Ульпан – что это и как в нем учатся

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Кулинария (19)
  • Соусы, приправы (2)
  • Ветчина домашняя (1)
  • Израиль (6)
  • Вышивка (5)
  • Путишествие (1)
  • Питомец (1)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Обзор Ульпанов Израиля-или где и как учат Ивриту

Понедельник, 26 Мая 2014 г. 14:16 + в цитатник

Краткий обзор крупных ульпанов Израиля или где можно учить Иврит.

Меня часто спрашивают где в Израиле можно выучить иврит. И я решила поделится своим опытом, -поэтому буду высказывать только свое мнение и свои впечатления. Скажу честно мой путь был сложен, я очень долго подбирала именно тот ульпан (так называется учреждение где изучают иврит) который подходит именно мне, хотелось выбрать самое самое поэтому перебрала много ульпанов. В некоторые ходила только на открытые уроки какие то посещала от месяца до трех. В общем решила поделится своими впечатлениями о самых крупных Ульпанах Израиля.

Но перед тем как перейти к обзору Ульпанов несколько слов о системе обучения.

уровни изучения иврита делятся на

“Алеф” – начальный (умение читать, писать, понимать прочитанное)

“Бет” – чтение без огласовок, понимание текста, знание правил построения и употребления слов во всех трех временах (настоящее, прошедшее, будущее), разговорный иврит во всех временах.

“Гимел” – хороший уровень разговорного иврита умение образовывать новые слова от корня, понимание основ словообразования, свободный разговорный иврит, написание текстов на иврите.

1. Ульпан МОРАША

– находится в Иерусалиме. Ульпан старый, то есть работает давно.

Плюсы: – группы подбираются по стране исхода и по родному языку, если ты носитель русского языка это одни группы, если ты носитель испанского то это другие группы.

– Второй плюс отсутствует деление учащихся на новых репатриантов, туристов, жена Изралетян. Хочешь учить иврит плати деньги Х(или за тебя платит корзина) садись и учи.

хорошо учить слова-то есть достаточно быстро в вас их вдалбливают.

уроки идут каждый день- по нескольку часов, при этом в день преподаватели у вас меняются несколько раз. То есть есть определенный состав преподавателей который вы видите каждый день и плюс каждый день новый преподаватель обычно носитель иврита который не говорит на русском.

Минусы: Язык в вас именно вдалбливают, объяснений дается мало, на уровне “Алф” текстов для чтения вообще очень мало. Например около месяца читали текст из 4 предложений. Учебников нет, вся информация идет от преподавателей.

вам говорят сразу на иврите вы думать не когда не будете поэтому наша задача выучить вас правильно говорить.

ориентируются не на слабейшего а на сильнейшего, как это выглядит, например идет опрос учащихся на запоминание новых слов если вы правильно не ответили то вас не спрашивают долгое время.

Как построен урок.

заходит директора Ульпана, очень строгий религиозный еврей выходец из СССР из отказников который достаточно лет провел в лагерях за то что он Еврей и за то что хотел жить по Еврейским законам в СССР. То есть человек со сложным характером и суровым взглядом. И начинается опрос предыдущего материала, он говорит слово на русском показывает пальцем а вы должны дать это слово в инфинитиве на иврите и просклонять его, если вы ошиблись хоть в одной букве то ” ваш ход” переходит соседу и вас могут до конца урока больше не спросить. Опрос обычно проходит в течении 30 минут. Потом заходит другой преподаватель и начинает Вам надиктовывать кучу слов обычно 10-15 слов в инфинитиве, и потом по кругу прогоняет их через Вас, то есть говорит слово на русском вы отвечаете на иврите.

После перемены в класс входит третий преподаватель который начинает разбор слов по временам, то все что давал предыдущий преподаватель он склоняет в настоящем прошедшем и будущем, или идет разбор какого то правила, например как строятся слова в настоящем времени, на следующий урок в прошедшем.

Потом неожиданно в течении урока может опять зайти директора Ульпана и опять погонять вас по всем словам которые давали раньше и которые дали в этот день. И напоследок заходит преподаватель который не говорит по русски, он просто заставляет вас по кругу правильно выговаривать слова из того набора, что вы получили на предыдущих уроках.

Скажу честно, освоить за день 15 слов не возможно и рано или поздно вы начинаете отставать.

Отстающих на уровень “Бет” не переводят, а заставляют заново пройти уровень “Алеф”.

На уровне “БЕт” урок построен чуть по другому, во первых преподавание идет уже только вечером. Во вторых у Вас уже всего один два преподавателя. И вот тут Вас учат читать тексты. То есть информация дается в виде таблиц- на усмотрение преподавателя. Даются более сложные слова и выражения с ними, но опроса уже нет. То есть просто дают слова и как их использовать как вы усвоили материал – это ваши проблемы. Единственное что хорошо начинаете слушать песни и смотреть фильмы.

Скажу честно многие такой атмосферы не выдерживают, как то хочется учить язык чуть в более спокойной атмосфере и в более маленькой группе (тут шруппы достигают до 30человек).

2. Ульпан при Тель-Авивском университети

Считается очень сильным ульпанов, вас не делят на группы в зависимости от того носителем какого языка вы являетись, деление идет по уровню Ваших знаний. Перед поступление в Ульпан вы пишете тест и на основании его результата попадаете в группу своего уровня. Все группы небольшие до 15 человек. Занятия проходят в течении акдемического часа (1 час 20 минут). Учебники Вы покупаете сами.

Плюсы: Уже есть учебник, что уже хорошо.

Идет разбор как слов так и тестов приведенных в учебники, дается не просто набор слов.

Преподаватели достаточно сильные. Атмосфера сопокйная. Есть домашнии задания (обячно их надо выполнять в самих учебниках), плюс есть тетрадка для проверки преподавателем (вам дают задание вы выполняете его дома и сдаете преполавателю).

Каждую неделю вы пишите тест, смотрят как вы усваиваете материал.

Минусы. Преподаватель все объясняет на иврите или английском языке, если вы знаете английский в досточной степени, чтобы понимать объяснения на нем то Вам будет легко, если не знаете Английский будете догадыватся и понимание материала замедляется.

1час 20 минут в день по три урока в неделю, я считаю что это мало.

Как проходит урок.

Сначала все учащиеся сдают тетради с домашним заданием. Потом идет чтение текста и его перевод (на английский язык), пока читают текст преподаватель проверяет домашнее задание. Потом идут вопросы по тексту (вопросы задает преподаватель на иврите).

Затем дается новое правило (излагается все на иврите) если не поняли будете искать дома.

В принцепе мне ульпан понравилься (там я закончила курс “Алеф” и начала “Бет” начальный), но вот объяснения на Английском языке напрягало и цена достаточно высокая, меся стоит около 800 шекелей.

3. Ульпан в Хайфском Универсетете-

очень похож на ульпан в Тель-Авивском университете, но уровня”Алеф” для начинающих там нет, чтолько уровень “Бет”.

Так же объяснения на английскмо и расчитан больше на самостоятельную работу. Если у вас нет возможности общатся с теми кто хорошо знает Иврит то учится там будет сложно.

4. Ульпан Гордон

г. Тель-Авив, улица Лаасаль 7 (недалеко от старого порта Тель-Авива, примыкает в улице Бен-Иуда)

Этот ульпан очень хвалят, прочитав о нем отзывы решила посмотреть что там. А там оказалась очень интересна система.

Всех приходящих в ульпан делять на две категории

-все остальные (туристы, иностранные студенты, супруги изралетян).

Группы для новых репатриантов занимаются по 5-6 часов в день, группа “все остальные” по 3 часа в день.

Учебники у групп тоже разные.

ДА в группе для новых репатриантов очень сильные преподаватели, которые дают много материала и хорошо объясняют темы, так же они смотрят кино, слушают пенсни и даже ходят в театр. Группы большие до 30 человек поэтому устно спрашивают очень бегло но всех,

но если вы не готовы отвечать выяснять почему вы не хотите отвечать не будут (времени нет), так что если вы стесняетись или боитись сказать неправильно то заставлять говорить вас не кто не будет.

Методика отработана четка, в денб дается до 10-20 новых слов. За пол года вам дадут правила употребления слов в настоящем, прошедшем и удущем времени, вы научитись читатьь и писать но говорить вы не будете, составлят новые предложения тоже будет сложновато (так как предлоги и приставки с помощью которых идет связка в предложениях и правила их образования на уровне “алеф” вам не дают).

Группа все остальные – очень разношерстна одни уже читают на иврите другие еще нет. Тексты дают, но новы слов очень мало в день не более 5 штук. Все объяснения так же на иврите или английском, но очень сильно тянут резину и занимаютя посторонними вещами. Больше знакомятся с вновь пришедшеми в группу, а в группе состав все время меняется кто то приехал в Израиль решил пойти на три месяца поучить иврит его в эту группу. То есть все время есть новоприходящие которые по пол урока рассказывают о себе и своей стране откуда они) но рассказывают сначала что могут на иврите потом на английском. Плюс то что да говорить на иврите всем приходится, но кто как говорит преподаватель не контролирует и не поправляет. Разбили вас на пары и вот вы обсуждаете вдвоем ту тему что вам предложил преподаватель или текст в книги.

Да сразу скажу учебники намного слабее тех что в ульпане Университета тель-Авива

Оплата составляет до 900 шекелей в месяц.

Скажу честно мне очень не понравилось это деление и отношение, типа новым репатриантам надо устраиватся в стране, а все остальные или уедут или нечего прыгать выше головы если вы супруга то вы должны рожать и заниматся летьми с стране нормально не устроитесь-это чуть ли не открытым текстом сказала преподаватель.

Преподаватель слабый, занимается только по учебники, не каких интересных методик нет, все интересное это в группе для новых репатриантов.

Уровень “БЕт” дается в дневное и вечернее время.

При этом пытаются слить две группы вместе “новых репатриантов” и “всех остальных”. Так как все уже платят.

В вечерней группе топчутся на месте, все после работы уставшие, но тут заставляют больше говорить, и все больше объяснений идет на иврите а не на английском.

“Гимел” уровень гимел в гордоне действительно неплохой, но это если вы туда дошли (а многие туда просто недоходят) все больше текстов и обсуждения текстов все сложнее тексты. Но заметила одн проблему все продолжают говрить с ошибками, нет серьезной работы над тем чтобы человека научить правильно говорить на иврите. Многие учащиеся прекрасно сдают письменные тесты, понимают услышанное но не могут гооврить, что то вроде “умной собачки” все понимаю но не говорю.

минусы: – опять же объяснение слов на английском или мимикой, приведу пример преподаватель длго объяснял глагол “мытся” но при этом показывал как рукой дергает за чтото пол группы решило, что это означает смывать. Пришла домой посмотрела в словаре-а там слово мытся. Уроки немного напоминают театр пантоним.

– деление на две группы репатриант и все остальные- это ужасно и немного сокрбляет.

– большие группы- нет возможности уделить внимание остающим в групе алф и становется неинтересно тем кто вырвался вперед в группе бет.

плюсы: чем выше уровень тем лучше и интереснее дается материал, если вы относитесь к группе новые репатрианты то вам дадут много информации – из 100 % хотя бы 50% все таки осядит.

5. Частные школы

мне очень понравилась и многое дала частная школа иврита Лоры Забрамной- “Иврит без заморочек”

. она находится в Ашдоде-это пожалуй минус.

плюс: – новый материал объясняется на русском языке.

– все изложение материала построенно на ассациациях.

– очень много схем

-правила изложены в том ключе который понимает то кто учился в советско-российско-украинско-белорусской системе.

Есть правило, потом пример.

Очень много приходится разговаривать.

Построение урока

– На дом дается текст- в каждом тексте есть до 8-10 новых слов. Текст дома надо переписать себе в тетрадь, перевести и выучить. То есть на уроке текст вы будете не читать а пересказывать. Обычно встаете перед всем классом (а это для многих самое страшное открыть рот перед публикой) и пересказываете текст. Кто слушает должны задавать вопросы. Потом класс делять на пары и вы готовите сценки по тексту, выходите парами и рассказываете на иврите свои заготовки.

Это большой плюч, что работают все, ориентир на слабейших.

Потом дается новый материал объясняется нарусском. Часть материала записываете в тетрадь. Есть учебник -где материал изложен подробно. Есть мини учебник где основные таблицы и схемы по всем правилам и есть совсем маленькая таблица схема где в сжатом виде изложено до 100 правил. Очень удобно что везде можно брать в собой есть минута пробежался глазами по правилам.

После изложения нового материала дается текст для прослушивания (аудио или видео щапись) потом идет разбор текста.

Урок длится 2 часа 20 минут.

Все тексты и уроки поделены на темы (транспорт, больница, магазин, школа, офисы ит.д.) раз в дне недели устный зачен на усвоенный материал. Обычно это билет где 5 вопросов по пройденым материалам. Выходишь в центр класса тянешь билет отвечаешь.

скажу сразу что это подходит тем кто прошел ульпан “алеф” и уже умеет писать и читать и хочет научится правильно разговаривать, так как читать и писать в этой школе не учат, ульпан больше расчитан на постановку устной речи и преодоления боязни говорить.

Деление на новых репатриантов и всех остальных нет-все равны. Группы маленькие до 6-8 человек.

Минус: уроки только в Ашдоде,

-многое надо учить самостоятельно

– два раза в неделю по 2 часа 20 минут это мало, хотелось бы хотя бы три раза в неделю.

Но так как в этом ульпане только один преподаватель и один класс то видимо нет возможности давать больше уроков.

-перед началом обучения надо научится писать и читать, письменную граматику не дают, поэтому тем кто хочет еще и правильно писать надо будет брат уроки где то еще.

Вот такой вот краткий обзор ульпанов Израиля. Если кто то хочет добавить свои впечатления то буду только рада, может это поможет кому то выбрать “свой” путь изучения иврита.

Ульпан – что это и как в нем учатся

Знание иврита – важная составляющая интеграции в израильское общество и сохранения еврейского культурного наследия. Помочь в изучении этого достаточно сложного языка призван ульпан – специализированная языковая школа. И будущим репатриантам, и другим желающим освоить возрожденный язык еврейской нации стоит выяснить, что из себя представляют эти школы и как в них организован учебный процесс.

Общая информация

Прежде чем приступать к рассмотрению тонкостей функционирования системы изучения иврита, стоит подробнее разобраться, что такое ульпан. Само это слово на иврите записывается אולפן и дословно переводится как «обучение», «инструкция» или «студия».

Первая организация с таким названием была создана в Иерусалиме в 1949 году, а поступать в нее могли только репатрианты со степенью не ниже бакалавра, в возрасте от 21 до 35 лет. Обучение было бесплатным, при этом все студенты совместно проживали в кампусе с преподавателями.

С тех пор и в Израиле, и во многих других странах мира появилось огромное количество других ульпанов, причем под этим названием теперь функционируют не только школы-пансионы, но и дневные школы, языковые центры, курсы и даже кружки в школьных комнатах. Эти заведения отличаются и по форме собственности (большинство из них курируются совместно Министерствами просвещения и интеграции, но есть и частные), и по возрасту студентов (существуют общие школы, заведения для детей, взрослых или пенсионеров).

В 2019 году большая часть этих организаций и на Земле обетованной, и в других странах предоставляют свои услуги на платной основе. При этом каждый прибывший в Израиль репатриант получает от Министерства интеграции особый ваучер, позволяющий пройти бесплатное обучение основам языка.

Изучение иврита в Израиле разделено на несколько уровней, которые получили названия в честь букв «алеф-бета» – еврейского алфавита.

  • Первый из уровней называется «алеф» и соответствует уровню владения языком A1. На этом уровне студенты учатся понимать простые бытовые диалоги и участвовать в них, читать небольшие тексты и даже писать простые сочинения по изученному материалу. С этой категории стоит начать обучение людям, незнакомым с ивритом.
  • Уровень “бет” соответствует степени A2. Освоившие этот уровень ученики должны в общих чертах понимать новости по радио, газетные статьи, вести беседы на заданные темы и писать по ним краткие рассказы.
  • На уровне “гиммель” (B1) происходит переход от адаптированных текстов на «легком иврите» к литературному языку. Обладание сертификатом этого уровня, например, позволяет поступать в Иерусалимский университет.
  • Пройдя обучение на уровне “далет” (B2), выпускник должен понимать любые письменные тексты на иврите (включая академические и специализированные), поддерживать беседу на любые темы, а также быть способным изложить свое мнение по заданным вопросам письменно.
  • На уровне “хей” (C1) учат понимать содержание любых газетных статей, теле- и радиопередач и текстов. Освоивший этот уровень студент должен владеть разными стилями языка: разговорным, деловым, академическим.
  • Предпоследний уровень “вав” (C2) сосредоточен на морфологическом, семантическом и синтаксическом анализе текстов из разных сфер жизни.
  • Наконец, последний уровень обучения называется «птор». Это слово переводится как «освобождение», а получивший сертификат об окончании таких курсов человек считается владеющим ивритом на уровне носителя, что открывает перед ним возможность поступления на любую университетскую специальность.

Большинство «обычных» ульпанов предлагают услуги по изучению либо одного, либо нескольких соседних уровней языка. Кроме таких школ, на территории Израиля существуют и специальные заведения:

  • программа “ульпан кибуц”, в которых сочетаются языковая практика, проживание и работа в кибуцах;
  • летние школы для детей до 12 лет, в которых особое внимание уделяется интеграции ребенка в современную культуру страны (включая изучение модных трендов в музыке и кино);
  • школы для студентов;
  • школы для пожилых людей, которые, в отличие от большинства других подобных организаций, не имеют регламентированного срока обучения;
  • “ульпан-эмшех” для окончивших базовые курсы и желающих повысить уровень владения языком (обучение проводится в формате вечерней школы);
  • школы для репатриантов с Кавказа, где большинство преподавателей также являются выходцами из тех мест;
  • заведения с профориентацией, в которых дополнительно изучается профессиональная лексика разных сфер деятельности, а по их завершении можно получить помощь в трудоустройстве;
  • школы «второй попытки» для тех, кто прожил в стране более 10 лет и испытывает трудности в общении.

Поступление и организация учебного процесса

Для того чтобы получить ваучер на обучение в заведении базового уровня «алеф», репатриантам необходимо посетить отделение Министерства интеграции. Там же можно поинтересоваться, какие ульпаны существуют в местности вашего проживания. Без посещения Министерства интеграции поступить в “алеф-ульпан” невозможно, так как именно это ведомство финансирует сеть учебных заведений. Стоит отметить, что никаких вступительных тестирований в школах этого уровня не проводится.

Для поступления в организации других видов нужно вначале посетить их официальные сайты и уточнить приемные часы, а затем записаться на прием, посетить заведение лично и подать необходимые документы. Их полный список разнится в зависимости от организации, но в любом случае понадобятся:

  • удостоверение личности (“теудат зеут” для граждан, “теудат оле” для мигрантов);
  • сертификат об окончании учебного заведения предыдущего уровня.

Готовясь к подаче заявки, стоит разобраться, как преподают иврит в израильских ульпанах.

Главная особенность всех этих организаций независимо от уровня обучения и вида – обучение методом полного погружения. Это значит, что единственным языком преподавания в таких школах будет иврит и будет поощряться общение учащихся между собой именно на иврите.

Большое внимание уделяется погружению учащихся в современный культурный контекст, поэтому в качестве учебных текстов используются адаптированные новости и статьи, а для аудирования используются материалы современных телепередач. Каждому из уровней посвящается до 200 академических часов, при этом во многих школах параллельно функционируют группы с разным расписанием.

Самый распространенный режим обучения – по 5 часов в течение 5 дней в неделю. Длительность обучения обычно составляет 6 месяцев, после чего учащиеся сдают электронный или обычный экзамен и получают сертификат об освоении соответствующего языкового уровня.

Студентам предоставляются обычные и электронные учебники, многие из которых, например, стандартный учебник уровня «альфа» можно скачать бесплатно с сайта Еврейского агентства «Сохнут».

Важно помнить, что при бесплатном посещении школы по ваучеру не допускаются прогулы. Пропустивший без веских причин пять и более занятий ученик теряет право сдачи экзаменов.

Израильские ульпаны

Одним из самых популярных у репатриантов является ульпан Гордон в Тель-Авиве, который расположен по адресу: Лаасаль, 7. В нем есть группы по изучению всех уровней языка, от «алеф» до «птор»; кроме дневных, доступны и вечерние занятия. Записаться на прием можно по телефону +972 – 03-522-30-95 или написав электронное письмо на адрес Ulpan.gordon@012.net.il .

Специальные курсы для пенсионеров есть в тель-авивском ульпане «Шарет» по ул. Каценельсон, 68, тел. +972- 03-659-33-16.

Популярный молодежный ульпан в Тель-Авиве с возможностью бесплатной учебы под эгидой Еврейского агентства расположен в университетском кампусе по адресу Бродецки, 36. Курс занятий займет 5 месяцев, а ознакомиться с деталями можно на сайте проекта .

Не все города страны могут похвастаться таким разнообразием. Например, в Эйлате есть только базовое заведение уровня “алеф” и “бет” (тел. +972-08-637-00-77). Подобная ситуация в Ришон-ле-Ционе (тел. +972-03-966-24-82). Всего одна организация, а именно «Беири», есть и в Нетании (тел. +972- 09-832-19-02).

В Петах-Тикве функционируют дневное «Бейт Блума» (тел. +972-03-932-05-82) и вечернее «Ахад а-Ам» (тел. +972-03-924-67-52) заведения.

Среди пансионов для одиноких репатриантов в возрасте от 22 до 35 лет очень популярен ульпан “Эцион” в Хайфе, расположенный по ул. А-Намаль, 21. Со стоимостью и условиями можно ознакомиться на сайте Еврейского агентства .

Если же вас интересует обучение в Хайфе в формате дневной школы, то стоит попробовать «Бейт-Эдерштейн», расположенный по ул. Юд-Ламед Перец, 20. Телефон для справок и записи на прием +972-04-911-14-03.

Если вы недавно прибыли в Израиль и желаете приобрести языковую и производственную практику, стоит воспользоваться услугами ульпанов в кибуцах, которая доступна в Наане, Мааган Михаэле, Ягуре, Эйн а-Шофете (практика на металлургическом заводе), Цубе, Сдэ-Элиягу (кибуц религиозной направленности) и Мишмар а-Эмеке (фабрика «ТАМА», производящая изделия из пластика). Детали программы доступны на официальном сайте .

Огромное преимущество обучения в израильских ульпанах –сертификат об их окончании позволяет значительно быстрее найти работу.

Российские ульпаны

В отличие от Израиля, в котором существуют языковые центры самых разных уровней и направленности, в России наиболее распространены детские школы, “алеф”-ульпаны и универсальные курсы, в которых параллельно работают несколько групп с разным уровнем изучения языка.

Например, в Москве по адресу Стремянный переулок, 38 при Израильском культурном центре действует базовый ульпан “алеф». Если вы желаете совместить изучение иврита с религиозной практикой, стоит рассмотреть поступление в “Ульпан гиюр” при Главном раввине России по адресу Москва, ул. Образцова, 11. Частные курсы иврита есть, например, в языковом центре Divelang .

По отзывам жителей Санкт-Петербурга, лучшее место для изучения иврита в Северной столице – ульпан “Халом”, расположенный на территории еврейской школы «Шамир» по проспекту Добролюбова, дом 13. В этом заведении можно изучить как базовые уровни «алеф» и «бет», так и более сложные «гиммель» и «далет». Каждые 2 месяца открывается набор в новые группы, в которых учится до 25 человек.

Всего выпускниками «Халома» стали больше 20 000 человек, и почти все они впоследствии успешно репатриировались на Землю обетованную. Записаться в группу или прояснить вопросы по особенностям учебного процесса можно по телефону +7(981)780-01-29 или на официальном сайте организации.

Есть языковые курсы и в других городах России, например в “Гилель” (Саратов) или в ульпане Томской общины . В некоторых регионах действует курсы агентства «Сохнут» .

Заключение

Обучение в “алеф”-ульпане помогает изучить основы иврита и получить сертификат, облегчающий трудоустройство и поступление в школы с более высоким уровнем изучения языка. Специализированные израильские ульпаны позволяют узнать тонкости профессиональной лексики, повысить уровень владения ивритом или даже найти жилье и работу на первые полгода после репатриации.

Обучение ивриту в России – хороший способ подготовиться к репатриации и заранее погрузиться в еврейскую культурную среду.

А вот ульпан для детей в Израиле обычно существует только в формате летних лагерей и школ.

Про учебу в ульпане: Видео

Эмиграция как квест. Часть 17. Секреты ульпана

Алина Фаркаш вместе с мужем и двумя детьми переехала из Москвы в Израиль. В своей колонке она рассказывает обо всех этапах пути, о том, как увезти любимый скутер, не развестись с мужем, не потерять старых друзей и завести новых. В 17-й части читайте о том, как проходит учеба в ульпане и что ждет автора через пять месяцев

Поделиться:

Продолжение. Начало читайте здесь:

Первого сентября наша двухлетняя дочь впервые пошла в сад, сын — в четвертый класс израильской школы, а я — в ульпан. И ульпан пока затмил для меня все остальные события, которые я бы в другой ситуации посчитала чрезвычайно важными.

Во-первых, в ульпане смертельно устаешь. Я слышала от друзей с кандидатскими, докторскими и несколькими высшими, что они никогда в жизни так интенсивно не учились, и примерно представляла себе степень нагрузки, но все-таки оказалась не очень готова.

Учеба начинается в восемь и длится до двенадцати тридцати. К часу я прихожу домой, падаю на кровать и сплю до вечера. Ну, во всяком случае — в мечтах. В реальности есть еще работа, дети и, главное, домашнее задание. Оно занимает около трех часов ежедневно.

Сначала кажется, что ты ничего не запоминаешь, что ни одно сознание не может вместить такое количество информации сразу — а потом внезапно оказывается, что ты что-то понимаешь! Что за все занятие учительница не сказала ни одного слова на английском, а ты — понимаешь! Поразительное ощущение.

В Москве у меня был план: упорно учить язык с частным преподавателем, чтобы сразу пойти в ульпан «бет». Небольшая справка: «алеф» — начальный уровень, «бет» соответствует примерно уровню трехлетнего ребенка, с ним можно, например, работать в магазине, «гимел» означает уже свободное владение языком для обычной жизни, «далет» позволяет поступить в университет, читать серьезные книги, работать на хорошей офисной должности. Есть еще два уровня, которых нет в нашем ульпане, — «йод» и «вав» — нужны тем, кто собирается поступать в медицинский университет и на юридические факультеты. Я стремлюсь к «далету». Но план, выглядевший безупречным в Москве, провалился. По приезду на нас свалилось такое количество дел и стрессов, что ради банального выживания пришлось избавляться от любых дополнительных нагрузок. Поэтому я шла сдавать языковой тест с багажом в 12 разрозненных занятий и после двух месяцев полного простоя. Впрочем, сам экзамен в ульпане проходил специфически: толпа народа бегала за завучем, и если ты успевал пробиться к нему поближе, то получал несколько листов с тестом. Причем для представителей разных стран эти тесты были разными. Дальше ты мог делать все, что угодно! Можно было сесть прямо на пол в коридоре и писать, можно было найти любую свободную аудиторию. Время никак не ограничивалось, так же как и пользование гаджетами, и списывание. Можно было хоть уехать со своим тестом домой и вернуться обратно в тот же день.

Когда ты заканчивал тест, необходимо было встать в очередь на устное собеседование. Пять минут разговоров с преподавателем — и тебя определяют в нужную группу. Причем, судя по всему, группы делили не только по уровню знаний, но и по уровню мотивации. Я более-менее неплохо справилась с тестом, но потерпела сокрушительное поражение во время собеседования: я банально тренировала грамматику, чтение и умение печатать вслепую на иврите, но у меня не было ни малейших навыков разговорной речи.

Меня определили в группу «алеф плюс» — для начинающих, которые уже хоть что-то знают. Еще есть «алеф плюс-плюс», «бет минус» — в общем, администрация ульпана по-разному изворачиваются, чтобы хоть как-нибудь адекватно сгруппировать людей со всего мира, занимавшихся у разных преподавателей и по разным методикам. Во время обучения можно переходить из группы в группу. Например, один парень, который пользовался словарем, переводчиком и помощью ивритоязычных друзей во время теста, в первый же день выяснил, что он совершенно ничего не понимает во время занятий, и попросился на уровень ниже. А меня через два дня перевели на уровень чуть выше. В нашей группе я одна из самых слабых — многие мои одногруппники учили иврит по году и дольше — и мне приходится напрягать все силы для того, чтобы успевать за ними.

У нас в группе есть французы, бельгийцы, американцы, испанец, венесуэлка, англичанка, несколько человек из России и Украины. Особенно меня мучают бельгийцы: очень молоденькие, очень хорошенькие парень с девушкой, которые приехали вместе и которые подготовлены существенно лучше всех остальных. Они так трагически вздыхают в те моменты, когда остальные переспрашивают или просят объяснить еще раз. Я вообще удивляюсь, почему они оказались в нашей почти начальной группе. Но у меня есть коварный план: я планирую хорошо учиться, и через пять месяцев мы посмотрим, кто с каким результатом придет к окончанию ульпана.

В остальном в ульпане совершенно восхитительная атмосфера, какая бывает только на первом курсе в любимом университете. Все друг с другом знакомятся, обмениваются бутербродами на переменах, немножко списывают, немножко хвастаются. Все вкалывают совершенно невообразимым образом.

Однажды мы обнаружили в нашем здании стайку девушек в военной форме — хорошеньких, как котята: прошел слух, что это добровольцы, которые будут помогать желающим развивать разговорные навыки. К девушкам немедленно выстроилась очередь из десятков желающих: их было четверо, а нас — целая толпа. Некоторые не брезговали даже самыми грязными приемами: видела, например, как один пожилой француз целовал им ручки и напевал что-то такое… французское! Но все оказалось зря: девушки пришли заниматься с самыми молоденькими учениками, которым сразу после окончания ульпана нужно будет идти в армию.

Немного цифр: учимся мы с 8.00 до 12.30, учебник стоил 50 шекелей — его можно купить прямо в ульпане, всего в день три урока по полтора часа, учиться мы будем пять месяцев. Группы одного уровня учатся по одному и тому же учебнику. То есть не важно, с чего ты начал «алеф» — с изучения букв или с беглой разговорной речи, как наши бельгийцы, — в результате ты пройдешь одну и ту же программу, разница будет только в том, насколько богат будет твой словарный запас в конце и насколько свободно ты разговариваешь. Моя подруга рассказывала, что ее группа прошла учебник за три месяца, а оставшееся время они читали газеты, смотрели фильмы, обсуждали друг с другом прочитанное и уведенное и так далее. Таким образом к экзаменам у их группы был уровень гораздо выше, чем у соседнего «алефа», многие из них смогли сдать экзамены сразу на «гимель», перескочив через курс.

Ульпан: почему стоит в нем учиться

Ульпан, — специальная школы, в которой всех репатриантов учат основам Иврита. Главная цель ульпана — подготовить репатриантов к наиболее легкой интеграции в израильское общество. Каждый репатриант имеет право на посещение занятий в ульпане. Длительность обучения составляет приблизительно 5 месяцев, после чего, все обучавшиеся сдают экзамен.

Надеяться, что за эти пять месяцев Вы идеально выучите Иврит без дополнительных усилий, было бы наивно. Более того, мы знаем точно, что разговорный Иврит, который Вам будет наиболее необходим, в ульпане получить тяжело. Основное направление обучения в ульпане — преподавание основ языка, правил его построения, и так далее. В то время, как разговорный язык приобретается именно при общении, на улице, на работе, в кругу друзей, родственников и так далее.

Получается интересный выбор — можно работать и выучиться разговорному Ивриту, и при этом зарабатывать деньги, или можно учиться в ульпане, иметь неудобства с работой (или даже совсем ее лишиться), и при этом не получать деньги. Многие репатрианты, взвесив все “за” и “против”, в итоге выбирают работу, и, по нашему мнению, совершают ошибку. Что же такого дает ульпан, и почему мы настоятельно рекомендуем выучиться в нем положенные государством бесплатные пять месяцев?

Во-первых, в ульпане Вас научат основам языка. Тот факт, что Иврит является “математическим” языком, работающим по достаточно строгим правилам и формулам, является общепризнанным. Не смотря на многотысячелетнюю историю, Иврит был воссоздан как “живой” язык, всего сто лет назад. Эта особенность предопределила его логику и относительную простоту при изучении. В нем нет большого количества “лишних” слов, возникших в результате исторических влияний. Иврит вобрал большое количество структурных и словесных форм из наиболее живых и распространенных языков современности, например русского и английского. При этом, например, в Иврите отбрасываются сложные грамматические структуры построения вопросов, как в английском, и на первый план, как в русском языке, выходит интонация. Всем этим, в общем-то простым правилам, Вас и научат в ульпане.

Во-вторых, в ульпане Вы научитесь читать. Особенностью Иврита является то, что умение говорить и умение читать не могут существовать отдельно друг от друга. Еврейский алфавит содержит всего 22 буквы, из которых все согласные. Правильная расстановка огласовок, — залог правильного чтения, а значит и понимания текста и Вами, и Вашим собеседником.

В-третьих, в ульпане Вы научитесь писать.

В-четвертых, по окончанию ульпана, после сдачи экзаменов, Вы получите документ, который будет существенным подспорьем при трудоустройстве.

В-пятых, документ об окончании ульпана является подтверждением и дополнением к Вашему общему стажу работы в Израиле. Таким образом получается, что Ваши пять месяцев, потраченные на обучение, зачисляются Вам в стаж.

Ну и, наконец, во время обучения в ульпане Вы сможете познакомиться с другими людьми, кроме друзей и родственников, которые уже есть. Новые знакомства, — это всегда новые возможности и варианты.

Таким образом, мы очень рекомендуем все-таки посещать ульпан, ведь все перечисленные выше пункты пойдут только Вам на пользу, а найти хорошую работу можно и после окончания ульпана. Тем более, что сделать это, имея справку об окончании, будет гораздо проще.

Источники:

http://zagranportal.ru/izrail/obuchenie-izrail/ulpan.html

http://snob.ru/selected/entry/97655/

http://open-israel.com/ulpan-2/

http://vseobr.com/vyshee-obrazovanie/izrail/

Ссылка на основную публикацию