать выбор между двумя двоюродными сёстрами. Но великая княгиня боялась, что принц Адольф отдаст предпочтение царской дочери в ущерб её дорогой Лили.

Герцог Адольф, неожиданно для Николая I, попросил у него руки его племянницы. Свадьба Великой Княжны Елизаветы Михайловны с 27-летним правящим герцогом Нассау Вильгельмом Августом Карлом Фридрихом (1817-1905), ставшим позднее первым в истории Великим герцогом Люксембург Адольфом I, державные потомки которого и теперь занимают престол Великого герцогства, состоялась 19 января (1 февраля) 1844 года в Петербурге в Михайловском дворце.

Трагическую роль сыграла долгая изнурительная дорога Елизаветы Михайловны в Германию зимой 1844 года, в дороге она простудилась и заболела, болезнь приняла хроническую форму и существенно ослабила силы беременной Лили. Елизавета Михайловна скончалась в Висбадене 16 (28)января 1845 года в результате тяжелых родов вместе с новорождённой дочерью. Ей не было и 19 лет.
В соответствии с законом об императорской фамилии великая княгиня Елизавета Михайловна, внучка царя Павла I, получила от государства Российского приданое в 1 миллион рублей серебром. Ей предоставлялось право пожизненного пользования доходами с этого капитала из расчёта 4% годовых, то есть 40 тысяч рублей в год. Она задумала создать детскую больницу – первую в городе – и назначила ежегодную сумму на её содержание из своих доходов. (Впоследствии открытая в 1845 году больница была названа в память её основательницы «Елисаветинской» (Elisabeth-Heilanstalt), а врачом при ней состоял А. Вейзенталь, личный доктор Елизаветы, приехавший с ней из Петербурга.

Подавленный горем герцог Нассау Адольф I шесть лет носил траур по Августейшей супруге. Приданое, 1 млн.рублей серебром, герцог Адольф-Вильгельм использовал на строительство православного храма в Висбадене. Для постройки храма герцогом было выбрано место, возвышающееся над городом, называемое Нероберг. С этого места храм с пятью золотыми куполами и золотыми крестами на фоне зеленого леса виден не только из разных концов Висбадена, но и со стороны находящегося в Бибрихе (Schloß Biebrich) герцогского дворца (предместье Висбадена на берегу Рейна), в котором герцог Адольф и молодая герцогиня Елизавета провели год своего супружества.

Освящение храма в честь Св. Праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, имя которой носила Елизавета Михаиловна, состоялось 25 мая 1855 года.

6(18 ) октября 1896 года, во время своего пребывания в Висбадене, государь император Николай II в сопровождении своей супруги императрицы Александры Федоровны посетил храм Св. Праведной Елизаветы. Чтобы сохранить этот храм в русских владениях, Император Николай II приобрел на свои личные средства не только сам храм, но и большой участок леса примыкающего непосредственно к храму. Теперь всё это владение принадлежит Русской Православной Церкви Зарубежом.

Здание храма 2 раза было запечатлено на марках государственной почты Германии 1991 и 1993 г. Марки одинаковые, отличия лишь в цене: 4 June 1991-170 pfennig, 12 August 1993- 41 pfennig

Grand Duchess Elizabeth Mikhailovna of Russia,
Duchess of Nassau
Portrait by Vladimir Hau

Elizaveta Mikhailovna print after Daffinger

княжна Елизавета Михайловна

Herzog Adolph von Nassau

фото из сети февраль 2011 автор: 100 Jahre Gerh-ART-d восточный фасад

мать Елизаветы, ЕЛЕНА ПАВЛОВНА (1806-1873), хозяйка Михайловского дворца,
очень интересный рассказ о судьбе великой княгини, о силе её духа и огромном влиянии на историю и культуру России 19 века.
ссылку надо копировать
http://funeral- spb .ru/necropols/ppk/helena_pawlowna/

почитайте, вы удивитесь, насколько знакомы вам имена и события, Петербург XIX век.

+
состояние куполов фото Gerd Böh 2006

2007-2008 ? наносилась позолота, но стёклышки так до сих пор и не вставили
сейчас всё блестит фото Holger X.
Florian. R. фото выставлено в августе 2011

вид на гору Neroberg, не могу понять, откуда фотографировали, церковь на рыночной площади? там наверх вроде не поднимаются, одни резные шпили, какая-то из современных высоток в городе? Вид очень красивый.
фото Klaus Goedtcke выставлено 19.04.2009

а это мои фотографии, вид с горы Neroberg, если подняться чуть выше от русской церкви, мимо бассейна (там же на горке) до колоннады- Monopteros auf dem Wiesbadener Neroberg, которая также, как и церковь, спроектирована архитектором Филиппом Гофманом (Philipp Hoffmann 1806-1889)

а рядом спираль из камешков, подражание древним римлянам, т.н. Erlebnismulde

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Лирика (1559)
  • Кулинарная копилка (1291)
  • Наше здоровье: красота души и тела (991)
  • Шиповник (10)
  • Вишневая нотка (7)
  • Сиреневая нотка (6)
  • Нотка куркумы (6)
  • Лимонная нотка (6)
  • Мандариновая нотка (6)
  • Малиновая нотка (6)
  • Лавровая нотка (6)
  • Виноградная нотка (5)
  • Розмариновая нотка (5)
  • Лавандовая нотка (5)
  • Облепиховая нотка (4)
  • Луковая нотка (4)
  • Морковная нотка (4)
  • Апельсиновая нотка (4)
  • Кабачковая нотка (3)
  • Шалфейная нотка (3)
  • Черничная нотка (3)
  • Подорожник (3)
  • Касторовое масло (3)
  • Персиковая нотка (3)
  • Яблоневая нотка (3)
  • Амарантовая нотка (3)
  • Кизиловая нотка (2)
  • Миртовая нотка (2)
  • Мумиё (2)
  • Коричная нотка (1)
  • Проза (627)
  • Природа и путешествия (611)
  • Все о кошках (431)
  • Притчи и легенды (355)
  • Интересное (267)
  • Полезные советы (239)
  • Музыка (199)
  • Любовь и верность, честь и слава (194)
  • Мой Питер (156)
  • Модные штучки (121)
  • Домашний кинотеатр (113)
  • Новый Год (108)
  • Любимое из детства (69)
  • Шпаргалка по русскому (56)
  • Искусство (50)
  • Я помню, я горжусь (43)
  • Чудеса света (20)
  • Французский секрет (4)

Музыка

Настольные игры онлайн

Конвертер видеоссылок

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

История одного храма. Висбаден

Воскресенье, 04 Сентября 2011 г. 12:49 + в цитатник

С Германией Россия исстари установила крепкие взаимоотношения. Немудрено, ведь с середины XVIII и в особенности в XIX веке возникли тесные династические связи между царственным родом Романовых и правящими династиями королевств, княжеств и герцогств Германии. Немецкие принцы женились на великих княжнах Романовых, а великие князья Романовы брали себе в жены немецких принцесс. Так что, при дворах в Германии были сооружены зачастую роскошные православные храмы, но доступ к ним имели лишь дипломаты.
Русские приезжали сюда целыми семьями, здесь знакомились, крестили новорожденных, отпевали и хоронили умерших. Жизнь наших соотечественников тогда не могла обходиться без церкви. Поэтому здесь, как и везде за границей, где обосновывались православные, создавались комитеты по сбору средств на церковное строительство. За содействием, средствами не стеснялись обращаться к Императорскому двору и Святейшему Синоду. Поэтому тут, как и по всему миру, многие храмы построены по почину Государей или членов Дома Романовых, или при их денежном содействии.

Прежде всего надо рассказать о храме во имя Святой Праведной Елисаветы в Висбадене, создание которого связано с печальной и красивой историей о принцессе из самого знаменитого здесь рода Романовых.

История православного храма во имя Святой Праведной Елисаветы в Висбадене

Русские принцессы ехали за границу, при дворцах европейских королей, курфюрстов и герцогов возникали православные “домовые” церкви, а затем и мемориальные, в память об ушедших членах монаршей семьи.

Короткая история жизни одной из русских принцесс, Великой княжны Елизаветы Михайловны, связана с Висбаденом, столицей земли Гессен.

Отсюда в середине XIX века отправился в столичный Санкт-Петербург молодой герцог Адольф-Вильгельм Нассауский, Великий герцог Люксембургский, чтобы сочетаться браком с русской принцессой. Он полюбил семнадцатилетнюю Елизавету, племянницу Николая I, внучку Императора Павла I. Свадьба состоялась в 1844 году в Петербурге в Зимнем дворце.

Бракосочетание русской Великой княжны Елизаветы и герцога Адольфа-Вильгельма соединило российский императорский дом с герцогским домом Нассау-Вайльбург. После свадьбы счастливые молодожены выехали в родовое поместье в Висбадене. Подданные в Нассау-Вайльбурге, как говорят современники, сразу полюбили юную герцогиню за добрый и веселый нрав, красоту и ум.

Однако счастливый брак продолжался совсем недолго – всего лишь через год герцогиня Нассау Елизавета Михайловна скончалась после тяжелых родов вместе с новорожденной дочерью. Юной герцогине шел лишь 19-й год от рождения. Герцог, так внезапно овдовевший, повелел в память о любимой жене и дочери возвести в Висбадене православный храм.

Храм и Память

С этого момента начинается история православного храма Висбадена.

Адольф Нассауский отправил своего архитектора Филиппа Хофмана в Россию, чтобы он ознакомился со стилем русских храмов. В 1846 году скрупулезнейший Хофман неистово трудился карандашем в Петербурге и Москве. Он, например, зарисовал весь гигантский комплекс Кремля, не забыв ни одного окна, ни одной стрельницы. Но особенно пригляды­вался немец к храмам, воздвигавшимся в то время любимым архитектором Государя Николая Первого Константином Тоном. И больше всех поразил Хофмана начавший строиться Тоном в Москве с 1837 года храм Христа Спасителя. Со вдохновением от его великолепного «истинно русского» стиля Хофман еще в России набросал проект будущей церкви в Висбадене, который дома одобрил герцог.

Замечательно было выбрано место для храма: через густой лес вы поднимаетесь на Нероберг — один из уступов Таунусских гор, окаймляющих Висбаден. Отсюда чудны панорамой гессенские равнины, Вогезские горы, тянущиеся к француз­ской границе. Ближе сверкает речная сабля Рейна меж вино­градных холмов и совсем рядом царит городская готика.

Храм св. Елизаветы строился с 1848 по 1855 г. Будто с изумрудного пьедестала далеко-далеко светит белый русский храм, в основании которого греческий крест.

Храм выполнен из белого песчаника, чтобы он почетче выделился на фоне темного леса, а для пущего контраста посадили позади церкви ели, с резными украшениями и он получился гармоничным и устремленным ввысь за счет чуть вытянутых куполов.

Внутри храм богато украшен и расписан. Внутренность храма-памятника св. Елисаветы в Висбадене облицована белым мрамором. Нижние поверхности стен до высоты цоколя и пилястры позади больших колонн, как и орнамент, сделаны из каррарского мрамора. Хофман сам разрабатывал орнаментовку, неоднократно ездил в Каррару, чтобы проверять там труды мраморщиков. Прочие работы по мрамору делали в самом герцогстве Нассау, богатом этим материалом в Дице, Лимбурге, Фильмаре.

Главный купол украшен фресками двоюродного брата скульптура . А. Хопфгартена — берлинского живописца Августа Хопфгартена, изображающими пророков, ангелов и евангелистов. Секрет особо прочной здесь штукатурки тот же, что применял для своих фресок в Берлинском музее Вильгельм фон Каульбах.

Его специально купили для висбаденской церкви у берлинского каменщика Трюлофа за большие для того времени деньги в 250 талеров. Поэтому фрески сохранились поныне в своей первоначальной свежести.

На царских вратах — образ Благовещения, над ним Тайная вечеря. Когда они открыты, видно на оконном стекле алтаря изображение воскресшего Спасителя. Выточенный из каррарского мрамора иконостас по православному обычаю богато украшен иконами, которые написал русский придворный художник Т. А. фон Нефф (1805–1878).

Иконостас выточен из белого каррарского мрамора. Автор фресок О. Якоби, медальонов и мраморного саркофага, который покоится слева от иконостаса – Эмиль Хопфгартен. В прежних немецких справочниках церковь в Висбадене ошибочно именовалась “греческой капеллой”, а сейчас верно называется “русской церковью”.

Вот как описал перенесение тела великой княгини Елизаветы в 1855 году из католического храма, где оно было десять лет, в русскую церковь поэт князь П. А. Вяземский:
«В полночь на 14/26 мая совершена была православным священником лития перед выносом гроба блаженной памяти Великой Княгини; после чего он взял образ Спасителя, которым почившая была благословлена от своих высоких родителей, и вместе с тем открылась траурная процессия в новую православную церковь, где была приготовлена встреча со стороны прочего русского духовенства. Процессия сия проходила через многие улицы, наполненные народом, несмотря на позднюю пору, окна домов были открыты и изо всех выглядывали лица. Память Великой Княгини жива в столице, которую она так недолго украшала присутствием своим; но и в это недолгое время успела добродетелью своею и прозорливостью и деятельной благотворительностью оставить по себе незабвенные следы, которые русский с радостью и благодарностью встречает везде, где живет и где живет отрасль нашего Царского Дома.

Картина была в высшей степени поразительная и трогательная. Благоуханная, тихая, теплая, ярко освещенная месяцем ночь таинственностью и торжественностью своею вполне соответствовала умилительному действию, которое совершалось на земле. С возвышения, на котором стоит церковь, видно было, как погребальная процессия при зажженных факелах медленно поднималась в гору и приближалась к месту своего назначения. Последний земной переход странницы, которая так недолго жила на земле, и которой по смерти ее суждено было десять лет ожидать пока заботливостью любви ее оплакивающей был устроен и освящен для ее останков приют, ее достойный. Звуки погребальной военной музыки заунывно раздавались в ночной тишине.

Наконец, почившая странница дома! Церковь приняла ее в свое лоно и осенила кровом и крестом своим. Гроб поставлен посреди храма, ярко освещенного, и мраморные стены блещут, отражая многочисленные огни».

Кладбище при храме

Рядом с церковью на горе Нероберг возникло в 1856 году в Висбадене и русское кладбище. Это одно из старейших русских православных кладбищ в Европе.

На русском кладбище похоронены дети Александра II князь Георгий и княгиня Ольга, графы Воронцовы-Дашковы, Юлиана Карловна Кюхельбекер, сестра лицейского друга Пушкина, его внук и многие другие.

Как писал князь Петр Вяземский “Мѣстоположеніе храма къ сѣверо-западу отъ Висбадена, въ 45 минутахъ пути отъ средоточія города, отмѣнно красиво”. Сияющий пятью золотыми куполами, храм виден ныне из любой точки Висбадена и стал символом, которым гордятся жители города.

Рубрики: Любовь и верность, честь и слава

Метки: история жизнь женщина

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источники:

http://vokrugplanetu.ru/dostgerman/czerkov-svyatoj-elizavety

http://n-dank.livejournal.com/28454.html

http://www.liveinternet.ru/users/ninapr/post182991983/

http://www.syl.ru/article/290774/drezden-frauenkirhe-frauenkirche—evangelichesko-lyuteranskaya-tserkov-opisanie-istoriya

Ссылка на основную публикацию