Содержание

Самые опасные аэропорты мира

Самые опасные аэропорты мира или «пристегиваться обязательно»

Представьте, какими бы были наши аплодисменты пилотам, если бы мы наблюдали их мастерство при посадке, например, на… песчаную полосу? Или на ледяную? Или при приземлении в аэропорту, который находится на высоте три тысячи метров над уровнем моря, в окружении гор с заснеженными вершинами? Или… на полосу посреди моря? А ведь такое происходит не в голливудских фильмах, а на самом деле. Британская Globehunters составила список из 13 аэропортов с самыми опасными взлетно-посадочными полосами в мире. О том, в каких условиях приходится работать пилотам воздушной авиации в этих местах – в специальном обзоре «Вестника АТОР».

1. Lukla Tenzing-Hillary Airport, Непал

Открывает список аэропорт Лукла в Непале, который назван в честь Тэнцинга Норгея и Эдмунда Хиллари – первых альпинистов, покоривших вершину Эвереста. Это один из самых опасных аэропортов в мире: ВПП аэропорта составляет всего 527 метров, к тому же расположена она под уклоном в 12%. Такой уклон способствует эффективному взлету и торможению на столь короткой полосе.

Аэропорт находится высоко в горах – 2860 м над уровнем моря. С одной стороны ВПП – обрыв около семисот метров, с другой – скала. Плюс ко всему, узкое горное ущелье, в которое влетают самолеты, заходя на посадку – достаточно сложное место для маневра. Поэтому посадка в Лукле осуществляется только вручную – по «Правилам визуальных полётов», в аэропорту есть только радиостанция, и никакого другого радиолокационного оборудования просто нет.

Из-за погодных условий посадка и взлет в этом аэропорту производится чаще всего рано утром, пока нет дымки. Поэтому самолеты в Луклу и из нее, как говорят местные, летят «стаями»: взлетают один за другим. Погода в этом месте решает все: если с ней не повезет, то можно прождать свой рейс от нескольких часов до нескольких дней.

2. Paro Airport, Бутан

Не менее опасным признан и аэропорт Паро (Paro) в Бутане. Эта воздушная гавань, затерянная в горах Гималаев, считается одним из самых сложных аэропортов для посадки и взлета и находится на высоте почти трех километров над уровнем моря.

Вплоть до 2011 года всего одна авиакомпания совершала полеты сюда. Сегодня в мире есть всего 12 пилотов, прошедших специальную подготовку по работе именно с этим аэропортом. Треть этих пилотов – греки, которые обучают и остальных. Это обусловлено тем, что в самой Греции большое количество сложных островных аэропортов, и у пилотов есть соответствующие навыки и опыт.

Полеты в Паро возможны только в дневное время и только при определенных метеорологических условиях. Тем не менее, 30 тысяч бесстрашных пассажиров ежегодно прилетают в Паро.

3. Barra International Airport, Шотландия

Аэропорт Барра (Barra International Airport) расположен на одноименном острове в составе Внешних Гебридских островов (Западных островов) в Шотландии. Это единственная воздушная гавань в мире с песчаными взлетно-посадочными полосами. Она обслуживает рейсы лишь во время отливов.

Из Барра не выполняются ночные рейсы, однако в экстренных случаях посадка в ночное время все-таки возможна – тогда полосу подсвечивают автомобильными фарами, а вдоль берега раскладывают специальные светоотражающие ленты.

Всего же здесь три взлетно-посадочные полосы, средняя протяженность которых составляет 800 метров. Несмотря на свои особенности, этот островной шотландский аэропорт обслуживает до 1,5 тысяч рейсов в год, а общий годовой пассажиропоток составляет около 10 тысяч человек.

4. Ice Runway, Антарктика

Если вдруг вам доведется лететь в Антарктику, то есть вероятность, что приземляться вы будете в аэропорту Ice Runway, который работает только в летние месяцы. По признанию очевидцев, это даже не аэропорт, а отдельная взлетно-посадочная полоса. Покрытием здесь служит лед и снег, которые подготавливают особым образом к каждому сезону. На полосу приземляются самолеты, перевозящие груз и исследователей на ближайшую станцию под названием Мак-Мердо. Место вполне надежное и безопасное, но лишь до того момента, пока все не начинает таять. В таких условиях самолет может попросту увязнуть в снегу или того хуже — проломить лед.

5. Madeira Airport, о-в Мадейра

Мадейра – прекрасный португальский остров, который известен не только как родина Криштиану Роналдо, но и как место с одной из самых сложных взлетно-посадочных полос в мире. В местном аэропорту Фуншала изначально было две ВПП, протяженность каждой из которых составляла 1600 метров. Но после авиакатастрофы 1977 года, в результате которой погиб 131 пассажир, власти острова, наконец, осознали, что такой длины не вполне достаточно для маневров и удлинили обе полосы на 200 метров. Подобное преобразование не сильно улучшило условия взлета и посадки, и в 2000 году было принято решение достроить одну полосу, разместив ее на 180 железобетонных опорах. Эту футуристическую конструкцию дополняет и разнообразный ландшафт: с одной стороны аэропорта находится море, с другой — горы, что требует от пилотов немалой сноровки при выполнении маневров.

6. Princess Juliana International Airport, о-в Сен-Мартен

Аэропорт Принцессы Юлианы. Согласитесь, уже звучит романтично, не правда ли? Эта воздушная гавань не производит незабываемое впечатление на пассажиров: ее взлетно-посадочная полоса начинается сразу за пляжем Махо, поэтому заход на посадку происходит в 10-20 метрах над головами отдыхающих. С точки зрения авиации, в зависимости от погодных условий, взлет и посадка здесь «средней и высокой» степени сложности. Но и туристы, догоняющие свои полотенца и периодически обнимающие забор, дабы не улететь от воздушной волны, и пассажиры, лицезреющие из иллюминаторов такие картины, полагают, что все это делает местный аэропорт одним из самых опасных в мире.

7. Courchevel Airport, Франция

Куршевель славится не только своими горнолыжными курортами, но и сверхкороткой наклонной взлетно-посадочной полосой. Ее длина составляет всего 525 метров, а угол наклона — 18.5 %. Кроме всего прочего на полосе не установлена система ILS, что ограничивает режим работы аэропорта в условиях тумана. Кстати, сцены восемнадцатого фильма бондианы «Завтра не умрет никогда» снимали именно здесь.

8. Skiatos Airport, о-в Скиатос, Греция

Поклонникам отдыха в Греции возможно известен аэропорт на острове Скиатос. Точнее даже не сам аэропорт, а его взлетно-посадочная полоса, которая признана одной из самых коротких и опасных в мире. Она начинается почти в море и… в море же и уходит. В связи с этим есть ограничения на типы и вес самолетов, которые могут здесь приземляться. Любители острых ощущений приходят к взлетно-посадочной полосе, чтобы ощутить звук и мощь садящегося самолета. Кстати, были и случаи, когда самолеты опрокидывали своей воздушной волной автомобили, припаркованные недалеко от ВПП.

9. Narsarsuaq Airport, о-в Гренландия

Тем, кто мечтает увидеть фьорды сверху, советуем найти билет на рейс в Нарсарсуак, аэропорт, который находится рядом с одноименным населенным пунктом на юге Гренландии. При посадке самолеты пролетают над фьордом и делают U-образный разворот, что вызывает сильную «болтанку». Взлеты и приземления в ночное время там запрещены.

10. Gibraltar International Airport, Гибралтар

Этот аэропорт является одним из самых маленьких в мире, но известен он не столько этим, сколько тем, что его взлётно-посадочная полоса в прямом смысле прорезает одну из самых крупных местных дорог. Это и делает его одним из самых странных и опасных аэропортов в мире.

11. Toncontin International Airport, Гондурас

Пожалуй, один из самых печально известных аэропортов мира. Он был открыт ещё в 1934 году, когда самолёты были менее мощными и не нуждались в настолько длинных взлётно-посадочных полосах. Сегодня здесь нередко происходят ЧП с самолетами. Длина взлётно-посадочной полосы Тонкотина составляет чуть больше 2133 м., и расположена она в долине, окружённой горами. Кроме того, опасность этого аэропорта состоит в том, что у него есть только одна взлётная и одна посадочная полоса для самолётов, причем подлет требует сложной «шпильки» влево, что значительно увеличивает риск столкновения садящегося и взлетающего авиатранспорта.

12. Wellington International Airport, Новая Зеландия

Это как раз тот случай, когда совсем не стоит пренебрегать ремнями безопасности. Частые порывистые ветра и каналирующий эффект от пролива Кук (Cook Straight), приводящий к т.н. «аэродинамическому подхвату», зачастую становятся причиной очень жёстких взлётов и посадок. Кроме того, эта взлётно-посадочная полоса очень короткая и граничит с океаническим побережьем по обеим сторонам.

13. Juancho E. Yrausquin Airport, о-в Саба

Этот аэропорт – только для самых маленьких самолетов. Длина взлётно-посадочной полосы на этом небольшом острове, входящем в группу Малых Антильских островов и принадлежащем Нидерландам – всего 396 м.

Видеолента

10 самых опасных аэропортов мира

Большое количество людей искренне боится авиаперелетов, и у каждого на это имеются свои причины. Люди, которые разбираются в воздушном автотранспорте и особенностях управления им, прекрасно понимают, что наиболее опасным во время полетов является выполнение операций взлета и посадки. Разумеется, нельзя забывать и о природных факторах, влияющих на спокойствие во время путешествия, среди которых скалистость местности, горы, песочные побережья и иные особенности природного ландшафта, которые необходимо учитывать экипажу авиалайнеров. Далее, будут рассмотрены самые опасные аэропорты мира, на которых взлетно-посадочные маневры требуют от экипажа особого мастерства и предельной сосредоточенности.

ТОП-10 самых опасных аэрокомплексов земного шара

Juancho Е. Yrausquin

Первые в нашем списке воздушные ворота находятся на одном из красивейших островов Карибского бассейна – Саба. Пожалуй, это самый опасный аэропорт в мире, возглавивший топ из-за своей катастрофически короткой взлетно-посадочной полосы. Ее протяженность равняется приблизительно 396 метрам. Впрочем, если с этим фактом еще можно как-то примириться, то картину дополняют высокие скалы, окружающие зону посадки, и близлежащий крутой склон, ведущий прямо к океану.

Посадка здесь требует от экипажа абсолютной сосредоточенности – неправильные подсчеты могут стоить жизни всем пассажирам, так как высока вероятность того, что судно сорвется в пропасть. Большая часть пилотов старается обходить этот аэропорт стороной. Не рискуют сюда летать даже профессионалы. Маневры взлета и посадки зачастую оказываются достаточно сложными даже для маленьких самолетов. Погодные условия на острове также порой непредсказуемы. Разумеется, такая ситуация приводит к значительному снижению потока туристов, желающих отдохнуть на этом острове, даже несмотря на красоту и уединение этого райского уголка.

Qamdo Bamda

Тибетский аэрокомплекс Qamdo Bamda стал рекордсменом по высоте. Его месторасположение на 4250 метров превышает уровень моря. Взлет и посадка на такой высоте весьма опасны, поэтому аэропорт оснащен достаточно большой взлетно-посадочной зоной, продолжительность которой составляет 3500 метров. Но здесь все равно позволено обслуживаться как большим, так и маленьким воздушным судам.

Даже на уровне моря скорость при подлете составляет 241 км/час. Для обеспечения безопасного приземления и полной остановки среднему самолету может понадобиться около 1520 метров, но на высоте, на которой расположен тибетский аэродром, это расстояние увеличивается минимум вдвое.

Gustaf III

Следующий аэроузел расположился на Карибском острове Сен-Бартельми. Для пилотов здесь достаточно жесткие условия:

  • во-первых, взлетно-посадочная здесь имеет очень узкий коридор, что грозит катастрофически близкому приближению самолетов к склонам возвышенности здешнего ландшафта во время посадки;
  • во-вторых, протяженность взлетно-посадочной зоны аэропорта составляет всего 640 метров, что подходит исключительно для маленьких воздушных судов (до 20 пассажиров);
  • в-третьих, полоса начинается у дорожной развязки, а заканчивается прямо у местного пляжа, из-за чего самолеты пролетают прямо над головами отдыхающих.

Ice Runway

Об особенностях следующей взлетно-посадочной полосы можно догадаться уже по одному ее названию. Она попала в наш список 10 самых опасных аэропортов мира из-за своего ледяного покрытия, а также из-за непредсказуемых погодных условий, царящих в этой местности. Эта полоса, расположенная в Антарктиде, используется в основном для удовлетворения нужд станции Мак-Мердо. Чтобы хоть как-то облегчить, стоящую перед экипажем задачу, за полосой тщательно ухаживают, превращая ее в ухоженную посадочную зону изо льда и снега. Посадка здесь осложняется тем, что пилоту необходимо рассчитать, не проломится ли лед под тяжестью самолета, и не застрянет ли судно в снегу. Если вдруг лед здесь начинает немного подтаивать, самолеты тут же перенаправляют на другие антарктические аэроузлы.

Courchevel

Наверное, все слышали об одном из самых лучших горнолыжных курортов Европы – Куршевеле. Он расположился в одноименном городке французских Альп. Но это место прославилось не только своими прекрасными условиями для первоклассного спортивного отдыха. Популярный курорт имеет собственный аэропорт, расположившийся прямо посреди гор.

Аэродром Куршевель стал главной локацией в одном из фильмов легендарной Бондианы «Завтра не умрет никогда», в котором главный герой умудряется мастерски приземлить самолет на опаснейшей полосе.

Аэрокомплекс вынужденно построили на горном склоне, уклон которого составляет 18 градусов. Но здесь есть и другие трудности для пилотов:

  • горб на территории взлетно-посадочной полосы;
  • протяженность здешней зоны посадки составляет около 530 метров.

Что и говорить, но авиаперелет в Куршевель превращается в весьма волнующее путешествие. Довольно часто здесь отменяются рейсы из-за плохих погодных условий.

Barra

Уникальный пляж-аэропорт расположен в Барра-Айленд (Шотландия). Это уникальный аэрокомплекс, взлетно-посадочной зоной которого является пляж. Примечательно, что во время прилива она полностью заливается водой, поэтому планировать рейсы приходится с учетом этих природных факторов.

Единственным помощником пилотов при приземлениях во время ночных приливов является свет от фар проезжающих мимо автомобилей.

Для того чтобы отдыхающие люди знали о прибытии самолетов, на территории пляжа установлены специальные предупреждающие знаки. Посадка здесь захватывает дух не только у экипажа, но и у местных жителей.

Toncontin

Гондурасский аэропорт печально известен по всему миру из-за нескольких несчастных случаев. Аэродром начал обслуживать самолеты еще в 1934 году. В те времена воздушные судна были не такими мощными, и им не требовалось много места для разгона и взлета. Взлетно-посадочная зона комплекса имеет протяженность 2133 метра и располагается в долине, со всех сторон окруженной горами. Также стоит отметить, что Тонконтин имеет лишь один путь для осуществления взлета и посадки самолетов.

Tenzing-Hillary

Аэродром Тэнцинг-Хиллари расположился в восточном Непале. В основном здесь обслуживаются альпинисты: кто-то мечтает покорить Эверест, а кому-то просто интересен регион. Все гости, путешествующие на самолетах, уже на подлете понимают, в чем состоит опасность перелета и приземления в этих местах. На территории региона достаточно часто бушуют сильные потоки ветра и господствуют густые облачные покровы. Какие-либо маневры здесь выполнить достаточно сложно. Кроме того, один конец местной взлетно-посадочной полосы заканчивается резким обрывом.

Madeira

Опасность португальского аэроузла Мадейры кроется в относительно малой протяженности его взлетно-посадочных полос. Скалы и океан буквально зажали между собой аэрокомплекс. Перед экипажем любого воздушного судна во время посадки стоит очень сложная задача – сначала направить машину в сторону гор, а затем совершить резкий поворот перед завершением маневра.

Взлетная полоса аэроузла возведена на высоких столбах, а само сооружение напоминает мост.

Gibraltar

Гибралтарский аэроузел вполне заслуженно оказался в нашем топе. Его считают не только одним из самых опасных, но и чрезвычайно занятым аэрокомплексом мира. Фишкой этого аэродрома стало месторасположение его взлетной полосы – она пересекает одну из главных улиц города! Каждый раз, когда какой-нибудь авиалайнер осуществляет взлет или посадку, приходится полностью останавливать весь городской транспорт.

Примечательно, что на территории посадочной зоны не произошло ни одной крупной аварии, чем не могут похвастаться даже многие «безопасные» аэропорты.

Одни из самых сложных и опасных аэропортов мира

Отправляясь в путешествие на заграничный отдых, чаще всего, чтобы добраться до пункта назначения, люди выбирают самолет, как самый быстрый и безопасный вид транспорта. Однако, существует целый список аэропортов, приземляться в которых вовсе небезопасно. И решиться на такую посадку может далеко не каждый пилот.

Аэропорт Осаки. Кансай

Фото аэропорта Кансай поражают воображение. А увидеть его воочию мечтают все, кто слышал историю его удивительного возникновения. Платформа, на которой расположен аэропорт и взлетная полоса, стоят на тридцатиметровой насыпи из привозного грунта и бетонных плит. Сама взлетная полоса имеет длину 4 км, а ширина ее 1 км.

Первоначально разработчики планировали небольшую естественную просадку острова, однако планы не оправдались. Ежегодно искусственная насыпь уходила под воду на 50 см. Но, к счастью, в 2003 году скоростная осадка прекратилась, и теперь ежегодно море забирает лишь 5-7 см, что входит в запланированную норму.

Ввиду больших перспектив такого строительства было принято решение о строительстве второй взлетно-посадочной полосы. Ее соединили с основным островом небольшой перемычкой, по которой самолеты курсируют к зданию вокзала и обратно. При строительстве второй полосы уже были учтены предыдущие ошибки, и появилась возможность регулирования неравномерной просадки насыпи. Повсюду установлены электронные датчики, чутко реагирующие на малейшую подвижку почвы.

Однако эти проблемы не видны пассажирам, которых больше волнует перспектива посадки в

Аэропорт Агатти. Индия

Эта воздушная гавань которая со всех сторон окружена океаном, поэтому зрелище при взлете и посадке представляется жутковатое и, в то же время, незабываемым.

Аэропорт Агатти находится в Индии, на южной оконечности одноименного острова, входящего в состав Лаккадивских островов. Остров представляет собой восьмикилометровую полоску суши, при этом его ширина составляет меньше одного километра.

Взлетно-посадочная полоса на острове построена в 1988 году и была предназначена для приема самолетов Dornier 228. Тогда же был сооружен временный терминал, существующий здесь до сих пор.

Ассоциация аэропортов Индии планирует расширение аэропорта, в рамках которого взлетно-посадочная полоса будет продлена с 1204 до 1540 метров, что позволит аэропорту принимать самолет класса ATR-72 без ограничений полезной нагрузки. Также будет построено новое здание терминала на 150 пассажиров. Терминал и стоянка для двух самолетов будут построены на платформах, опирающихся на сваи.

Первоначальный проект предусматривал удлинение полосы путем постройки моста, соединяющего Агатти с двумя небольшими необитаемыми островами. Однако этот проект был отклонен по экологическим соображениям. В настоящее время коммерческую эксплуатацию аэропорта осуществляет авиакомпания Air India Regional, соединяющая остров с городами Ченнаи, Кочи и Бангалором.

Аэропорт Мадейра. Португалия

У этого аэропорта сложная и одновременно трагическая история. После масштабной реконструкции, проведенной в 2000-х гг., взлетно-посадочная полоса воздушной гавани острова стала одним из увлекательнейших аттракционов, вызывающих в крови адреналиновый всплеск. Вместе с тем аэропорт курортного острова Мадейра был и остается достаточно загруженным в течение всего года.

В 2016 году местные власти приняли решение о присвоении своей воздушной гавани имени Криштиану Роналду – футбольной звезды мирового уровня, который родился и вырос на Мадейре. В начале своей истории аэропорт имел взлетно-посадочную полосу длиной 1600 м. В дальнейшем планировалось строительство еще одной такой же ВПП, но трагические события 1977 г., когда при приземлении потерпел авиакатастрофу лайнер португальской авиакомпании TAP Portugal, погиб 131 человек, изменили планы. В условиях плохой видимости из-за погодных условий самолет при заходе на посадку коснулся земли в 300 м позади контрольной точки, не смог остановиться в конце ВПП, выехал с неё и потерпел крушение. После произошедшего встал вопрос об увеличении протяженности уже существующей ВПП, а не о строительстве новой. В результате проведенных работ взлетно-посадочная полоса была увеличена до 1800 м, что лишь в небольшой степени помогло решить проблему безопасных посадок самолетов. В течение десятилетий разрабатывались проекты по реконструкции и увеличению длины и ширины взлетно-посадочной полосы, что привело к возникновению уникального проекта – ВПП эстакадного типа, возвышающейся над землей на 50 м и протяженностью 2777 м, увеличенной за счет береговой линии. Железобетонные столбы в количестве 180 шт. являются опорами этого сооружения. К 2000 г. строительство было завершено, а в 2004 г. этот проект был удостоен награды Outstanding Structures от международной ассоциации IABSE, что в мире архитектуры приравнивается к голливудскому «Оскару».

Аэропорт Гисборн. Новая Зеландия

Гористая местность вблизи этого аэропорта обуславливает сложность захода на посадку, особенно в тяжелых погодных условиях. А также это необычное место, где самолет уступает дорогу поезду или наоборот. Как бы ни парадоксально это звучало, но это так.

Самолеты и поезда в этом аэропорту вынуждены уступать друг другу дорогу, а диспетчеры должны быть предельно внимательны, чтобы правильно составить расписание вылетов.

Здесь только одна взлетно-посадочная полоса длиной 1310 метров. Она может обслуживать небольшие воздушные суда даже по ночам. Кроме этого предусмотрено 3 грунтовые полосы для легкомоторных самолетов.

Стандартная работа по согласованию прохода поездов и посадок-взлетов самолетов проводится отлажено, благодаря четкому расписанию. Но самая сложная задача для диспетчеров аэропорта Гисборн – это согласовать прием и отправку частных самолетов, которые, естественно, никакого расписания не придерживаются. Надо отдать должное работникам аэропорта. Несмотря на такое нестандартное пересечение дорог абсолютно разного транспорта, здесь не зафиксировано ни одной нештатной ситуации.

Аэропорт острова Саба. Нидерланды

Путь к этому удивительно красивому Карибскому острову может быть немного пугающим благодаря его взлетно-посадочной полосе 1300 футов длиной — она лишь немного длиннее, чем большинство взлетно-посадочных полос авианосцев. Невероятно короткая взлетно-посадочная полоса окружена высокими утесами, она опасно близко примыкает к крутому обрыву, у подножья которого лишь океан. По совокупности всех причин это один из самых опасных аэропортов в мире. Неправильная оценка пилота во время взлета может привести самолет прямо в пропасть. Большие лайнеры избегают этого аэропорта по очевидным причинам, но даже очень маленькому самолету, такому как Cessna, приземление покажется трудной миссией, особенно когда погодные условия плохи. По мнению местных жителей, именно посадочная полоса виновата в постоянном уменьшении количества туристов на острове.

Аэропорт Паро. Бутан

Это единственный в гималайском королевстве аэропорт, который имеет статус международного и асфальтовую взлетно-посадочную полосу длиной почти в 2 километра. Вся территория Бутана лежит в горах, между 170 и 7000 метрами над уровнем моря. Понятно, что найти в такой местности прямую и длинную полоску земли для строительства ВПП было не так-то и просто. Аэропорт расположен в ущелье, на высоте 2237 метров над уровнем моря. Ущелье окружают горы высотой примерно в 5,5 километров, поэтому для того, чтобы взлететь или сесть в данном аэропорту, требуется особое мастерство пилота, а также идеальная видимость.

Аэропорт расположенный в шести километрах от города Паро на высоте более двух тысяч метров в тесной долине реки Паро. Он окружён вершинами-пятитысячниками, поэтому считается одним из сложнейших на планете, и лишь восемь пилотов в мире сертифицированы для выполнения посадки в нем.

Если туристические туры обслуживает масса авиарейсов, то в аэропорту Паро садятся единицы самолетов. Когда самолет заходит на посадку над полосой № 33, то он должен вначале обойти гору и начать осуществлять посадку на высоте, составляющей буквально несколько десятков метров. Проходящая низко над землей глиссада ведет в яму между гор. Говорят, что осуществляя посадку, пилот может встретиться с местными жителями глазами.

Сначала он летит перпендикулярно взлетке справа налево за первым правым “холмом”, затем круто разворачивается и вылетает из-за левого “косогора” с креном вправо, чтобы успеть приземлиться. Поднимать самолет тоже сложно, особенно психологически: перед пилотом непрерывная стена — гора, которая находится прямо по курсу от взлетной полосы. Пилоту приходится аккуратно выдерживать вертикальную скорость, ведь даже малая просадка означает смерть. При этом справа находящаяся скала находится всего в 150 метрах. Взлетая, самолет набирает высоту по воронке, пока не перевалит за высоту горных вершин.

Аэропорт Барра. Шотландия

Шотландский аэропорт Барра – единственный в мире, чьи взлётно-посадочные полосы находятся на пляже. Расположенный на одноимённом острове, входящем в систему Внешних Гебрид, в северной части страны он состоит из трёх коротких (не больше восьмисот метров) полос, размеченных деревянными колышками.

Аэропорт принимает самолёты с пониженными взлётно-посадочными характеристиками и исключительно во время отлива. С приливом пляж залива Трай Мор покрывается водой, на время прерывая функционирование аэропорта.

В ночное время Барра также закрыт для приёма и отправки воздушных судов. В тёмное время суток разрешены только экстренные взлёты и посадки, которые проводятся с помощью автомобильных фар и разложенных вдоль полосы светоотражающих лент.

Открытый в 1936 году аэропорт Барра сегодня представляет собой крохотный, но современный «пункт назначения». Помимо песчаных полос он оборудован классическим терминалом для приёма пассажиров, диспетчерской вышкой, службой загрузки багажа, навигационными системами и помещениями, аварийными службами. Они нужны преимущественно для очистки пляжа от тюленей, время от времени выползающих из моря.

Аэропорт Барра обслуживает около полутора тысяч рейсов в год. Он принимает как регулярные, так и чартерные самолёты. Ежегодное количество пассажиров, проходящих через аэропорт Барра, составляет около десяти тысяч человек. Чаще всего, с песчаных полос самолёты отправляются в сторону Бенбекула и Глазго.

Аэропорт Синт-Мартен. Нидерланды

Аэропорт Принцессы Юлианы (полное официальное название) имеет возможность принимать даже большие самолеты класса Boeing 747, хотя посадочная полоса при нормальной ширине в 45 м по своей длине составляет всего 2300 м, что является предельно допустимым значением для некоторых типов лайнеров. В связи с этим взлет и посадка, проходящие на глиссаде 3°, считаются самыми опасными в Карибском регионе.

Расположение и рельеф острова Синт-Мартен не предполагали строительство полноценной взлетно-посадочной полосы. Поэтому было принято решение о постройке минимально допустимой по своей длине полосы для дальнемагистральных лайнеров.

Торец взлётно-посадочной полосы аэропорта расположен прямо на морском берегу, вплотную к пляжу Махо, так что воздушные суда при заходе на посадку пролетают на высоте 10-20 метров над головами туристов, отдыхающих на пляже за торцом ВПП. Место известно как «Рай для споттера»

За всю историю работы аэропорта не было зафиксировано ни одной катастрофы, хотя эта взлетно-посадочная полоса считается одной из самых сложных для экипажей лайнеров и диспетчерских служб.

Аэропорт Сочи. Россия

Ещё со времен Советского Союза считался самым сложным для работы пилотов. Особенность его в том, что заход на посадку возможен только со стороны моря. Даже в хорошую погоду испарения большого массива воды доставляют проблем самолету, летящему на низкой высоте. А уж в штормовую погоду. При том борту нужно вписаться в довольно узкий коридор между горами и водой. Кроме того — в этом месте весьма ограничена возможность прервать посадку. После определенного момента на второй круг уйти просто невозможно и посадку нужно производить при любых условиях.

Кроме того до 2014 года были претензии к устаревшему техническому оснащению (радиооборудование, светосигнальная система). Однако после модернизации к Олимпиаде, аэропорт поднялся до мировых стандартов. Хотя это не отменяет требования высокого профессионализма и максимальной сконцентрированности пилотов.

Аэропорт Лукла. Непал

Аэропорт Лукла – главные воздушные ворота Эвереста. Именно через этот крошечный аэропорт прибывают к старту маршрута практически все туристы отправляющиеся на треккинг к базовому лагерю Эвереста а также альпинисты, мечтающие о вершине Джомолунгмы. Лукла – действительно экстремальное место. Длина взлётной полосы всего 520 метров. С одной стороны она обрывается в пропасть, с другой – упирается в скалу. Более того, уклон взлётной полосы составляет 10-12 градусов. Поэтому приземлятся тут надо только в одном направлении и только с первого раза. Пилоты говорят, что после того как самолёт пересекает реку, пути назад нет – он должен приземлиться, второй заход невозможен.

До появления взлётной полосы в Лукле, на то чтобы добраться сюда из Катманду уходило около 3 недель. Значительную часть пути надо было идти пешком и соответственно все грузы переносились портерами.

Долгое время взлётная полоса в Лукле оставалась грунтовой, слегка присыпанной щебнем. И только в 2001 году её заасфальтировали и построили новое здание терминала.

В Лукле до сих пор нет навигационного оборудования, пилоты осуществляют взлёт и посадку ориентируясь исключительно визуально. И когда на ВПП опускается туман (тучи, облака) вероятность крушения самолёта крайне велика.

Крупные авиакатастрофы с летальным исходом происходили в Лукле в 1991 (14 человек), 2004 (3 человека), 2008 (20 человек). Все они произошли при посадке. На взлёте крушения тоже случались не раз – в 1973, 1992, 2005. Но их последствия были гораздо менее трагическими – повреждение корпуса или шасси самолёта и последующее его списание.

Рейтинг самых опасных и экстремальных аэропортов в мире

Обновлено: 4 Апр, 2018

Многие пилоты считают, что наиболее опасные этапы при перелёте – это взлёт и приземление. Но в мире существуют такие аэропорты, в которых поднимать самолёт в воздух и приземлять его бывает страшно даже высокопрофессиональным лётчикам – они вынуждены проявлять настоящие чудеса маневрирования! Ниже отображена подборка, в которой отмечены самые опасные аэропорты мира.

13. Аэропорт на острове Мадейра в Португалии

Аэродром, о котором пойдёт речь дальше, был сооружён в 1964 году. За время своего существования он сменил несколько названий: Санта-Катарина, Фуншала, Мадейра, а с 2016 года это аэропорт имени Криштиану Роналду.

К опасным воздушным гаваням мира его отнесли в 1977 году, после страшной авиакатастрофы, унёсшей жизни 131человека. Взлётно-посадочная полоса (ВПП) была слишком короткой, а пилот начал приземление на 300 м дальше назначенной точки, из-за чего самолёт врезался в гору.

Работы по увеличению ВПП продолжались 8 лет, и сейчас она имеет протяжённость 2777 м. Большая её часть – это эстакада, расположившаяся на столбах-опорах из железобетона. Таких столбов 180, все имеют диаметр 3 м, высота некоторых достигает 50 м.

Благодаря этому инженерному решению в некоторой степени удалось уменьшить опасность приземления в воздушной гавани на острове Мадейра. Хотя аэродром всё же продолжает оставаться одним из наиболее экстремальных на планете, занимая среди них последнее, 13 место.

12. Аэродром Нарсарсуак в Гренландии

На 12 месте в этом списке аэропорт Нарсарсуак, стоящий севернее города Нарсака. Это важнейшая транспортная развязка Южной Гренландии и единственный международный аэродром Гренландии.

Кроме этого, Нарсарсуак является ещё и настоящей исторической достопримечательностью: он появился в 1941 году как принадлежащая Америке военная база Blue West One. В настоящее время из этого аэродрома совершаются рейсы по Гренландии, в Копенгаген, а в летнее время ещё и в Рейкьявик, то есть, повторяется путь боевых самолётов, перегоняемых в ходе Второй Мировой войны.

Аэродром имеет одну взлётно-посадочную полосу, выложенную из бетонных плит – её длина 1830 м, а ширина 45 м.

Небольшая протяжённость ВПП и множество расположенных очень близко фьордов – это ещё не вся опасность. В этой местности повышенная турбулентность, причём даже тогда, когда отсутствует привычный сильный и порывистый ветер. К полётам в этом крае со столь экстремальными климатическими условиями допускаются исключительно хорошо подготовленные и опытные профессионалы.

11. Аэропорт Бамда в Китае

Бамда – это самый высокогорный аэродром в мире, он располагается среди гор Тибета, на высоте 4334 м выше уровня моря.

Не менее шокирующей, чем высота, оказывается и ВПП: она самая протяжённая во всём мире среди аэропортов гражданского назначения – 5500 м. Такая длина взлётно-посадочной полосы может показаться излишней, но при повышенной разрежённости воздуха этот показатель является чрезвычайно важным. Из-за повышенной разрежённости воздуха, которая наблюдается высоко в горах, работа двигателей существенно усложняется и уменьшается сила тяги, а это, в свою очередь, не даёт самолёту быстро подняться в воздух. Это главная причина, почему Бамда занимает 11 место в рейтинге самых сложных в мире аэропортов для посадки и взлёта.

10. Ледяная взлётно-посадочная полоса на станции «Новолазаревская» в Антарктиде

В 1961 году на побережье Земли Королевы Мод, приблизительно в 80 км от моря Лазарева, была создана советская антарктическая станция «Новолазаревская».

В 1979 году, в 12 км к югу от неё, был сооружён аэродром, предназначенный для приёма Ил-76. Аэродром – один из наиболее масштабных в Антарктиде, он оборудован бетонированными стоянками и трассами для взлётов и посадок.

Он является 10-м из наиболее опасных и страшных на нашей планете. Особую опасность представляют в основном экстремальные климатические условия, а не месторасположение аэропорта. Реальной и действительно страшной проблемой может стать вес самолёта – огромная машина способна проломить лёд или же загрузнуть в мягком снежном покрове.

9. Аэропорт Принцессы Юлианы на острове Святого Мартина в Нидерландах

Ещё один из самых страшных аэродромов в мире – аэропорт Princess Juliana международного назначения. Торец его взлётно-посадочной трассы располагается вплотную к популярному среди отдыхающих пляжу Махо.

Отправляясь на посадку, самолёты летят низко над пляжем (10-20 м), едва не задевая отдыхающих там туристов. Великолепные фото одного из самых опасных аэропортов мира и яркие впечатления от вида пролетающих над головой огромных махин гарантированы.

Взлёты здесь такие же экстремальные и сложные: пилот вынужден делать резкий U-образный поворот, чтобы избежать столкновения со стоящей по курсу скалой.

Ударная волна от двигателей имеет столь страшную силу, что в прямом смысле сбивает с ног многих любопытных экстремалов, наблюдающих за полётами с пляжа Махо.

8. Аэропорт Тонкотин в Гондурасе

Следующий, 8 по списку, из самых страшных аэропортов мира – Toncontin, функционирующий в Гондурасе, в городе-столице Тегусигальпе.

Аэродром сооружён в долине, вокруг которой возвышаются горы. ВПП обустроены на высоте 1005 м выше уровня моря, их протяжённость не превышает 2163 м. Так как эти трассы очень короткие и проложены вплотную к горам, самолётам приходится преодолевать горы под углом в 45°. Дополнительную сложность создают ветра, вынуждающие вносить поправки буквально в последние мгновения.

Весной 2008 года самолёт авиаперевозчика TACA не удержался на ВПП и врезался в стоящие на набережной машины, разгромив несколько из них. При этом 65 человек были ранены, 5 умерли. И это не первая страшная катастрофа в аэропорту Toncontin: осенью 1989 года боинг авиакомпании TAN-SAHSA во время посадки ударился в скалу. Жертв в этой катастрофе было очень много – из 146 людей, находившихся на борту, 131 погибли.

Невзирая на такие страшные факторы риска, этот экстремальный аэродром каждый день принимает множество авиарейсов.

7. Аэропорт Кансай в Японии

Аэропорт международного назначения Кансай – это ансамбль строений, возведённых прямо в море, на искусственно сооружённом острове в Осакском заливе неподалёку от города Осака. Длина острова 4 км, ширина 2,5 км.

К сожалению, даже инженерам Японии не удалось просчитать, с какими страшными темпами Кансай будет погружаться под воду: лишь за один 1994 год остров просел на 50 см. Сейчас эта скорость существенно уменьшилась, но для этого пришлось прибегнуть к активным действиям и дополнительно потратить миллиарды долларов.

Кансай, этот настоящий шедевр инженерии, занимает 7 место среди опаснейших воздушных гаваней мира.

6. Аэропорт Густаф III в Сент-Бартелеми

Аэропорт Gustaf III, который известен и как Saint Barthelemy, находится в водах Карибского моря, на острове Сен-Бартелеми.

ВПП имеет протяжённость всего 650 м, к тому же она построена в невероятно узком коридоре, ограниченном по бокам скалами. Во время приземления авиамашины чрезвычайно близко приближаются к горным склонам, из-за чего возникает угроза упасть прямо в океан.

Gustaf III – заслуженное 6 место среди аэропортов со страшными посадочными условиями.

5. Аэропорт Куршавель во Франции

Следующий из аэропортов, во всём мире признанных страшными и опасными, – это Куршевель, обслуживающий одноимённый французский курорт.

Расположен аэропорт среди гор, на высоте 2000 м выше уровня моря. У этой воздушной гавани чрезвычайно короткая ВПП – её длина 525 м, а уклон 18.5°.

Функциональность аэропорта ограничена ещё и техническими условиями из-за отсутствия схемы захода на посадку по навигационным приборам. Это приводит к тому, что посадка во время туманов или низко располагающихся облаков здесь совершенно невозможна.

Кстати, экстремальный Куршавель стал известным во всём мире благодаря фильму «Завтра не умрёт никогда». В картине есть эпизод, когда Джеймс Бонд приземляет самолёт на опасную и даже страшную посадочную полосу этого небольшого аэропорта во Франции.

4. Аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари в Непале

В восточном Непале есть опасный и экстремальный аэропорт, занимающий 4 позицию в рейтинге, – это аэропорт имени Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари, получивших мировую известность как первые покорители Эвереста. До 2008 года аэродром был известен как аэропорт Лукла.

ВПП, длина которой всего лишь 527 м, располагается под уклоном в 12° – из-за этого её торцы имеют 60 м разницы по высоте. Сложный ландшафт стал причиной того, что для приземлений используется один торец ВПП, находящийся на краю обрыва глубиной 700 м, а для взлётов – другой, расположенный у подножия хребта высотой в 4000 м.

Дополнительную и очень страшную опасность здесь создают густые облака и сильные ветры.

Звание «самый экстремальный аэропорт мира» этот воздушный порт заслужил ещё по одной причине: взлёты и приземления осуществляются только по VFR, так как из всех известных систем навигации здесь используется лишь радиостанция.

3. Взлётно-посадочная полоса Матекане в Королевстве Лесото

Взлётно-посадочной полосой Матекане именуют аэропорт в Королевстве Лесото. В принципе, это совсем не аэропорт в привычном для людей всего мира понимании: на горном плато протянулась взлётная полоса длиной 400 м, заканчивающаяся обрывом глубиной 600 м.

Редко какой летающий аппарат может разогнаться и подняться в высоту до того, как закончится эта полоса. Во время разработки проекта инженеры предполагали, что для набора требуемой высоты при взлёте самолёты будут уходить в свободное падение.

В 2009 году в этом экстремальном аэропорту было запрещено совершать авиаперевозки местного и международного назначения. Но для выполнения приватных рейсов малой авиации этот опасный и экстремальный аэропорт продолжает использоваться и сейчас.

Его место среди аэропортов мира с наиболее страшными условиями для полётов – 3.

2. Аэропорт Хуанчо-Ираускин на острове Саба в Нидерландах

Хуанчо-Ираускин, предназначенный для совершения международных рейсов, – это самый опасный в мире аэропорт около моря и 2-й в рейтинге наиболее экстремальных. Он расположен среди вод Карибского моря, на острове Саба, и предназначен для приземления авиамашин только трёх типов.

Windward Islands Airways

На этом аэродроме оборудована самая короткая в мире взлётная трасса (около 400 м), окружённая отвесными скалами и морем. Придаёт сложности ещё и очень сильный ветер, который к тому же постоянно меняет своё направление.

Авиаперелёты выполняют лишь экипажи здешней авиакомпании Windward Islands Airways, прошедшие специальное обучение. Для приватных рейсов Хуанчо-Ираускин закрыт, ведь малейшая ошибка при взлёте или посадке приведёт к страшным последствиям!

1. Аэропорт Паро в Королевстве Бутан

Аэропорт Паро (Paro) находится в 6 км от города Паро, в небольшой долине речки Паро, окружённой горными вершинами Гималаев 5 км высотой.

Именно месторасположение стало причиной того, что этот воздушная гавань признана самой экстремальной в мире для совершения приземлений, ведь экипажу приходится делать невероятные виражи среди гор. Взлёт не менее страшный и опасный: самолёт летит по спирали прямо над аэропортом, постепенно набирая высоту и поднимаясь над Гималаями. Такие трюки возможны только днём и только при хороших погодных условиях.

Во всём мире лишь немногие пилоты (в соответствии с разными источниками это от 8 до 25 профессионалов) имеют лицензию и разрешение на выполнение таких стремительных и экстремальных маневров в опасных условиях.

Аэропорту Paro в Бутане принадлежит позиция лидера в перечне «самые опасные аэропорты мира».

А как выглядит посадка в самых страшных аэропортах мира глазами пилота? Посмотрите видео, если не боитесь расшатать нервную систему.

Автор: Ирина Ковалёва

Обновлено: 23 Апр, 2018 В ХХ веке, наряду с успешным развитием горнолыжного…

Обновлено: 23 Апр, 2018 С 1996 года Организация экономического сотрудничества и развития…

Обновлено: 23 Апр, 2018 Несомненно, действующие вулканы мира – одно из самых…

Обновлено: 1 Май, 2019 Популярные и идиллически уединенные, дикие и оборудованные всем…

Источники:

http://samoleting.ru/raznoe/10-samyx-opasnyx-aeroportov-mira.html

http://pikabu.ru/story/odni_iz_samyikh_slozhnyikh_i_opasnyikh_ayeroportov_mira_6499114

http://kuku.travel/article/rejting-samyx-opasnyx-i-ekstremalnyx-aeroportov-v-mire/

http://migrator.ru/how/visa/tranzitnaya-viza

Ссылка на основную публикацию