Содержание

Пособие по безработице в Казахстане

Пособие по безработице в Казахстане

Экономика Казахстана очень медленно поднимается после проблем конца XX века. Любые экономические потрясения относят на несколько шагов назад. Но уже достигнуты некоторые успехи, и уровень безработицы постепенно сокращается.

Официальные данные

По официальном данным, на январь 2020 года безработица в Казахстане показывает уровень 5.1%. В цифрах это 457 600 безработных граждан. Всего за месяц их число увеличилось на 2 тысячи. Тенденции на текущий год неутешительны.

В настоящее время в связи с экономическими проблемами на предприятиях часто происходят массовые увольнения сотрудников. Это ещё больше усиливает кризисные явления. Глава независимых профсоюзов заявила, что в сложившейся ситуации не стоит и думать об открытии новых рабочих мест.

На данный момент главная задача – достичь договоренности между предпринимателями и работниками о сохранении вакансий и любым путём избежать новых сокращений.

Многие казахстанцы теперь боятся даже думать о смене рабочего места. Страх оказаться не у дел оказывается сильнее любых проблем на текущем положении.

Усилия правительства сейчас направлены на создание внутренней трудовой эмиграции. На юге страны очень большая плотность населения, но мало свободных вакансий. В то же время на севере страны большой дефицит рабочей силы. Работа вахтовым методом в Казахстане — хороший выход из проблемной ситуации.

Проблема нехватки людей с простыми рабочими профессиями возникла не сразу. Причиной этому стало, с одной стороны, закрытие большого количества ПТУ, которые готовили необходимые кадры. С другой, нежелание молодёжи учиться на простых рабочих — все хотят быть менеджерами и юристами.

Сейчас активно готовится программа переселения на север страны. В рамках проекта планируется материальная поддержка и обучение всех желающих получить рабочее место, что поможет снизить уровень безработицы в стране.

Программа переселения на север Казахстана

Женская безработица

Как и в любой другой стране, безработица в Казахстане неравномерно распределена среди разных слоёв и групп населения. Практически во всех возрастных группах безработных женщин 65%. Высокий уровень безработицы среди женщин обусловлен следующими причинами.

  • В стране большой спрос на работников технических специальностей или тяжёлый физический труд. Женщины, как правило, не имеют нужного образования или физической выносливости. Трудно представить себе женщину-шахтёра.
  • Нежелание работодателей брать на вакантное место женщину с маленькими детьми. Считается, что они часто уходят на больничный по уходу за ребёнком и постоянно отпрашиваются.
  • Ещё одна причина тесно связана с предыдущей. Женщине с ребёнком трудно найти работу с подходящим графиком, чтобы успеть забрать малыша из детского сада.
  • Другая сторона медали – нежелание брать бездетную женщину, потому что она может уйти в декретный отпуск.

Женщинам без детей устроиться на работу немного проще, но появление ребёнка часто вызывает негативизм от начальства. Построить успешную карьеру удаётся только малому числу представительниц прекрасного пола.

Безработица среди молодёжи

Ещё одна большая группа безработных – молодёжь в возрасте до 25 лет, такая картина объясняется не только спросом на рабочую силу, но и индивидуальными спросами соискателей. Среди молодёжи многие остаются без работы по многим причинам:

  • Массовое стремление получить высшее образование приводит к длительному обучению. Минимум до 21 года молодые люди ещё учатся.
  • Многие родители, переживая за будущее своих детей, не позволяют им работать одновременно с учёбой. Это вызвано стремлением сконцентрировать их внимание на обучении, чтобы добиться в дальнейшем того, что не удалось сделать родителям.
  • Появилось много компаний, которым нужен однообразный неквалифицированный труд. Здесь важен быстрый темп и высокая производительность. Молодёжь здесь принимают охотно, но многие не выдерживают нагрузку и снова возвращаются в статус безработного.
  • Компании, где напротив, необходим высококвалифицированный труд, берут работников со стажем и необходимыми навыками. Молодым людям просто негде получить первоначальный стаж, необходимый для получения должности.
  • Среди молодёжи популярно желание найти работу по душе, которое затягивает поиски и нахождение в статусе безработного.
  • Современные молодые люди стремятся получить престижную профессию с перспективой высоких зарплат. Это создало огромное количество финансистов, экономистов, менеджеров, юристов. Вместе с тем, никто не желает получать простые рабочие специальности, где создан огромный дефицит кадров.

Вернуться к оглавлению

Проблемы занятости в стране

Безработица в Казахстане вызвана многими проблемами, и это не только наличие свободных вакансий. Остро стоит проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров. Многие промышленные предприятия не могут найти людей с должным уровнем подготовки. В это же время слишком много людей с невостребованными профессиями, где конкуренция на рабочее место очень велика. Молодые люди выпускаются из учебных заведений с недостаточными практическими навыками, и предприятие не готовы платить им приличную зарплату.

Готовые к работе россияне едут в Казахстан, получают вид жительство, а затем и гражданство Казахстана, но трудоустройство даётся им очень тяжело.

Теперь, когда старое поколение работников уходит на пенсию, это ощущается особенно остро. Среди молодёжи немодно работать на заводе, они считают это непрестижным. Все мечтают о работе в офисе, творческой самореализации, а ещё лучше — ничего не делать и получать за это деньги.

Молодое поколение, выросшее в суровые 90-е годы, казалось бы, должно уметь справляться с трудностями. Но на деле связанная с этим гиперопека родителей вырастила людей, не способных брать ответственность в свои руки. Устоялось мнение, что на заводах люди работают сутками, ничего при этом не получая. Это уже давно не так, но полученные в детском возрасте установки разрушить очень сложно.

Ещё одна проблема – неэффективная занятость. Даже нетрудоустроенные не готовы переехать туда, где они смогут получить достойную работу. Это обусловлено и страхом и недостаточной социальной поддержкой.

Выплаты при увольнении

В Казахстане каждый работодатель несёт ответственность за увольнение без видимых причин и при нарушении им пунктов трудового договора. Наниматель должен дополнительно выплатить месячную зарплату, если:

  • он увольняет работника без нарушений с его стороны в случае ликвидации предприятия или временного прекращения работы;
  • при увольнении по сокращению числа занятых из-за экономических сложностей.

Уволиться по собственному желанию и получить компенсацию в размере трёх окладов можно в случае недобросовестности работодателя. Если он сообщил ложные данные о должностных обязанностях и условиях работы или нарушил трудовой или коллективный договор. Но работнику придётся подтвердить факт нарушений работодателя документально и заручиться поддержкой свидетелей. Иначе будет сложно доказать свою правоту.

Иногда в трудовом договоре прописывается размер выплат, в несколько раз больший. Работодатели часто увеличивают сумму в договоре со специально приглашенными сотрудниками, или привлекая работников с других предприятий. Это помогает убедить в честных намерениях и дать надежду на длительное плодотворное сотрудничество.

Все выплаты должны быть перечислены на счёт уволенного сотрудника в течение трёх суток с момента расторжения договора. Расчёт и компенсационные средства должны быть выплачены одновременно.

Социальное страхование

Каждый работник Казахстана входит в систему обязательного социального страхования.

Как только человек устроился на работу, работодатель должен ежемесячно отчислять средства в страховой фонд. В зависимости от срока выплат в случае увольнения начисляется пособие:

  • при стаже 6-12 месяцев выплаты начисляются 1 месяц;
  • за 1-2 года отчислений – 2 месяца;
  • за 2-3 года – 3 месяца;
  • более 3 лет – 4 месяца.

Получается, что сроки страховых выплат зависят от трудового стажа. Если работодатель вовремя проводил отчисления, проблем с получением данного пособия не будет.

Как получить пособие

В первую очередь, уволенному сотруднику нужно зарегистрировать свой статус лица без работы. Сделать это можно в управлении занятости и социальных программ.

Если сразу не найдётся подходящей вакансии, по месту прописки обратиться в государственный центр по выплате пенсий. Для оформления социального пособия нужно подготовить документы:

  • заявление о назначении социальной поддержки по случаю потери работы;
  • любое удостоверение личности;
  • сведение о прописке или регистрации;
  • справка из органов занятости населения;
  • сведения о банковском счёте, на который будут переводиться отчисления.

Выплаты социального страхования начинаются со дня обращения в службу занятости и постановки на учёт в качестве безработного.

Уже с первого июня 2018 года введён новый порядок оформления пособия. Теперь можно обратиться только в центр занятости, и его сотрудники сами направят информацию в центр выплат пенсий. Все документы можно будет отправить по интернету через информационные системы государственных органов.

Сумма выплат

Размер пособия вычисляется с помощью формулы. Среднемесячный доход, с которого проводились отчисления, умножается на коэффициент замещения дохода и коэффициент стажа участия в социальной программе страхования.

Среднемесячный доход рассчитывается путём деления суммы ежемесячных доходов, с которых проводились отчисления за последние 2 года, на 24. При этом не важно, были перерывы в отчислениях или нет. Коэффициент замещения дохода всегда равен 0,3. Коэффициент стажа зависит от срока участия в социальном страховании. Он будет следующим:

  • менее полу года – 0,1;
  • полгода-год – 0,7;
  • от года до 2лет – 0,75;
  • от 2 до 3лет – 0,85;
  • от 3 до 4 лет – 0,9;
  • от 4 до 5 лет – 0,95;
  • более 5 лет – 1.

При повторном обращении за пособием из расчётов убирается 12 месяцев из общего стажа страховых выплат. При небольшом стаже работы это может значительно повлиять на размер пособия.

Для тех, кто ещё никогда не работал, пособие по безработице не предусмотрено. Выплаты за счёт страхового фонда, а не государственного бюджета, значительно экономят последний. Это позволяет эффективнее управлять потоками средств.

Проекты развития

В настоящее время усиливающаяся безработица и вынужденная эмиграция из Казахстана в другие страны беспокоит правительство. Уже разрабатываются государственные и региональные программы для глобально решения этой проблемы. В ближайшее время планируется внести некоторые изменения в социальную программу занятости:

  • стимулировать роста занятости трудоспособного населения;
  • сбалансировать рынок труда по спросу и предложению;
  • организовать занятость населению, особенно нуждающемуся в поддержке;
  • стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, особенно создающего новые рабочие места;
  • на базе службы занятости населения организовать курсы переподготовки и обучения кадров на востребованные профессии;
  • создать систему оплачиваемых общественных работ;
  • повысить активность региональной власти в решении вопросов занятости;
  • создать общую систему связи службы занятости с прямыми работодателями и частными агентствами по подбору персонала;
  • разработать инвестиционные программы с созданием новых рабочих мест.

Все эти меры помогут эффективнее регулировать занятость населения. Создание новых вакансий снизит социальную напряжённость. А возможность получить в центре новую профессии поможет решить проблему дефицита рабочих кадров на предприятиях. Перспективы развития в социальной сфере дают надежду на изменения к лучшему.

Оформление пособия по безработице

Российское законодательство предусматривает пособие по безработице для трудоспособных граждан, зарегистрировавшихся и сотрудничающих со службой занятости. Государство будет выплачивать определенные суммы гражданам, стремящимся вновь начать самостоятельно получать доход. Порядок начисления регламентируется «Законом о занятости».

Чиновники положительно оценивают ситуацию в стране. На конец 2019 года безработные граждане составляли около 4,6% трудоспособного населения. Предполагается, что такие показатели сохранятся ближайшие 12 месяцев. Цифры меняются, в зависимости от региона. Минимальные показатели зафиксированы в Центральном ФО (2,8%), максимальные – на Северном Кавказе (10,6%). Цифры отражают граждан, зарегистрированных в центрах занятости. Им положены небольшие суммы, призванные поддержать человека в период поиска работы.

Категории безработных

Зарегистрировавшись в службе занятости, человек попадает в одну из подгрупп. От категории зависит размер пособия, период и порядок выплат. Выделяют 3 подгруппы:

  • Первая. Граждане, проработавшие полный день не менее 26 недель за год. Военным необходимо прослужить аналогичный период. Обязательное условие – увольнение должно произойти в течение года до обращения в службу занятости. Уход с работы должен произойти по собственному желанию или «несанкционной» причине (сокращение, расформирование компании).
  • Вторая. Граждане, не соответствующие условиям первой категории. То есть, в сумме проработавшие менее 26 недель, обратившиеся за помощью позже, чем через 12 месяцев, уволенные из-за претензий руководства. Группа также включает впервые трудоустраивающихся людей, тех, кто не предоставил документы о размере зарплаты на последнем месте.
  • Третья. Сотрудники предпенсионного возраста – за 5 лет до даты выхода, предусмотренной должностью.

Дополнительно каждая категория учитывает страховой стаж. Он влияет на период выплаты, позволяя дольше получать деньги.

Сумма пособия

В 2019 году, впервые за 10 лет, выросли размеры сумм, получаемых безработными жителями России. Им выплачивают от 1 500 до 8 000 руб./мес. Как МРОТ или пенсии, цифры меняются, в зависимости от региональных коэффициентов. Максимальная сумма достигает 11 800 руб./мес при условии принадлежности к предпенсионерам.

Цифру рассчитывают, отталкиваясь от среднего заработка на последнем месте работы (75% и 60%). Если центру занятости не удалось получить документы о нем, назначается минимальная сумма. Ее выплачивают и тому, кто впервые ищет работу.

Выясняя, какая сумма пособия по безработице предлагается службой занятости, человек может увидеть, что другим клиентам выплачивают полноценные оклады. Это происходит при сокращении отсутствии претензий от начальства. Деньги перечисляются работодателем, а не государством. При сокращении необходимо стать на учет в течение 2 недель после увольнения.

Порядок обеспечения предпенсионеров, в целом, соответствует обслуживанию обычных граждан.

Длительность выплаты

С увеличением пособия сократился период ее получения. Всего за год ее выплачивают 6 раз. Порядок начисления предусматривает уменьшение суммы. Первые 3 месяца она соответствует 75% среднего дохода, следующий квартал – 60%; при условии соответствия действующим рамкам.

Период начисления для представителей второй категории сокращается в 2 раза. При этом гражданам выплачивают минимальную дотацию. Предпенсионный статус дает возможность продлить период начисления денег. Порядок работа с данной категорией изначально предусматривает больший срок получения – до 12 месяцев за 1,5 года. Дополнительно его увеличивает стаж будущего пенсионера. Отработав минимум 25 или 20 лет (мужчины и женщины соответственно), гражданин может продлить период выплаты – на 14 дней за каждый год. Порядок начисления предусматривает ограничительные рамки. Суммарно, за 3 года, выплачивать пособия предпенсионеру могут не более 2 лет. Ее размер будет минимальным, если гражданин проработал менее 26 недель за год до постановки на учет. Как и обычным клиентам, предпенсионерам начисляют 75% и 60% от суммы дохода (при условии наличия) по 3 месяца. Оставшийся срок им дополнительно выплачивают 45% бывшей зарплаты. Ранее порядок поддержки безработных в России предусматривал последнюю дотацию для всех граждан.

Документы для оформления

Важно знать, какие документы нужны, перед обращением в службу занятости. Стандартный пакет включает:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • заявление;
  • дипломы и другие документы о полученном образовании.

Граждане, имевшие опыт работы, дополнительно предоставляют копию трудовой книжки и справку НДФЛ-2 за полгода с последнего места. По ней рассчитывается размер пособия. Оформление документов представителей льготных категорий требует предоставления всех бумаг, подтверждающих статус. Это касается детей-сирот, инвалидов, многодетных родителей, опекунов недееспособных людей и других граждан, которым действующий законодательный порядок разрешает трудоустройство.

Период проверки сведений сотрудниками центра занятости не должен превышать 10 рабочих дней. По окончании устанавливается размер и срок начисления средств.

Причины изменения суммы

Условия выплаты пособия по безработице предусматривают сотрудничество с центром занятости. Гражданин обязан посещать куратора и групповые мероприятия, реагировать на предлагаемые вакансии. Умеренные нарушения условий приведут к временному урезанию суммы. Человеку будут выплачивать на 25% меньше за отказ своевременного посещения службы занятости или неявку по выданному направлению в течение 3 дней. Максимальная длительность санкционного периода – месяц.

Порядок начисления един для всех категорий населения. Размер пособия восстанавливается при условии выполнения требований инстанции. Продолжающиеся нарушения приведут к усилению санкций, вплоть до превращения сотрудничества. При этом восстановиться в службе занятости человек не сможет минимум пару лет – такой порядок действует для всех безработных.

Снятие с учета

Прекращение сотрудничества – крайняя мера. К ней прибегают при условии:

  • заключении клиента в тюрьму;
  • намеренном предоставлении ложных сведений для получения денег;
  • систематической (более месяца) неявке.

Снятие с учета происходит и по «мирным» причинам. Основная – трудоустройство. Гражданин теряет статус безработного, когда ему начинают выплачивать пенсию. Начисления прекращаются по окончании обучения для повышения квалификации или переподготовке, на которое человека направила служба занятости. Дополнительная причина – переезд. Гражданин становится на учет по новому месту регистрации. Здесь, в зависимости от времени «простоя», ему могут продолжить выплачивать оставшиеся пособия, пересчитать их размер и период начисления.

Заморозка дотаций

Приостановить начисление средств могут в порядке наказания. Его длительность достигает 1 месяца. Санкции применяют при:

  • отказе от 2 подряд предложений службы без уважительных причин;
  • отказе от обучения или оплачиваемой общественной работы через месяц после постановки на учет;
  • нарушении условий перерегистрации без уважительной причины;
  • посещении офиса центра занятости в состоянии алкогольного (наркотического опьянения).

Деньги временно прекращают выплачивать из-за отчисления по вине безработного. Во всех случаях человек теряет «замороженную» сумму. Срок начисления может также быть разбит на части. Такое решение принимается в случае призыва на военную службу, временного переезда для профессионального обучения. Женщинам пособия не начисляются при отпуске по беременности и родам. Впоследствии все граждане получают предусмотренные пособия в полном размере.

Открытие собственного дела

Россия, как и многие страны, пытается поддерживать малый бизнес. Открытие собственного дела – одна из возможностей, предлагаемых центрами занятости. Порядок работы с будущими предпринимателями предусматривает 2 типа помощи: субсидия и компенсация расходов на организацию. Первая сумма является основной и соответствует 12 максимальным ежемесячным пособиям. Субсидия зависит от региона и выполнения дополнительных условий. Так, сообщалось о планах Минздравсоцразвития довести ее до 120 000 руб., если организатор бизнеса обязуется трудоустроить еще нескольких официальных безработных.

Количество субсидий ограничено. Они выдаются преимущественно в начале года. Для получения, помимо регистрации в центре занятости, человек обязан предоставить бизнес-план, документы о квалификации, позволяющей работать в выбранной сфере. Первый составляется на курсах предпринимателей, куда желающих отправляет инстанция. Но выполнение этих требований не гарантирует получение субсидии в текущем году. Первыми в очереди стоят представители льготных категорий, вроде:

  • дееспособных инвалидов;
  • молодежи (18-30 лет);
  • родителей детей-инвалидов;
  • женщин с детьми до 3 лет.

Список может меняться, в зависимости от региона. Не получив субсидию, человек сохраняет возможность зарегистрироваться как обычный безработный.

Дополнительные выплаты

Помимо основной, граждане могут получать дополнительные суммы. Порядок и срок их начисления зависят от региона. В Москве граждане могут рассчитывать на:

  • компенсацию расходов на общественный транспорт (половина стоимости единого проездного);
  • общую доплату в размере 850 руб.;
  • помощь при кончине безработного или члена его семьи (4 900 руб., выплачивается единовременно);
  • поддержку на период временной (общественной) работы, профессионального обучения;
  • помощь при обеспечении иждивенцев (до 80% городского прожиточного минимума).

Схожие условия предлагают и другие города. Размер дополнительных социальных выплат уточняется в местных отделениях служб занятости. Суммы призваны помочь гражданам, испытывающим трудности при поиске работы.

Особенности обслуживания инвалидов

Человек, частично потерявший дееспособность, может продолжать работать. Законодательство требует от многих предприятий содержать в штате определенный процент инвалидов при условии соответствии должности. Соответственно, граждане могут прибегать к услугам бирж труда. Выплата пособия не предусмотрена для инвалидов I группы, как и присвоение им статуса безработного. Представители II группы могут стать на учет в центре занятости при условии, если они могут:

  • себя обслуживать;
  • ориентироваться во времени и пространстве;
  • выполнять задачи, предусмотренные должностью.

Такие граждане также должны предоставить индивидуальную программу реабилитации, допускающую трудоустройство. Иначе постановка на учет не производится. Порядок работы с инвалидами III группы и дееспособным населением практически одинаковый. Исключение – размер пособия. При наличии иждивенцев выплачивали суммы в пределах 4000 – 7300 руб. Период начисления и размер дотации зависят от прошлой зарплаты, региона.

Дети-сироты

Представители данной категории, даже без стажа, могут рассчитывать на пособие в размере регионального прожиточного минимума. Максимальный период начисления – полгода или пока получателю не исполнится 23 года. После этого размер дотации сокращается до действующего минимума. На период прохождения профессиональных курсов, на которые человека направил центр занятости, предусмотрена стипендия.

Сирот могут поставить на учет до достижения совершеннолетия (с 14-16 лет). В таком возрасте многие работают неполный день. Временное трудоустройство или частичная занятость часто становится причиной отказа службы в оказании поддержки. Региональные власти неоднократно предлагали изменить принцип начисления, упростив доступ сирот к государственным пособиям. Например, с подобной инициативой выступили в Санкт-Петербурге в 2019 году. Представители Законодательного собрания предложили уравнять права детей-сирот (особенно – несовершеннолетних) на государственную поддержку.

Если работа не нашлась

Выполняя все предписания центра занятости, человеку не всегда удается трудоустроиться в период получения дотаций. Предпенсионеры в такой ситуации могут досрочно уйти на заслуженный отдых. Остальным предлагается переквалифицироваться – центр занятости обязан предоставлять вакансии, соответствующие последней должности. В случае неудачи граждане часто продолжают искать работу самостоятельно, отталкиваясь от доступных вариантов.

Стандартное пособие по безработице не достигает прожиточного минимума. Цель дотаций – предоставить человеку хоть какие-то средства в период поиска источника дохода. Став на учет в службе занятости, граждане обязаны откликаться на предложенные вакансии. Чтобы ускорить процесс, они ищут работу самостоятельно, пользуясь базой данных инстанции и другими источниками информации. Государственные средства также могут пойти на открытие бизнеса. Цель биржи труда – найти работу клиенту. Но процесс может прекратиться досрочно при невыполнении условий.

Пособие по безработице: какие выплаты положены нетрудоустроенным казахстанцам

Чтобы претендовать на социальные выплаты по случаю потери работы, нужно получить официальный статус «безработного». Выплачиваться дотации будут в срок до полугода, пока не найдется подходящая должность. Как рассчитывается их размер и куда обращаться за деньгами, знакомились журналисты редакции Нурфин.

Название субсидии «социальная выплата по случаю потери работы» говорит само за себя. То есть, в первую очередь, на материальную помощь могут претендовать только те, кто до момента обращения за ней официально работал минимум полгода, и за кого работодатель вносил отчисления в социальный фонд страхования.

Размер пособия по безработице

Чтобы самостоятельно рассчитать размер выплаты, нужно узнать среднемесячную зарплату за последние два года до месяца, когда работник получил статус «безработного» в Центре занятости населения.

Для этого суммируем размеры двадцати четырех последних зарплат за вычетом пенсионных отчислений и делим их также на двадцать четыре. Если зарплат было выплачено меньше, все равно их сумму делим на двадцать четыре.

Теперь эту цифру нужно умножить на два коэффициента: замещения дохода и стажа участия.

Коэффициент замещения дохода установлен законом и является фиксированным для данного вида выплат – 0,4.

Второй числовой множитель зависит от того, как долго работник делал выплаты в фонд обязательного соцстрахования:

  • Менее полугода – 0,1.
  • От полугода до года – 0,7.
  • До двух лет – 0,75.
  • До трех лет – 0,85.
  • До четырех лет – 0,9.
  • До пяти лет – 0,95.
  • До шести лет – 1.

За каждый год свыше шести лет участия в системе соцстрахования к соответствующему коэффициенту прибавляется еще 0,02.

Примерные расчеты

Например, Серик Серикович работал инженером на заводе 6 лет, и последние два года его оклад был 130 тысяч тенге. На заводе произошло сокращение, и его уволили. Мужчина обратился в государственный орган, который выступает посредником между гражданами и работодателями, в своем населенном пункте. Подходящих для него должностей не нашлось, и мужчине оформили временную финансовую помощь.

Средняя зарплата Серика Сериковича за вычетом пенсионных отчислений составила 117 000 тенге. Умножаем это сумму на коэффициенты 0,4 и 1. Получается, нашему безработному герою положены пособия в размере 46 800 тенге.

Как зарегистрироваться и получать материальную помощь

Для этого нужно обратиться в Центр занятости населения. Стоит быть готовым к тому, что статус «безработного» дадут не сразу. Десять дней обратившемуся будут искать и предлагать работу. Если по объективным причинам предложенные должности не подойдут, гражданина уже будут оформлять, как безработного. Прежде чем он получит этот статус, работники Центра занятости еще два дня будут проверять все документы.

Кто не может претендовать на соцвыплаты

  • Индивидуальные предприниматели.
  • Работники, не достигшие 16 лет.
  • Студенты и школьники старших классов.
  • Пенсионеры.
  • Те, кто предоставил поддельные, неправильные и подложные документы, подтверждающие отсутствие работы и заработка.

Как долго будет оказываться материальная помощь

Когда статус «безработного» будет подтвержден, с того момента и будут начисляться выплаты. Как долго они будут выплачиваться, также зависит от официального стажа предыдущей работы.

  • Одна выплата – стаж от полугода до года.
  • Две выплаты – стаж от года до двух.
  • Три выплаты возможны при стаже от двух до трех лет.
  • Четыре – от трех до четырех лет официальной работы.
  • Пять выплат положены при стаже от четырех до пяти лет.
  • Полгода выплат – максимальный срок для помощи официально безработным, который возможен при рабочем стаже более пяти лет.

Параллельно с выплатами их получателю должны постоянно предлагать подходящую работу. А безработный, в свою очередь, должен своевременно откликаться на предложенные варианты и, если они ему не подходят, предоставлять объективные причины для отказа от работы. Иначе выплаты прекратятся.

Услуги центра занятости при этом абсолютно бесплатные. Параллельно с поиском работы соискателю могут предложить различные курсы повышения квалификации или переквалификации, посещение которых не повлияет на размер и срок выплат.

Словом, побездельничать в любом случае не получится.

Выплата пособия по безработице

Я, Хусаинова Айгерім Жанелқызы , 12.12.1987 г.р. обратилось в Центр занятости населения (далее – центр), который на данный момент находится по новому адресу ул. Фурманова, 50, куда меня направили из старого адреса, а именно микрорайон-3, 41в.

10.10.2017 г. обратилось в центр за помощью и консультации касательно трудоустройство, где мне объяснили, что могут меня поставить на учет как безработный, а также направят на курсы повышения. 13 и 18 числах приходила в центр на отметку в рабочее время. 24 октября пришла в центр со всеми необходимыми документами для регистрации как безработный и на оформление на пособию. К моему удивлению, выдав мне справку от 24.10.2017 г. о статусе «безработный», отправили меня в Алматинский городской филиал государственного центра по выплате пенсий (далее – ГЦВП), сказав что они теперь должны сделать мне расчеты и в течение 3-х рабочих дней получу я свою пособию. В тот же день поехала в ГЦВП, которые удивились действиям центра и с ухмылкой сказали, что я могла зарегистрироваться в ЦОНе самостоятельно и там сидят их сотрудники (сотрудники ГЦВП), которые принимают все документы. Сегодня (25.10.2017 г.) поехала в ЦОН ауэзовского района, где сидели сотрудники МинТруда и наблюдали за этим всем. Меня же сотрудники ГЦВП, которые сидят в ЦОНе, вежливо ОПЯТЬ направили в ГЦВП. В ГЦВП меня направили в центр. Просто песня! А песня заключается в том, что ни один из ГосОрганов (центр и ГЦВП) по их словам не занимаются выплатами и расчетами пособии по безработице, интересно а об этом знает Министерство труда?!

Подскажите, пожалуйста, сколько потребуется дней согласно закону, который регулирует деятельность вышеуказанных органов для обработки и расчетов пособии с момента регистрации в учете как безработный. И какой из органов обязан делать расчеты.

Уважаемая Айгерім Жанелқызы!

Согласно статье 15 пункта2 Закона о занятости населения от 6 апреля 2016 года (далее – Закон)«социальные выплаты на случай потери работы предоставляются, если он являлся участником системы обязательного социального страхования».

Согласно статье 26 пункта 1 Закона «лица, признанные в установленном порядке безработными, являющимися участниками системы обязательного социального страхования, имеют право на получение социальных выплат на случай потери работы из Государственного фонда социального страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» обратиться за назначением социальной выплаты на случай потери работы (далее – СВпр) могут лица, за которых работодателями (самостоятельно занятыми лицами) производились социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования.

Согласно пункту 6 статьи 20 Закона право на СВпр возникает со дня обращения за регистрацией в качестве безработного в Центр занятости населения.

в соответствии с подпунктами 1), 1-3), 1-4) пункта 1 статьи 12 Закона заявление о назначении СВпр подается:

– в Центр занятости населения при регистрации в качестве безработного;

– в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (при наличии сведений о регистрации в качестве безработного);

Источники:

http://pronedra.ru/oformlenie-posobiya-po-bezrabotice-442988.html

http://kazlenta.kz/15501-posobie-po-bezrabotice-kakie-vyplaty-polozheny-netrudoustroennym-kazahstancam.html

http://www.enbek.gov.kz/ru/node/346872

http://informburo.kz/cards/dekretnye-vyplaty-i-socialnye-posobiya-v-2020-godu-chto-izmenitsya.html

Ссылка на основную публикацию