Налоги на Украине

Законодательство Украины

База данных “Законодательство Украины” содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Украины

Общие сведения

Налоговое законодательство Украины состоит из Конституции Украины, Налогового кодекса, Таможенного кодекса, других законов по вопросам таможенного дела, международных договоров в области налогообложения, обязательных для Украины, иных нормативных актов.

Конституция Украины содержит общие нормы налогового законодательства, устанавливающие всеобщую обязанность по уплате налогов, порядок их введения, изменения, отмены.

Основной налоговый закон – Налоговый кодекс Украины– регулирует как общие вопросы налогообложения, так и детально прописывает виды налогов и сборов, их размеры, сроки и порядок уплаты.

Таможенное законодательство устанавливает размер, сроки, порядок уплаты различных видов таможенных пошлин.

Все налоги в Украине делятся на:

Общегосударственные

Налог на прибыль предприятий. Плательщики – различные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Украины или получающие прибыль из украинских источников, общая ставка – восемнадцать процентов.

Налог на доходы физических лиц. Объект налогообложения – годовой совокупный доход. Общая ставка – восемнадцать процентов, имеются льготные ставки, а также налоговые скидки.

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – лица, осуществляющие поставки товаров, работ, услуг, в том числе импортеры. Общая ставка равна двадцати процентам от стоимости реализованной продукции, льготная ставка на импортируемые медицинские товары согласно перечню составляет семь процентов.

Акцизный налог. Плательщики – производители, импортеры, реализаторы подакцизной продукции, к которой относятся: алкогольная и табачная продукция, горючее, автотранспортные средства, электроэнергия. Ставки различны в зависимости от вида товара, установлены либо в твердой денежной сумме за единицу измерения, либо в процентном соотношении к стоимости товара.

Экологический налог. Плательщики – хозяйствующие субъекты, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ и другие вредные воздействия на окружающую среду. Объект и база налогообложения – объемы таких вредных воздействий. Ставка установлена в твердой сумме, и ее размер зависит от вида вредного воздействия.

Рентная плата. Плательщики – лица, осуществляющие недро-, водо- и лесопользование, использование радиочастот, а также осуществляющие транспортировку нефтепродуктов и аммиака трубопроводами Украины. Ставки зависят от вида пользования, стоимости и объемов полученного (транспортированного) ресурса.

Пошлины. Порядок взимания пошлин и их виды установлены таможенным законодательством. Согласно главе 42 Таможенного кодекса Украины введены ввозная, вывозная, сезонная таможенные пошлины, а также особые виды таможенной пошлины: специальная, антидемпинговая, компенсационная и дополнительный импортный сбор.

Местные налоги

Налог на имущество. Плательщики – собственники и владельцы недвижимости, легковых автомобилей и земельных участков. Ставка налога на недвижимое имущество устанавливается местными представительными органами, не должна превышать трех процентов от размера минимальной заработной платы за один квадратный метр площади. Ставка транспортного налога – 25 000 гривен за каждый автомобиль, признанный объектом налогообложения. Налоговая база по земельному налогу – нормативная стоимость или площадь земельного участка, если он не оценен в установленном порядке. Ставка – не более трех процентов от нормативной денежной оценки.

Туристический сбор. Плательщики – лица, прибывающие на территорию административно-территориального образования, где принято решение о взимании данного сбора, и получающие услуги по временному проживанию. База – стоимость проживания. Ставка – от половины до одного процента от базы.

Сбор за места парковки для транспортных средств. Плательщики – лица, осуществляющие деятельность по созданию платных парковочных площадок. Объект налогообложения – земельный участок, занятый автостоянкой или парковочной площадкой. Ставка устанавливается местными представительными органами, не может быть меньше 0.03 и больше 0.15 процента от минимальной заработной платы

Специальные налоговые режимы

После изменений, внесенных в НК Украины Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII, действующим остался только один специальный режим – упрощенная система налогообложения(единый налог). Применяется сельскохозяйственными производителями и индивидуальными предпринимателями, отвечающими определенным требованиям. Заменяет налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, НДС, налог на имущество, рентную плату за специальное использование воды

Заключение

В целом налоговую систему Украины можно охарактеризовать как достаточно лояльную к плательщикам налогов. Общее количество и размер налогового бремени нельзя назвать чрезмерным. Основной налоговый закон является современным, понятным для понимания и очень подробным.

Однако нельзя не отметить тот факт, что ставки по основным действующим налогам (НДС, подоходному, налогу на прибыль, акцизам, единому налогу) регулярно поднимаются, что, с одной стороны, призвано помочь государству преодолеть возникшие финансовые трудности и кризисные явления, но, с другой стороны, вряд ли может положительно сказаться как на благосостоянии граждан, так и на развитии бизнеса, а также способствует возникновению новых механизмов ухода от уплаты налогов.

Статья подготовлена специалистами ООО “СоюзПравоИнформ”.

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Налоги на Украине

НАЛОГИ В УКРАНЕ. АНАЛИТИКА . КОММЕНТАРИИ от УБК.

Ваши пожелания по содержанию этого раздела сайта присылайте по эл.почте:
webmaster@ubc.ua

Правильных Вам решений и успехов в бизнесе!

Раздел в стадии разработки. Следите за обновлениями

Базовыми Законами Украины в сфере налогообложения являются: ЗК “О системе налогообложения” – “Про систему оподаткування”, ЗК “О налоге на добавленную стоимость” – “Про податок на додану вартість”, ЗК “О налогообложении прибыли предприятий” -“Про оподаткування прибутку підприємств”, “О налоге с доходов физических лиц” .

Также некоторые налоги и порядок их взымания дополнительно регулируются Декретом Кабинета Министров Украины “О местных налогах и сборах”, Законами Украины “Об общегосударственном пенсионном страховании” и другими, устанавливающими ставки налогов и сборов с зарплаты и с фонда оплаты труда (далее “на зарплату” -авт.), инструкциями и разъяснениями ГНА Украины. Изменения, как правило, также содержатся в ежегодном Законе Украины “О Государственном бюджете на 200х год”.

Ставки основных налогов и сборов 2019 в Украине следующие:

  1. НДС (единая ставка на все!) 20%
  2. Налог на прибыль предприятий 25%
  3. Налог на доходы физлиц 13%
  4. Пенсионный фонд-1 – сбор (+ на зарплату) 32%
  5. Социальное страхование – сбор(+ на зарплату) 2,9%
  6. Центр занятости – сбор (+ на зарплату) 1,9%
  7. Соцстрахование несчастные случаи (в средн.+ на зарплату) 1,2%
  8. Пенсионный фонд-2 (с зарплаты) 1-2%
  9. Социальное страхование(с зарплаты) 0,5%
  10. Центр занятости(с зарплаты) 0,5%
  11. Комунальный местный налог (фиксированный на зарплату) 1,7грн.

Существует также альтернативная система – единый налог: 6-10% с оборота для предприятий, единый налог с предпринимателей – физических лиц 20-200 гривен. Ее преимущества и недостатки будут рассмотренны в следующем обзоре.

Зарплатные налоги в сумме составляют в среднем около 54%. Ставка налога с зарплаты в пенсионный фонд при зарплате до 150 грн. составляет 1%, более – 2%. Налог в фонд страхования от нечастных случаев на производстве колеблется от 0.81%(сфера услуг) до 7% (строительство) и зависит от вида основной деятельности предприятия. Коммунальный налог является фиксированным и составляет 10% от налогонеоблагаемого минимума доходов граждан (в 2019 г. он составляет 17 гривен), и уплачивается по месту основной работы или 1.70 грн. Ставки отчислений “с” и “на” зарплату в Украине имеют “привычку” незначительно изменяться 1-2 раза в год, так что следите за изменениями.

Для примера: чтобы выплатить 100 гривен зарплаты на “руки”, необходимо иметь 185 гривен на счете предприятия.

Пример в за марте 2019г. (предприятие сферы производства – база расчета):

1. Выручка (поступило всего денег на счет, с НДС) 100 000 гривен.

2. Закуплено материалов и услуг в Украине (с НДС) 30 000 гривен.

3. Начислено зарплаты рабочим по ведомости (без НДС) 20 000 гривен

4. Остаток денег (до уплаты налогов) 50 000 гривен

СХЕМА УПЛАТЫ НАЛОГОВ В УКРАИНЕ ПРИ ВЫСОКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ:

1. ПО НДС – 20% платится разница между обязательствами и налоговых кредитом.

1. НДС: обязательства = 20% или 1/6 из 100 тис = 100000/6 = 16 667 гривен

2. НДС: налоговый кредит с закупки = 1/6 из 30 тис = 30000/6 = 5000 гривен

3. Необходимо заплатить НДС до 20 марта 2019г = 16667-5000 = 11666 гривен

2.ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ – 25% (платится разница между валовыми доходами и расходами без учета налога на добавленную стоимость)

1. Валовые доходы за февраль = 100 000 – НДС = 83 333 гривен

2. Валовые расходы за февраль = закупка без НДС + зарплата + налоги на зарплату

  • Закупка без НДС= 25 000 гривен
  • Зарплата = 20 000 гривен
  • Пенфонд 32% = 20 000 х 0.32 = 6400 гривен
  • Остальные три соцфонда 6%
    = 20 000 х 0.06 = 1200 гривен

Итого валовые расходы = 52600 гривен

3. Необходимо заплатить “на прибыль” 25% до 20 марта 2019г = (83333-52600)х0,25 = 7683 гривен

3.ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗЛИЦ + НАЛОГИ С ЗАРПЛАТЫ (из начисленной ЗП)

1. 20000 х 13% = 2600 гривен

2. 20000 х 3% = 600 гивен ( 3 фонда – см. список (8) + (9)+ (10))

Всего необходимо заплатить в бюджет из базовых 50 000 гривен 60% различных налогов

а именно: 11666+6400+1200+7683+2600+600 = 30149 гривен

При этом будет выплачена зарплата рабочим на руки 20 000- 2600-600 = 16800 гривен.

(за снятие наличных коммисия банка 1% или 168 гривен)

ОСТАТОК СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ФИРМЫ ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ И ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТ

100000- 50000- 30149-168 = 19683 гривен.

Есть два способа снятия этих денег в личное пользование:

1. Выплатить дивиденды учредителю: необходимо заплатить с суммы выплат налог на прибыль предприятий по стандартной ставке (25%), если учредитель юридическое лицо (иностранное или наше).

т.е. перечислить можно только 19683 – 25% = 14762 гривен.

Если учредитель – физическое лицо, выплата дивидендов приравнивается к выплате зарплаты (-53%) см. п.2

2. Вместо дивидендов выплатить себе зарплату в Украине (уменьшается налог на прибыль, но увеличиваются зарплатные налоги = 38%+15% = + 53%) в результате останется около 12 000 гривен чистого дохода.

ВЫВОД: ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ ОСТАНЕТСЯ 12-14 тис. (налоги составляют около 70%)

НАЛОГИ ПРИ СТРУКТУРЕ ЗАТРАТ С НИЗКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ

Альтернативный вариант на примере в за феврале 2019г. (база расчета – сфера торговли):

1. Выручка (поступило всего денег на счет, с НДС) 100 000 гривен.

2. Закуплено товаров и услуг в Украине (с НДС) 30 000 гривен.

3. Начислено зарплаты рабочим по ведомости (без НДС) 20 000 гривен ( уменьшена до 2000)

4. Дополнительная закупка товаров и услуг 65 000 гривен

4. Остаток денег (до уплаты налогов) 5 000 гривен

СХЕМА -2 УПЛАТЫ НАЛОГОВ В УКРАИНЕ

1.ПО НДС платится разница между обязательствами и налоговых кредитом.

1. НДС: обязательства = 20% или 1/6 из 100 тис = 100000/6 = 16 667 гривен

2. НДС: налоговый кредит с закупки = 1/6 из 95 тис = 95000/6 = 15 833 гривен

3. Необходимо заплатить до 20 марта 2019г = 16667-15 833 = 1334 гривен

2.ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ( разница между валовыми доходами и расходами без НДС)

1. Валовые доходы за февраль = 100 000 – НДС = 83 333 гривен

2. Валовые расходы за февраль = закупка без НДС + зарплата + налоги на зарплату

– Закупка без НДС = 79167 гривен

– Зарплата = 2 000 гривен

– Пенфонд 32% = 20 000 х 0.32 = 640 гривен

– Ост 3 фонда 6% = 20 000 х 0.06 = 120 гривен

Итого валовые расходы = 81927 гривен

3. Необходимо заплатить до 20 марта 2019г = (83333-81927)х0,25 = 351 гривна

3.ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗЛИЦ + НАЛОГИ С ЗАРПЛАТЫ (из начисленной ЗП)

3. 2000 х 13% = 260 гривен

4. 2000 х 3% = 60 ( 3 фонда)

Всего необходимо заплатить в бюджет (2765/5000) x100% = 55% налогов

При этом будет выплачена зарплата рабочим на руки 2000- 260-60 = 1680 гривен.

(за снятие наличных коммисия банка 1% или 16 гривен)

ОСТАТОК СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ФИРМЫ ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ И ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТ

100000- 95000- 2765-16 = 2219 гривен.

Те же два способа снятия этих денег в личное пользование (как в предыдущем примере).

1. Выплатить дивиденды учредителю:

2219 – 25% = 1664 гривен, деньги находятся в распоряжении юридического лица – учредителя

Если учредитель – физическое лицо, выплата дивидендов приравнивается к выплате зарплаты (-53%) см. п.2 – остаток в этом случае – 1300 гривен.

2. Вместо дивидендов выплатить себе зарплату в Украине (уменьшается налог на прибыль, но увеличиваются зарплатные налоги = 38%+15% = + 53%), сумма остатка который выплачивается как зарплата немного увеличиваеся в результате останется около 1300 гривен чистого дохода.

2219 – 53% + корректировка= 1300 гривен

Рассмотрев 2 примера, можно сделать вывод, что практически независимо от структуры затрат различные налоги с сборы в Украине составляют большую часть суммы, которая остается в результате хозяйственной деятельности.

В первом случае осталось с 50 тис = 12тис , при этом уплачено 76% различных налогов

Во втором случае осталось с 5 тис = 1,3 тис, при этом уплачено 74% различных налогов.

ВЫВОД: Изменение структуры затрат в разных отраслях незначительно влияет на сумму уплачиваемых налогов, большую долю отчислений (пропорционально) занимает зарплата – суммарные выплаты налогов по этой статье затрат составляют 53% ..

Уголовный кодекс Украины.
Статья 212 . Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей

1. Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, содеянное должностным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или любым другим лицом, которое обязано их уплатить, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах,

наказывается штрафом от трехсот до пятисот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан или лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Одни и те же действия, содеянные за предшествующим заговором группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в больших размерах, –

наказываются штрафом от пятисот до двух тысяч не обложенными налогами минимумов доходов граждан или исправительными роботами на срок до двух лет, или ограничением воли на срок к пяте лет, с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, содеянные лицом, раньше судимой за уклонение от уплаты налогов, собрания, других обязательных платежей, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды в особо больших размерах,

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

4. Лицо, которое впервые совершило действия, предусмотренные частью первой и второй этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если она к привлечению к уголовной ответственности уплатила налоги, собрание (обязательные платежи), а также возместила вред, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня).

  • Значительный размер – более 17 000 гривен (1000 НМГД)
  • Большой размер – более 51 000 гривен (1000 НМГД)
  • Особо большой размер – более 85 000 гривен (1000 НМГД)

Авт.: Из судебной практики Украины: начиная с момента появления данной статьи и по сегодняшний день практически отсутствуют прецеденты осуждения по ст.212 (неуплата налогов), а также по ст.206 (фиктивное предпринимательство), так как доказать умысел должностного лица при правильно построенной защите практически невозможно.

Ситуация может измениться коренным образом, когда начнут действовать механизмы, разрешающие определение косвенными методами доходов физических лиц в Украине и соответственно определения суммы неуплаченных налогов “на вскидку”. Пока что косвенные методы в Украине распространяются только на доходы юридических лиц и частных предпринимателей, однако после выборов-2019 в 2019-2007 году ожидается введение вышеуказанного законодательства.

Остальные выводы сделайте сами.

Аналитический отдел “УБК”.

Публикация материалов данной статьи допускается только после предварительного согласования с автором
с обязательным помещением ссылки на сайт УБК®.

Налогообложение физических лиц от А до Я

Виды местных и общегосударственных налогов с физических лиц. Объекты, база, ставки налогообложения частных лиц, порядок и сроки уплаты новых налогов на роскошь и имущество. Последние новости, изменения в налогах с граждан.

Prostopravo.com.ua рассказывает, что такое налоговое право Украины, какие виды налогов и сборов стягиваются с физических лиц. Для каждого налога вы узнаете, объекты, субъекты налогообложения, а также ставки, сроки и порядок уплаты. Кроме того, мы регулярно обновляем данные согласно изменениям в налоговом законодательстве. Здесь вы узнаете особенности уплаты новых налогов на имущество и роскошь (на автомобили и недвижимость)

Видео о налогах в Украине

Местные и общегосударственные налоги и сборы

В Украине различают общегосударственные и местные налоги и сборы. Общегосударственные налоги и сборы перечисляются в государственный бюджет, а местные служат источником пополнения местных бюджетов.

К общегосударственным налогам, относятся:

  • Налог на прибыль предприятий
  • Налог на доходы физических лиц
  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизный налог
  • Экологический налог
  • Плата за пользование недрами
  • Плата за землю (физические лица)
  • Государственная пошлина
  • Рентная плата

Общегосударственные сборы включают в себя:

  • Сбор за первую регистрацию транспортного средства
  • Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины
  • Сбор за специальное использование воды
  • Сбор за специальное использование лесных ресурсов
  • Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства
  • Сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками
  • Сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности
  • Плата за использование других природных ресурсов

К местным налогам относят:

  • Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка
  • Единый налог для юридических лиц
  • Единый налог для субъектов предпринимательской деятельности-физических лиц
  • транспортный налог
  • Единый налог для юридических лиц – сельскохозяйственных товаропроизводителей (IV группа)
  • Плата за землю (в составе налога на имущество)

Местные сборы включают:

  • Сбор за места для парковки транспортных средств
  • туристический сбор

Какие налоги платит физическое лицо в Украине

Что такое налоговое право, его источники и предмет

Налоговое право – это сложный финансово-правовой институт, регулирующий властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источниками налогового права Украины является Конституция Украины, Налоговый кодекс Украины, законы Украины и подзаконные акты касающиеся налогообложения, а также международные договоры Украины.

Предметом налогового права являются налоговые отношения, возникающие между государством и плательщиками налогов и других обязательных платежей (юридическими и физическими лицами), на которых возложена налоговыми законами обязанность уплачивать эти налоги и сборы.

Экономика

Пятая группа для “айтишников”, налог для богатых, новые акцизы на табак и налоговая амнистия. Какой будет налоговая реформа и когда ждать изменений, сообщает материал “24 канала”.

В Верховной Раде уже проголосовали за законопроекты №1210 и №1209-1. Они вносят ряд изменений в систему налогообложения. Если президент Украины подпишет закон, то он вступит в действие. Однако главные решения еще должны принять до 1 июля 2020 года. Таким образом полноценно налоговая реформа заработает в 2021. Какие изменения уже приняли, а какие только обсуждают, читайте в материале.

Как изменятся налоги в Украине?

Налоговая реформа коснется жизни всех украинцев. Изменится налог на доходы: более богатые будут платить больше. Увеличатся акцизы на табак. Из-за увеличения минимальной зарплаты, вырастут налоги не недвижимость, но украинцы в дорогих квартирах/домах будут платить больше. Для ФЛП вырастут лимиты на доходы и, возможно, создадут отдельную группу для IТ-работников. Увеличат штрафы для предпринимателей, обложат налогом иностранные компании, подконтрольные украинцам. Введут налоговую амнистию и рассмотрят введение налога на выведенный капитал. Некоторые из этих изменений уже действуют, некоторые только ждут подписи Зеленского для вступления в действие, а другие лишь на этапе обсуждения в Раде. Подробнее о каждой из реформ – далее.

Налоги для ФЛП

В этом году систему начисления налогов для ФЛП не изменили. Но, так как налоги привязаны к минимальной зарплате, то сумма налогов все-таки выросла:

За наемного работника система начисления налога тоже не изменилась, но повысился ЕСВ (единый социальный взнос). Так, за работника с минимальной зарплатой придется заплатить 1 039 гривен, а работнику в госбюджет придется отдать 920 гривен.

При ставке 4 723 платят налог 18% с зарплаты (850,14 грн) + 1,5% военного сбора (70,85 грн), а работодатель платит ЕСВ (1 039,06 грн).

Также выросли годовые лимиты доходов для всех групп. Это позволит некоторым предпринимателям изменить группу и соответственно платить меньшие налоги. Отныне лимит для 1-й группы составляет 1 миллион гривен, для 2-й – 5 миллионов, а для 3-й – 7 миллионов.

В 2020 также начнут действовать новые правила по использованию кассового аппарата. Это касается ФЛП 2, 3 и 4 группы. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

В Раде обсуждают возможность создания 5-й группы ФЛП для работников IТ-сферы. В этой области работают 158 тысяч украинских предпринимателей. Чтобы сделать их работу прозрачной, депутаты вносят различные предложения. В частности, последним было введение налога в виде 4-7% без лимита на доходы. То есть в 2021 налог бы составлял 4% и ежегодно увеличивался на 1%, пока не достиг бы 7%. Также предлагают обязать IТ-работников платить ЕСВ с двух “минималок” и 1,5% военного сбора. Изменения все еще на этапе обсуждения, но, если их примут до 1 июля 2020, то со следующего года программисты будут работать по-новому.

“Мы не уверены, что это единственное правильное решение. Но, проведя часы анализа, считаем это лучшей идеей, которая позволит буквально создать индустрию, в которой будет работать не 200 000 юридически не связанных между собой ФЛП, а полноценные прозрачные компании”,– написал у себя в Facebook заместитель министра цифровой трансформации Александр Борняков.

Акциз на табачные изделия

Акциз на сигареты и другие табачные изделия вырос на 20% в 2020 году. С 1 января 2021 года вырастет акциз и на табачные изделия для нагрева. Он составит 1,45 гривны за штуку и будет ежегодно повышаться на 20% до 2024 года, пока не достигнет 2,52 гривны.

Акциз на табачные изделия увеличивают для того, чтобы приблизить цену к европейской.

“Ежегодно у нас увеличивается акциз на 20%, что приводит к росту цены, которая должна соответствовать европейской. Это сделали для того, чтобы не было оснований для тех контрабандных вещей, которые сегодня есть”,– объясняет экономист Олег Пендзин.

До сих пор электронные сигареты не приравнивались к обычным, то есть государство не накладывало на них акциз. Табачные компании заявляли, что электронная сигарета менее вредна, а значит акциз должен быть на особых условиях. Акциз все же введут, но пока неизвестно в каком размере.

Налог на недвижимость

В 2020 налог за лишние квадратные метры снова увеличился из-за роста минимальной зарплаты. Теперь максимум придется платить 62,6 гривен за каждый дополнительный квадратный метр. Это зависит от города. Следовательно, платят те, чьи квартиры превышают 60 квадратных метров, особняки – 120, а квартира + особняк – 180.

Однако с 2021 года система начисления налога на недвижимость может измениться. Даниил Гетманцев, глава профильного комитета считает, что такая система несправедлива, так как недвижимость значительно отличается в цене. Несправедливо, что человек, который живет в центре Киева, и человек, который живет в небольшом селе на Закарпатье, платят одинаковый налог.

За основу хотят взять подход при налогообложении земли. Для земли есть определенная нормативно-денежная оценка, согласно которой владелец платит налог. Если эту систему применят и для недвижимости, то для владельцев дорогой недвижимости налог вырастет, и наоборот. Базу в Фонде государственного имущества уже наполняют. Именно с помощью этой базы будут оценивать недвижимость.

Налоговая амнистия

Далеко не все граждане декларируют свои доходы. Способ заставить людей это сделать власть видит в так называемой налоговой амнистии. Людям хотят предложить рассказать налоговой обо всем своем имуществе (недвижимости, транспорте, и т.д.) и теневых доходах, заплатив при этом 2,5-5%. Отвечать за уклонение от уплаты налогов при этом не придется. Обещают также не спрашивать откуда у людей были деньги на покупку всех этих вещей. Таким образом хотят вывести экономику Украины из тени.

Все же есть и противники такой инициативы. Ее раскритиковали за несправедливость по отношению к людям, которые честно платят все налоги. В частности, управляющая партнерша HLP Group Лада Кримерман предлагает 10% налога вместо предложенных 2,5-5%. Также говорят о том, что это расширит полномочия налоговой и создаст поле для давления на предпринимателей и других украинцев.

Налог для богатых и бедных

Сейчас в Украине действует фиксированный налог на доходы. Власть планирует ввести пропорциональный, то есть разный для людей в зависимости от размера их доходов. Планируют сделать три ставки на налог: обычную, повышенную и пониженную. Чем меньше доход, тем ставка ниже. Сейчас на рассмотрение внесены 2 законопроекта. Согласно одному минимальная ставка составит 15%. Согласно другому, налог будет от 18% (для доходов до 10 “минималок”) до 54% (для доходов от 20 “минималок”). Опять же, эти вопросы обсуждают в Раде и профильном комитете в частности. Это изменение – одно из ключевых в налоговой реформе 2020, а потому, вероятно, что к 1 июля примут новый закон, который вступит в действие 1 января.

Более низкие налоги, если декларируешь

Если таки введут пропорциональный налог по трем ставкам, то хотят также поощрить украинцев декларировать свои доходы. Для людей на базовой ставке декларация доходов не обязательна. Но если они пойдут на этот шаг, то получат бонус от государства. Их налоги пересчитают по минимальной ставке и пришлют “кэшбек”, то есть разницу в налоге по минимальной и базовой ставке.

Рассматривают инициативу отнимать от дохода определенные расходы перед тем, как начислять налог. В частности это касается аренды жилья, расходов на уход за родителями старше 80 лет, лечение, а также отдых в Украине.

Бизнес украинцев заграницей

Доход от иностранных компаний украинцев теперь также подлежит налогообложению. Будут две ставки налогообложения: 9%, если доход распределяется и 18%, если нет. Это прописали в законе 1210, за который уже проголосовали. Но от вступления в действие закон отделяет еще подпись президента. Если Зеленский подпишет, то новые правила начнут действовать в 2021, то есть первый отчет предприниматели должны подать в начале 2022.

Среди других изменений, за которые проголосовали…

Предприниматели должны подавать налоговую отчетность. Если они делают это не вовремя или вообще пренебрегают этим, то должны уплатить штраф в размере 170 гривен. Теперь его увеличили до 2 040 за первый раз и 4 080 за второй.

В 2021 году в Украине заработают правила BEPS. Они не позволят незаконно выводить капитал из Украины в оффшоры. Это коснется компаний, которые являются плательщиками налогов сразу двух и более стран, то есть международных компаний или группы юридических компаний из разных стран, которые связаны между собой.

Что такое BEPS? Это глобальный проект в борьбе с оффшорами и уклонением от уплаты налогов. Он начал действовать в 2013 году. К программе уже присоединились более 100 стран мира. Украина частично начала применять правила еще в 2017.

Отчетность о налоге на прибыль нужно подавать ежегодно или ежеквартально. Это зависит от размера прибыли. Теперь все, чей доход не превышает 40 миллионов гривен, могут подавать отчет ежегодно. Раньше граница была в 20 миллионов гривен.

Напомним, что за эти изменения депутаты проголосовали 16 января, но чтобы они окончательно начали действовать, президент Зеленский должен подписать закон. Среди предпринимателей в основном слышно недовольство относительно этого закона.

“Закон 1210 негативно повлияет на итак падающий рейтинг Украины в Doing Business по направлению “Налогообложение”. За прошлый год по этому критерию Украина ухудшила свои позиции на 11 пунктов — с 54 до 65 места”,— говорят в Союзе украинских предпринимателей.

Что такое рейтинг Doing Business? Это ежегодный рейтинг, который на основе 11 факторов (налоги, кредиты, регистрация бизнеса и другие) определяет насколько легко в стране открыть бизнес и вести его. Украина в 2019 году заняла 71-ю позицию.

Налог на прибыль или налог на выведенный капитал?

В Украине сейчас действует налог на прибыль. Но вот уже несколько лет обсуждают возможность перехода на другую систему – налог на выведенный капитал (ПнВК). Эстония – одна из стран, доказывающих, что налог на выведенный капитал – успешный ход. Однако, Международный валютный фонд выступает против того, чтобы Украина переходила на налог на выведенный капитал, поскольку ЕС и большинство стран мира применяют налог на прибыль, и это является мировым стандартом.

Главная разница – в объекте налогообложения. Налог на прибыль облагает операционную прибыль, то есть когда из дохода уже вычли все расходы (зарплаты работникам, закупку материалов, оборудования и т.д.). Налог на выведенный капитал между тем облагает налогом только дивиденды, то есть то, что предприниматели выводят на личные счета. То, что остается на счетах компании и тратится для ее развития, не подлежит налогообложению.

Те, кто поддерживает переход на новую систему налогообложения, говорят об упрощении для бизнеса. Главными аргументами против являются несоответствие мировым стандартам, а также дыра в бюджете. Если Украина перейдет, то нехватка денег в госбюджете будет 26-50 миллиардов гривен.

Учитывая сложность вопроса, депутаты предлагают ввести две системы в Украине для разных предпринимателей. Хотят ввести налог на выведенный капитал в ограниченных объемах.

“Предприятия, которые не будут достигать лимита обращения, смогут платить ПнВК. Кто перелимитит – будет оставаться плательщиком налога на прибыль”,— рассказывает глава профильного комитета Гетманцев.

Это позволит властям уменьшить давление на государственный бюджет, а также проверить новую систему на практике.

Пока эти инициативы только обсуждают, но ни на одном предложении не остановились. Поэтому в 2020 году будет налог на прибыль.

В Верховной Раде сейчас активно разрабатывают законы и поправки в Налоговый кодекс Украины. В любом случае налоговую реформу украинцы ощутят уже в 2021 году, хотя некоторые изменения начнут действовать и раньше.

Подпишитесь на “Трибун” в вашем Telegram , Facebook и Youtube . Оперативно и лаконично о самом важном

Источники:

http://ubc.ua/Links/tax.html

http://prostopravo.com.ua/nalogi

http://tribun.com.ua/65624

http://kakdobratsyado.ru/kakie-nalogi-v-avstralii/amp/

Ссылка на основную публикацию